Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Финансовое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговый контроль

по дисциплине «Финансовое право»


ФИО студента




Направление подготовки

Юриспруденция

Группа




Москва 2023
Вопрос № 18. Понятие, принципы бюджетного процесса.


Ответ:

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Феде­ рации бюджетный процесс — это регламентируемая законодатель­ ством Российской Федерации деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюд­жетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюд­жетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их ис­полнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней  проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы, которые определяют порядок составления и исполнения бюдже­та, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их пра­ва и обязанности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств.

Это следующие принципы:

-единства бюджетной системы Российской Федерации;

-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы   Российской Федерации;

-самостоятельности бюджетов;

-полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-сбалансированности бюджета;

-эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;


-гласности;

-достоверности бюджета;

-адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).

Кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют, закон или решение о бюджете исполняют органы исполнительной власти, рассматривают и утверждают бюджет (и это касается бюджетов всех уровней) органы представительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета,  который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств.
Вопрос № 16. Понятие бюджетного права, его источники.
Ответ:

Бюджетное право – основная подотрасли финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджета и разработки и утверждения бюджетной отчетности. Предметом бюджетного права, соответственно, являются отношения, возникающие в бюджетной сфере, а метод правового регулирования бюджетное право использует императивный, как и все финансовое право.

Бюджетное право отличается от других подразделений финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:

1. бюджетное право регулирует отношения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти;

2. эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований

, имеющих общее значение для соответствующей территории.

С этой целью в бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют:

• бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

• структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

• компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

• бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также отчетности об исполнении бюджета.

Источниками бюджетного права являются:

  1. Конституция РФ;

  2. Бюджетный кодекс РФ;

  3. Принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджете государственных внебюджетных фондов;

  4. Законы субъектов РФ о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;

  5. Муниципальные правовые акты представительных органов муниципального образования о местном бюджете.

  6. Иных федеральных законов, законов субъекта РФ, актов органов муниципального образования, регулирующих бюджетные правоотношения.

  7. Постановления Правительства, например «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ».

  8. Акты Минфина, например утвержденный порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, указания по применению бюджетной классификации.