Файл: 1. Определение понятия культура.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. Возрастная динамика естественного развития гибкости

Естественным путём гибкость улучшается до 14-15 лет. Однако в разных суставах она имеет разную динамику развития.

Амплитуда движений в тазобедренных суставах имеет наиболее высокие темпы прироста в 7-8 и в 11-13 лет. В дальнейшем она стабилизируется, а с 16-17 лет начинает прогрессивно ухудшаться.

Подвижность суставов позвоночника имеет несколько иную динамику. Высокие темпы её естественного прироста у девочек наблюдаются в 7-8, 10-11 и 12-14 лет; у мальчиков – в 7-11 и 14-15 лет. Стабилизация и последующее ухудшение гибкости позвоночника у девочек начинается в 14 лет, у мальчиков – в 15.

В целом, подвижность в мелких суставах развивается быстрее, чем в массивных.

Если не применять упражнений для развития гибкости, то уже в юношеском возрасте амплитуда движений практически во всех суставах начинает постепенно уменьшатся.

У девушек и женщин подвижность в суставах приблизительно на 10% выше, чем у юношей и мужчин. Это обусловлено большей врождённой эластичностью мышц и связок женского организма. В преклонном возрасте гибкость у женщин и мужчин практически не отличается.
33. Средства развития гибкости

Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений – так называемые упражнения в растягивании. Эти упражнения применяются для того, чтобы оказать воздействие главным образом на соединительные ткани – сухожилия, связки и т.п., поскольку, не обладая свойством расслабляться, как окружающие мышцы, они в основном препятствуют развитию гибкости.

Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно разделить на три группы:

- динамические;

- статические;

- комбинированные.

В одних из них основными растягивающими силами служат напряжения мышц, в других – внешние силы. В связи с этим каждая группа упражнений может включать в себя активные и пассивные движения.

Динамические активные упражнения включают разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями, а также без них.

К динамическим пассивным упражнениям относятся упражнения с «самозахватом», с воздействием партнёра, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и т.п.).


Статические активные упражнения предполагают удержание определённого положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счёт сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 секунд.

При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела или его отдельных частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил – партнёра, снарядов, веса собственного тела.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений.

Гибкость относительно легко и быстро развивается с помощью рационально организованной тренировки. За 3-4 месяца ежедневных занятий можно достичь 80-95% анатомической подвижности суставов. Тем не менее, развивать гибкость до предельных величин нет необходимости. В особенности если учесть, что мышцы, связки и сухожилия должны выполнять важную защитную функцию по отношению к суставам. Чрезмерная их растяжимость может привести даже к повреждениям суставов. Поэтому гибкость следует развивать лишь до такого уровня, который обеспечивает выполнение необходимых движений без препятствий.
34. Общая характеристика двигательного умения

:

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Характерными признаками двигательного умения являются:

- управление движениями происходит неавтоматизированно;

- сознание загружено контролем каждого движения;

- невысокая быстрота выполнения действия;

- действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

- относительная расчленённость движений;

- нестабильность действия;

- непрочное запоминание действия.

В процессе обучения движениям умения, зачастую, несут вспомогательную функцию:

во-первых, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков;

во-вторых, умения выступают в качестве подводящих упражнений для последующего разучивания более сложных двигательных действий.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при его многократном повторении, уточнении и коррекции приводит к автоматизированному его выполнению. В результате появляется слитность, устойчивость движения. Таким образом, умение переходит в

навык.
35. Общая характеристика двигательного навыка

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой надёжностью исполнения.

Характерными признаками двигательного навыка являются:

- автоматизированное управление движениями;

- слитность движений (объединение ряда элементарных движений в единое целое);

- отсутствие излишнего напряжения мышц;

- высокая быстрота выполнения действий;

- экономичность и точность движений;

- высокая устойчивость действия;

- прочность запоминания.

Навык, если он сформирован и достаточно закреплён, не исчезает даже при длительных перерывах.

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием:

первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение;

вторым – двигательный навык.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от уровня умения до уровня навыка зависит от следующих факторов:

  • двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

  • возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

  • координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

  • профессионального мастерства преподавателя;

  • уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося.

Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить человека свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.
36.. Понятие об умениях высшего порядка

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором проявляется способность к самостоятельному решению новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности

Пример:

В спортиграх и единоборствах двигательные умения высшего порядка теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Так, чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и т.д.


В гимнастических видах спорта успешность выполнения тех или иных двигательных действий во многом зависит от состояния спортивной площадки, снарядов и другого инвентаря. В частности, известны случаи, когда из-за мощной работы кондиционеров в зале у художественных гимнасток изменялась траектория бросков предметов, в результате чего девушкам приходилось корректировать технику бросков.

По существу, именно умения высшего порядка являются конечной целью обучения.
37. Взаимодействие двигательных навыков

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков.

В частности, выделяют положительный и отрицательный переносы навыков:

  • Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

Положительный перенос навыков проявляется тем ярче, чем больше сходства между структурой двигательных действий.

Пример:

А) управление велосипедом – управление мотоциклом;

Б) акробатические прыжки – прыжки в воду;

В) метание малого мяча – метание гранаты.

Учитывая положительное взаимодействие навыков, целесообразной последовательностью обучения будет такая, при которой в наиболее полной мере используются явления положительного переноса навыков: например, кувырок вперед – сальто вперёд в группировке и т.д.

  • Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.

Наиболее часто отрицательный перенос навыков проявляется в тех случаях, когда в структуре двигательных актов имеется сходство в начальных фазах и в финале усваиваемых двигательных действий, но существенные различия в их главных фазах.

При взаимодействии так называемых «конкурирующих» навыков следует ожидать нарушение того из них, который менее прочно закреплён. В случае если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна.

Кроме того, выделяют следующие варианты переноса навыков:

  • односторонний перенос: возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается (пр., ходьба – бег);

  • взаимный перенос: перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно (пр., управление велосипедом – управление мотоциклом);

  • прямой перенос: характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении (пр., кроль на спине – кроль на груди, метание малого мяча – метание гранаты – метание копья);

  • косвенный (опосредованный) перенос: такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для приобретения нового (пр., работа рук при передвижении на лыжах – работа рук при гребле на байдарках, акробатические прыжки – прыжки с шестом). На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки для увеличения запаса неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта;

  • ограниченный (частичный) перенос: происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство (однако в этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне: пр., перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне);

  • обобщённый перенос: имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним (пр., трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца, однако оба способа передвижения объединяет общая задача – необходимость сохранить равновесие);

  • перекрёстный перенос: представляет собой перенос навыков на симметричные органы тела (пр., движение, освоенное правой рукой, без специальной подготовки выполняется левой).


К явлению, именуемому «перенос навыков», относят и влияние врождённых автоматизмов. Так, врождённая перекрёстная координация составляет основу ходьбы, бега и некоторых других действий.