Файл: План учебного занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см.

Экипаж

Возница, сидящий спереди

Боец, стоящий позади в кузове, с удлиненным деревянным щитом с умбоном, несколькими метательными копьями и кельтским мечом.
3 учебный вопрос.

Вооружения саков

Всем известно, что основу сакского ремесла составлял звериный стиль. Этот же стиль широко использовался и в боевых орудиях. В целом вооружение делится на две группы: ударное оружие и оборонительное вооружение.По словам ученого К.Ахметжана, глубоко изучившего этнографию традиционного вооружения, к ударному оружию относятся лук и стрелы, кинжал, короткий кинжал (акинак), длинный кинжал, копье, топор, а к оборонительному вооружению относятся доспехи, шлем, панцирь, оберегающий руки и ноги.

Оружие.

Лук – один из древних орудии военного дела. Самый первый простой лук использовался в охоте в эпоху неолита, затем веками наши предки совершенствовали его до сложного боевого орудия. Изначально лук делался из дерева, наши предки, используя дополнительные материалы, такие как рога, кости, кожа, сухожилия, усовершенствовали его до сложносоставного вида оружия. Благодаря скифскому луку –передовому виду оружия, имя саков стало известно всему миру. Сегодня наверно, можно его сравнить с автоматом Калашникова. По словам этнографа К.Ахметжана, лук по своей форме напоминал греческую букву «сигма». А античный автор Аммиан Марселин писал: «В то время, как другие народы изготавливали луки из гибких ветвей, скифские и парфиянские луки напоминают полумесяц, середину их разделяет прямой и круглый брусок». Длина лука составляет 60-100 см, и в зависимости от этого длина стрелы составляла 60-70 см. Футляр где хранился лук и стрелы кочевого воина в науке называется – горит. Если воины соседних стран натягивали тетиву с помощью безымянного и среднего пальца, то тетиву скифского лука натягивали большим пальцем.

Если лук и стрелы применялись для дальнего боя, то для ближнего боя применялся короткий меч – акинак. Акинак – колюще-режущее холодное оружие, предназначенное для ближнего боя. Имел сердцевидное перекрестие и плоское навершие в виде поперечного короткого бруска или полумесяца. Также встречаются акинаки с изображением головы грифона.

Боевой топор – древнее оружие кочевников, используемое при ведении ближнего боя. Основываясь на археологических, иконографических материалах К. Ахметжан воссоздал оружия сакских воинов – секиру, имевшую форму полумесяца, двусторонний топор – сагарис, и чекан – небольшой боевой топор с молоточком на обухе. Эти орудия широко использовались во время боя. В искусстве войны также широко использовалась и булава. Материалы, найденные в Уйгаракском кургане, свидетельствуют, что саки использовали каменные булавы. С развитием наконечников стрел совершенствовалась и защитная одежда. В VI-IV вв. до н.э. в связи с усложнением лука изменились и наконечники стрел. Ранее наконечники стрел составляли 7-12 см, и они достигали намеченной цели. С усовершенствованием лука, возросла и его гибкость, увеличилось расстояние стрельбы, стали уменьшатся наконечники. Использовались трех или четырехгранные стрелы, пробивающие панцирь. В целом ударное оружие и защитная одежда саков совершенствовались в соперничестве.


Снаряжение.

Важную роль в защитном снаряжении выполнял доспех. Скифский доспех был пластинчатым, большие прямоугольные металлические пластины нашивались на кожу, войлок. Воины, входившие в племенной союз саков в І тысячелетии до н.э., надевали полностью металлические доспехи – кираса. «На бронзовой скульптуре сакского воина, найденного на берегу реки Талас, (IV-III вв. до н.э.) одет такой же кираса, а ниже пояса он защищен широкими железными пластинами, которые в круговую связаны друг с другом сыромятиной», - говорит К.Ахметжан.

Сакские воины особое значение придавали и шлему, который защищал голову. По мнению этнографа К. Ахметжана было широко распространено два вида металлических шлемов: один из них имел округлый верх, передняя часть повторяет форму бровей человека, для защиты от тяжелого удара имели защитные края, а второй – остроконечный шлем. По результатам многочисленных археологических раскопок известно, что саки в большинстве использовали остроконечный войлочный головной убор. Щиты во времена саков изготавливались из дерева. Они так же были пластинчатыми. Деревянные пластины, нашитые на кожаную основу, были найдены во время археологических раскопок (Пазырык, Берель). Военное искусство саков-скифов, живших на территории Казахстана, показывает, что они имели легкую, гибкую форму, удобную для быстрых и резких движений. Со временем, когда на сцене появились гунны, военная тактика и вооружение претерпело дальнейшее усовершенствование. 
4 учебный вопрос.

Пазырыкский ковер – старейший из существующих в мире ворсовых ковров. Он был найден в одной из пазырыкских курганов на Алтае и хорошо сохранился благодаря условиями вечной мерзлоты. Пазырыкский ковер – приблизительно квадратный по форме, центральное поле окаймлено пятью бордюрами. Ковер украшен геометрическим узором, фигурами грифонов, ланей и всадников, стилизованными цветками. Он был полностью сделан из шерсти и отличается яркими красками. Пазырыкский ковер является наглядным свидетельством высокого уровня ковроткачества у ранних кочевников.

Костюм жителей Великой Степи хорошо востанавливается по находкам в курганных комплексах Пазырык, Иссык, Аржан. Так, костюм женщины – всадницы состоял из длинной и широкой юбки, сшиоой из трех красных полос. Юбка подпоясывалась шерстяным шнуром с кистями, окрашенными в оранжево-красный цвет. Поверх юбки надевалась легкая рубаха с длинными руковами, округлым вырезом горловины и отделкой красным шнуром и тесьмой. Верхней одеждой была шуба с узкими длинными рукавами из меха сурка, с отделкой из меха черного жеребенка: обувь – войлочные сапоги-чулки. Пазырыкские женщины брили голову и носили сложный высокий парик с основой из войлочной шапочки, к кторой в два слоя былипришиты волосы.



Сакские мужчины носили широкие рубахи ниже бедра, с длинными узкими рукавами, и штаны, которые сужались книзу (штаны – важная деталь скифского и сакского костюма, до них практически неизвестная народом Средиземноморья и Передней Азии). Поверх рубахи надевался длинный распашоной кафтан, который часто носили внакидку. На ноги поверх штанов надевали войлочные сапоги-чулки на кожаной подошве. Такие сапоги-чулки были сакским «брендом»: на барельефе в Персеполе их, среди прочих даров, преподносит царю Дарию сакское посольство.

Одежду саки шили из разных материалов – хлопка, шерстяных тканей, войлока, кожи, меха и обильно украшали ее декаративными деталями. Замечательный пример такого костюма – Золотой человек. Знатный сакский юноша, погребенный в кургане Иссык, был одет в сшитую из алой замши одежду, украшенную золотыми пластинами. На нем были узкие кожаные штаны, высокие сапоги и камзол с зауженными рукавами. Сапоги и камзол были обшиты бляхами в виде трилистников, а ворот и рукава – бляхами с изображением тигриной головы. Головной убор – высокий, остроконечный, с орнаментами, эмблемами, золотыми стрелами и яркими золотыми деталями.
5 учебный вопрос.

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Основные части юрты: кереге/канат (решётчатые складные стенки), уук/уык (жерди, составляющие купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола, скрепляющий жерди), ергенек (дверца входа), кошма, покрывающая все сооружение. Для формирования решётчатых стенок (кереге) используется тесьма из сыромятной кожи, называемая «кок»[9]. Монгольские, бурятские, калмыцкие и тувинские юрты имеют пару подпорок по центру для поддержания низкого свода. Киргизские, казахские, туркменские и каракалпакские юрты обходятся без подпорок за счёт более высокого свода. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через открытый тундюк/шанырак — решётчатый круг/отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днём для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны сквозь решётчатые стенки (кереге), позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени. Почётное место в юрте (тор), куда сажают дорогих гостей, расположено прямо напротив входа, рядом с горкой из сундуков и постельных принадлежностей, стоящей на подставке-жукаяке.


Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Сторона юрты, где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере. В центре юрты расположен очаг.

Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская. На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая.

Киргизская юрта обычно обращена выходом на восток. Правая сторона (при взгляде снаружи) от входа женская (эпчи жак) с домашней утварью, левая — мужская (эр жак) для ружья, уздечки, седла и т. п., напротив входа почётное место, центр юрты — место для очага.
Заключительная часть – 10 минут:

- подвожу итоги занятия.

- отмечаю отличившихся студентов на занятии.

- отвечаю на возникшие вопросы в ходе занятия.

- даю домашнее задание:

1. Вспомните определение материальной культуры.

2. Расскажите о достижениях материальной культуры степной цивилизации бронзового века.

3. В чем отличие андроновских городов от городов Маргуша.

4. В чем отличие степной керамики от керамики оседло-земледельческих культурных очагов.
Творческое задание для мини-групп:

1. Подготовьте презентацию на тему «Боевая колесница».

2. Подготовьте презентацию на тему «Сакский костюм».