Файл: Истоки и особенности формирования цивилизации Великой степи(энеолит и бронза).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Истоки и особенности формирования цивилизации Великой степи–(энеолит и бронза)»
Эпоха энеолита охватывает III –II тыс. до н.э. именно в эту эпоху энеолита Степь стала зоной распространения скотоводства. Началось оно с одомашнивания лошади, которое связывают с ботайско-терсекской археологической культурой, сложившейся в Северном Казахстане. Эта культура была переходной? скотоводство в ней еще не доминировало над охотой.
Бегазы-Дандыбаевская культура – первая в истории человечества культура коневодов, которая существовала в 3700-3100 гг. до н.э. Конина и кумыс являлись основной пищей ботайцев. Они не знали еще медных орудий, но располагали совершенными каменными и костяными орудиями.
В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, появляются захоронения вытянуто на спине. К примеру, могильник Аксу-Аюлы -2. Широко распространяется строительство жилых наземных домов из камня. В строительстве также использовалось дерево. Хозяйство. Андроновцы жили в оседлых поселениях по берегам небольших речек с пахотными землями. Были найдены кувшины со сгоревшим просом. Добыча, найденная в археологических раскопках: это ступки, песты, терки, мотыги. Выращивание скота занимало огромное место в хозяйстве. Основной пищей было молоко, изготавливали творог, сыр. Мяса было очень мало, его использовали только на праздниках, в жертвоприношениях богу. Основной вид скота: овцы, коровы, лошади. Существовало три породы лошадей: 1). высота 128-136 см., с большой головой, густой гривой, низкорослая. Имеется сходство с нынешней монгольской породой. 2). С высокой или средней холкой - 136-152 см, вес которой достигал до 350 кг. 3). Породистая лошадь, высота - 152-160 см., ноги тонкие, стройные, с короткой шеей, как у барана. Они запрягались в военные телеги. Главным источником средств существования для андроновцев всегда оставалось скотоводство, спецификой которого они овладели в совершенстве. Они впервые в мире ввели приручение животных. Скот они держали в теплом месте, с этой целью строили специальные ограждения с одной стороны жилого дома. В продолжение жилого дома пристраивали сараи для скота. Появилось и другое новшество - по мере роста подвижности хозяйства все более росло поголовье двугорбых верблюдов-бактрианов. В раннем и среднем бронзовом периодах, в начале 1 тысячелетия до н.э., андроновцы жили как оседлое поселение. Вследствие пастьбы скота возле дома, угоны быстро истощались. Поэтому они придумали метод, пригодный для летнего пастбища. В весенние и летние месяцы молодые люди и мужчины уводили скот далеко на пастбища, семьи оставались для занятий земледелием. Древние горняки. Разработка рудных месторождений появилась еще три тысячи лет назад до н.э. К примеру, В Жезказгане в этот период уже начала обрабатываться руда. Они усвоили способы окисления руды, производства руды при помощи огня. Каждая семья сама изготавливала посуду. Женщины заготавливали глины, из
которой стряпали посуду, затем выжигали ее огнем. Посуда была украшена разнообразными геометрическими фигурами. Домашний промысел. Андроновцы все необходимое для дома делали своими руками. Они усвоили все секреты сучения нитки, вязания, обработки кожи. Нитки для материалов производили из шерсти скота. У них имелись вязальные станки, веретено, прялки. Они носили обувь без каблуков, одевали шапки-ушанки из кожи. Женщины в основном одевались в длинные платья до пола. Носили украшения, сережки, бусы. Мужчины вооружались луками, изготовленными вручную. Народ, общество, обычаи и традиции. Они жили одной большой семьей, родственники выполняли все хозяйственные дела сообща, вместе. Были особенности в раскапывании могил. Это свидетельствует о неоднородности андроновского общества. В "богатых" погребениях могильная яма отличалась значительными размерами, грандиозностью курганной насыпи, каменные ограды вокруг нее, и, в особенности, инвентарем. Существовало социальное разделение на воинов, властелинов, жрецов. Религия и искусство. Головы умерших в трупоположении располагали на юго-запад или на запад. Это означало повиновение богу, который связывает их с иным миром. Умершего хоронили в скорченном положении или могли вовсе сжечь тело. Это, скорее всего, означало их повиновение огню. Строительство домов тоже начиналось с жертвоприношения, где в жертву приносили быков, посуды с полной чашей молока, молодых овец. Даже имелись случаи, когда детей тоже приводили в жертвоприношение. Очаг дома считался самым святым местом. Наскальные рисунки. Рисунки эпохи бронзы, которые покрыты тонкой пленкой времен, имеют свои особенности, они рисовались на скалах. Эти рисунки животных, людей в образе солнца, военные телеги, фрагменты стычек и войн - свидетельствуют о миропознании этих древних людей.
Бота́йская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700—3100 годах до н. э. на севере Казахстана (Акмолинская область). Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбурлык, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. В 1980 году у села
Никольское в (Айыртауский район Северо-Казахстанской области) на берегу реки Иманбурлук археологическая группа Зайберта нашла Ботайское городище.
Основными материалами были камень, кость и глина. Основные занятия коневодство, щхота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из колыбельного молока и являлись пионерами применения сбруи 6700—6000 лет назад.
С ботайской культурой связывали начало одомашивание лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад. П. А. Косинцев в 2008 году отнёс к диким особям остатки терсекских и ботайских лошадей. По данным палеогенетиков лошади являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию.
Финский лингвист А.Прапола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами.