Файл: Программа профессиональной переподготовки Дефектологическое образование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«М
ОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектологическое образование»
Индивидуальное задание № 1
Анализ психолого-педагогической диагностики ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Цель задания: формирование практических навыков по проведению психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, а также умений анализировать специфические для каждой конкретной нозологии особенности развития детей конкретного возраста.
Содержание задания:
1. Проанализировать ход и содержание процедуры психолого-педагогической диагностики ребенка с ОВЗ и написать на основе полученных данных психолого-педагогическую характеристику.
Методические рекомендации по выполнению задания:
1. Изучить и провести анализ медицинской и педагогической документации обучающихся
(воспитанников).
2. В процессе непосредственного обследования детей, использовать методы беседы, а также специальные методы.
3. Во время диагностической процедуры осуществлять заполнение протоколов (карт обследования).
4. Основываясь на заполненных протоколах, по результатам обследования сформулировать выводы.
5. Написать характеристику по схеме:
Характеристика на обучающегося
(имя, возраст)
Общие сведения
Анамнез:
1. Показатели эмоционально-личностного развития.
- специфика отношений со взрослыми, сверстниками;
- наличие понимания имеющихся затруднений, особенностей;
- особенности поведения в свободной, организованной деятельности;
-показатели личностного развития: личные интересы, достижения.
2. Показатели физического, моторного развития: состояние крупной и мелкой моторики, ведущая рука и др. специфические показатели.
3. Показатели познавательного, речевого развития: особенности, специфика познавательных процессов, влияющих на результативность обучения.
4. Показатели деятельности (игровой, учебной, продуктивной):
- принятие помощи
- способы выполнения заданий
- обучаемость
- критичность отношения к успехам/неуспехам
- самостоятельность, самообслуживание и бытовые навыки и т.д
5. Динамика освоения программного материала: указывается соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)
6. Характер затруднений в линиях развития (сенсорное, познание, речевое и др.);
Общий вывод:
Рекомендации по организации процесса образования ребенка
Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Методические материалы по реализации ФГОС ДО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации.
Литература и информационные ресурсы:
1. http://vch.narod.ru/
-
Электронный ресурс
«Психологическая лаборатория»
(перечень психологических тестов)
2. https://www.alldef.ru
- Альманах Института коррекционной педагогики РАО


3. www.pedlib.ru
-
Педагогическая библиотека
Форма отчётности:
1. Заполненные протоколы (диагностические карты) обследования ребенка с ОВЗ и написанные на их основе психолого-педагогические характеристики.
Критерии отчётности:
В представленных формах должны быть отражены:
- соответствие содержания диагностической программы определенному нарушению в развитии
- соответствие содержания диагностической программы конкретному возрасту ребенка
- соответствие между полученными результатами обследования и содержанием психолого- педагогической характеристики
Руководитель
Кулешова Э.В.

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«М
ОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектологическое образование»
Индивидуальное задание № 2
Анализ непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья.
Цель задания: формирование практических навыков анализа деятельности педагога дефектологического профиля с детьми с ОВЗ, а также умений анализировать специфические для каждой конкретной нозологии особенности развития детей конкретного возраста.
Содержание задания:
Проанализировать содержание психолого-педагогической деятельности специалистов дефектологического профиля с детьми с ОВЗ и написать на основе полученных данных развернутый анализ по предложенной в методических рекомендациях схеме.
Методические рекомендации по выполнению задания:
При разработке мероприятия обосновать:
1.
Группа, форма занятия, должность специалиста, количество детей на занятии, место проведения занятия, какое занятие по расписанию в этот день.
2.
Тема занятия, ее соответствие календарно- тематическому планированию и программе.
Место данного занятия в системе занятий по теме (разделу).
3.
Тип и структура занятия: индивидуальное, фронтальное, подгрупповое; Правильность выбора типа занятия с точки зрения целей занятия. Соответствие структуры данному типу занятия, отклонения и их причины. Обеспечение целостности и завершенности занятия.
4.
Цели занятия: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные. Их соответствие теме, содержанию занятия, составу детей. Конкретность формулировки (нет ли излишней обобщенности, например: «развивать мышление, речь, память»?).
Содержание занятия
1.
Соответствие темы, цели и содержания занятия, предлагаемого материала программе, перспективному плану работы, возрасту детей группы. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
2.
Какие формировались умения, навыки, представления и т.д.? Объем изучаемого материала (нет ли перегрузки).
3.
Достаточность использования содержания материала в воспитательных целях. Развитие нравственных, эстетических качеств, патриотизма, трудолюбия и т.п.
4.
Коррекционная направленность занятия: коррекция восприятия, речи, мышления, памяти и т.д.
Организация занятия
1.
Внешний вид детей.
2.
Подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания, мотивация деятельности.
3.
Эстетичность обстановки и оборудования занятия.
4.
Качество дидактического материала (демонстрационного и раздаточного) и его целесообразность.
Структура занятия
1.
Основные этапы занятия, их взаимообусловленность и логическая последовательность.
2.
Продолжительность всего занятия и его этапов.
3.
Четкость перехода от одного этапа занятия к другому.
4.
Отступления от конспекта занятия, их причины.
Методическая сторона занятия
1.
Разнообразие использованных методов и приемов, их взаимосвязь и обусловленность.
2.
Приемы мотивации, привлечения внимания, обеспечения эмоционального комфорта и заинтересованности.
3.
Приемы активизации познавательной деятельности
(использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы и создание проблемных ситуаций)
4.
Сочетание индивидуальной и фронтальной работы.


Характеристика профессиональных умений логопеда
1.
Умение установить контакт с группой детей.
2.
Педагогический такт.
3.
Умение достичь поставленных на занятии целей.
4.
Внешний вид педагога.
5.
Речь педагога: доступность, логичность, эмоциональность, краткость, дикция; сила голоса, его модулированность и интонационная выразительность.
Качество работы специалиста

Виды контроля за деятельностью детей.

Способы выявлени ошибок и трудностей, умение успешно вывести ребенка из затруднительного положения и оказание помощи, ее эффективность.

Достижение целей, выполнение плана занятия.
Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Методические материалы по реализации ФГОС ДО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации.
Литература и информационные ресурсы:
4. https://www.alldef.ru
- Альманах Института коррекционной педагогики РАО
5. www.pedlib.ru
-
Педагогическая библиотека
Форма отчётности: конспект занятия, содержащий элементы анализа в соответствии с предложенной в методических рекомендациях схемой.
Критерии отчётности:
В представленных формах должны быть отражены:
- соответствие содержания определенному нарушению в развитии
- соответствие содержания конкретному возрасту ребенка
- соответствие методике проведения психокоррекционного занятия
- полнота описание элементов
Руководитель
Кулешова Э.В.

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«М
ОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектологическое образование»
Индивидуальное задание № 3
Написание конспектов различных форм организации занятий (фронтальное, подгрупповое,
индивидуальное).
Цель
задания: формирование способности планировать содержание образовательно- коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Содержание задания:
Составить конспекты различных форм организации занятий (фронтальное, подгрупповое, индивидуальное).
Методические рекомендации по выполнению задания:
1. Познакомьтесь с рекомендациями ЦПМПК, касающимися рекомендуемых направлений оказания коррекционно-педагогической помощи.
2. Выберите необходимый вид коррекционного занятия.
3.Соотнесите методические рекомендации по проведению данного вида коррекционного занятия с
АООП и индивидуальным образовательным маршрутом ребенка.
Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Методические материалы по реализации ФГОС ДО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации.
Литература и информационные ресурсы:
1. http://defectus.ru/
Дефектология для вас. Сайт предназначен для широкого круга пользователей – логопедов, дефектологов, учителей, администрации учреждений образования, родителей. Здесь можно найти нормативные документы; статьи по истории дефектологии; практические и наглядные материалы; теоретические материалы по сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике; презентации, тесты, развивающие игры и другие полезные материалы.
2. http:// www.logopedia.by/ -
Портал «Logopedia» (научно-практические и методические материалы по актуальным вопросам современной логопедии и дефектологии, электронная библиотека дефектолога)
3. https://www.maam.ru/detskijsad
- международный образовательный педагогический портал
Форма отчётности: 1 подробный конспект различной формы организации (фронтальное, подгрупповое, индивидуальное) образовательной деятельности с детьми с ОВЗ с любым нарушением в развитии.
Структура конспекта
Тема:
Цель:
Задачи: 1)коррекционно-образовательные
2) коррекционно-развивающие
3) коррекционно-воспитательные
Ход занятия
Этап
Содержание слова педагога предположительные ответы детей
Критерии отчётности:
В представленном конспекте занятия должно быть отражено:
- соответствие реализованного содержания образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО
- соответствие реализованного содержания образовательной деятельности требованиям АООП
- соответствие реализованного содержания образовательной деятельности требованиям ИОМ
- качество используемого дидактического и коррекционно- развивающего материала
Руководитель
Кулешова Э.В.


Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«М
ОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектологическое образование»
Индивидуальное задание № 4
Подготовка материалов для проведения работы с родителями детей с
ограниченными возможностями здоровья
Цель задания: формирование навыков психолого-педагогического сопровождения семьи, членом которой является ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание задания: составить папку, в которую войдут наглядные и содержательные материалы, необходимые для проведения работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья на заданную тематику.
Примерные темы:
«Организация предметно-развивающей среды в доме, где растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
"Как с пользой для речевого развития провести время со своим ребенком"
«Как организовать режим дня ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др.
Методические рекомендации по выполнению задания:
1. Провести диагностику детско-родительских отношений.
2. Проанализировать выявленную проблемную ситуацию в семье, сформулировать возможные гипотезы о причинах ее возникновения.
3. Подготовить рекомендации для родителей по воспитанию ребенка, имеющего проблемы в развитии.
4. Разработать психолого-педагогическую программу работы с семьей.
Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Методические материалы по реализации ФГОС ДО.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации.
Литература и информационные ресурсы
1. www.pedlib.ru
-
Педагогическая библиотека
2. http://www.ya-roditel.ru/
Информационный портал для родителей «Я - родитель»
3. http://detionline.com/
Информационно-образовательный портал «Дети России
Онлайн»
4. http://www.psyonline.ru
- «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога.
Форма отчётности: информационная папка /презентация, содержащая материалы на определенную тематику (консультации, форма и содержание участия в родительском собрании, оформление родительского уголка).
Критерии отчётности:
В представленном материале должно быть отражено:
- актуальность выбранной тематики
- соответствие представленного содержания выбранной тематике
- качество используемого дидактического и текстового материала
Руководитель
Кулешова Э.В.


Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования
«М
ОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектологическое образование»
Индивидуальное задание № 5
Изготовление наглядно – дидактического пособия для детей с ограниченными
возможностями здоровья, используемого в коррекционно – образовательном процессе.
Цель задания: развитие навыков создания вариативной образовательной среды через создание дидактических пособий, решающих задачу обеспечения коррекции наиболее значимых линий в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание задания: изготовление дидактического пособия для использования в процессе коррекционно- образовательной деятельности с детьми, имеющими к-л нарушение в развитии.
Методические рекомендации по выполнению задания:
1. Выберите конкретную группу нарушений (ЗПР, нарушения речи, зрения, слуха и т.д.) развития у детей.
2. Определите возрастной диапазон детей выбранной категории.
3. Обоснуйте созданное пособие по следующим позициям:
–название дидактического пособия
- решаемая цель в развитии ребенка при использовании пособия
- решаемые задачи (коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно- воспитательные)
- варианты использования пособия (описание содержания заданий: инструкция ребенку, ход проведения).
Учебно-методические материалы, необходимые для выполнения задания:
Методические материалы по организации разных видов деятельности с детьми.
Литература и информационные ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad
- международный образовательный педагогический портал
2. http://defectus.ru/
Дефектология для вас. Сайт предназначен для широкого круга пользователей – логопедов, дефектологов, учителей, администрации учреждений образования, родителей. Здесь можно найти нормативные документы; статьи по истории дефектологии; практические и наглядные материалы; теоретические материалы по сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике; презентации, тесты, развивающие игры и другие полезные материалы.
3. http://www.defectolog.ru/
- вопросы изучения и развития, формирования ВПФ у детей с ОВЗ
4. https://www.liveinternet.ru/users/maknika/post283953954
-сайт с книгами и пособиями
Форма отчётности: презентация, содержащая обоснование дидактического пособия (см. методические рекомендации) и методику работы с ним.
Критерии отчётности:
- качество выполнения поставленных задач;
- содержание и качество оформления презентации.
Руководитель
Кулешова Э.В.