Файл: Методические рекомендации по работе с аварийноспасательным инструментом при дорожнотранспортных происшествиях. Подготовительная часть занятия 5 минут Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника 6 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Кемеровской области – Кузбассу
полковник внутренней службы
Альтмаер Э.А.
«27» апреля 2022 г.
План-конспект
проведения занятий по служебной подготовке в учебной группе № 1
6 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу
Групповые упражнения (деловые игры) Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП».
Вид занятия: Классно-групповой. Отводимое время: 2 часа.
Даты занятия: 28.04.2022 г.
Цель занятия: изучить тему занятия.
Литература, используемая при проведении занятия:
- "Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом "Типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП" (утв. МЧС России).
- Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях.
1. Подготовительная часть занятия – 5 минут
Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям.
Объявление темы и целей занятия.
2. Основная часть занятия – 80 минут
2.1. Введение
Термины и определения.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.
Основными критериями, определяющими привлечение аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных служб МЧС России к ликвидации последствий ДТП, являются: - ситуация, когда пострадавший заблокирован деформированными элементами кузова ТС, и его эвакуация невозможна без применения специального спасательного оборудования и инструментов; - угроза падения на аварийное ТС с пострадавшими грузов, конструкций и других опасных предметов; - ситуация, когда ТС с пострадавшими находится в зоне разлива (угрозы разлива или возгорания) ГСМ, АХОВ и других опасных грузов; - сложная метеорологическая обстановка на месте ДТП, требующая привлечения специальных аварийно-спасательных средств.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, первой, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержание их работоспособности.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Первая помощь - оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами).
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Транспортное средство (ТС) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Чрезвычайная ситуация локального характера - ЧС, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. руб.
Чрезвычайная ситуация муниципального характера - ЧС, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб., а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.
2.2. Основные виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР.
Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на: лобовое - столкновение ТС при встречном движении; боковое - столкновение ТС с боковой стороной другого ТС; касательное - столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении.
2.3. Управление АСР при ликвидации последствий ДТП.
Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих принципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий аварийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окружающей среды в ЧС, обусловленных ДТП. С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации последствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и муниципальными органами управления МЧС России, определяются зоны обслуживания (ответственности) а также состав аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований, а также пожарно-спасательных подразделений привлекаемых к ликвидации последствий (далее - подразделений МЧС России). Зоны обслуживания подразделений МЧС России,
участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований. Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей подразделений МЧС России. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования или дополнения мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими подразделениями МЧС России.
Основными элементами управления АСР при ДТП являются: - установление зоны ответственности подразделений МЧС России по обеспечению АСР; - определение состава сил и средств, необходимых для ликвидации последствий ДТП в зоне их ответственности; - обеспечение оповещения подразделений МЧС России о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР; - обеспечение готовности подразделений МЧС России к действиям в ЧС при ликвидации ДТП; - оперативное планирование времени прибытия подразделений МЧС России на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.
Зонами ответственности действий подразделений МЧС России при ликвидации последствий ДТП являются: - в городах - районы с населением 100 тысяч человек, соответствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП; - в населенных пунктах - районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек; - на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) - районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП не более 50 км.
Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений МЧС России на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств подразделений МЧС России для проведения АСР, а в динамике - за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий. В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности подразделений МЧС России, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в результате ДТП и наличием в них взрыво- и пожароопасных грузов. Планирование времени оперативного реагирования подразделений МЧС России на факт ДТП должно проводиться из расчета прибытия к месту ДТП не позднее нормативного времени, установленного для средств скорой медицинской помощи. Оповещение и связь между участниками ликвидации последствий ДТП в зоне ответственности должна осуществляться по правилам в рамках объединенной системы диспетчерской связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Данные о фактах и последствиях ДТП должны документироваться, обобщаться по установленным форме и порядку, согласовываться между участниками проведения АСР и представляться по каналам официальной статистики в МВД России и МЧС России. Управление процессом проведения АСР на уровне взаимодействия органов и подразделений осуществляется представителем МВД России, а на уровне деятельности подразделений МЧС России - старшим представителем в рамках его функциональных обязанностей, определенных соответствующими нормативными документами.
2.5. Технология ведения АСР при ликвидации последствий ДТП.
Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями. Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению: - накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; - остановить угрожающее жизни кровотечение; - осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений; - снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.); - надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела; - подвести под спину медицинское извлекающее устройство; - определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами: Немедленное извлечение: - если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т.п.); - если состояние пациента резко ухудшается; - если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.
Контролируемое извлечение