Файл: Реферат Преподаватель С. В. Девяткин " " 2023 г. Студент группы 2061зо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
(НовГУ)


_____________________________________________________________________________________________________________________________

Политикак Аристотель

Реферат

Преподаватель

_____________С.В. Девяткин

“ ___”_____________2023 г.

Студент группы 2061зо

___________И.Д. Гаврилова

“ ___”_____________2023 г.

Содержание



Введение 3

Определение государства 4

Формы правления 8

Справедливость 12

Заключение 15


Введение



Аристотель - древнегреческий философ, ученик Платона, живший в IV веке до нашей эры. Он является одним из величайших мыслителей Древней Греции и создателем науки о логике. В своих трудах Аристотель затрагивал многие вопросы, связанные с самой сущностью человека и общества, но особое место занимает его философия политики. Интерес Аристотеля к политическим вопросам был не случайным - в Греции того времени политика была важнейшей отраслью общественной жизни и сильно влияла на жизнь каждого гражданина. История зарождения и развития учений, посвященных поиску оптимального механизма соблюдения баланса интересов государства, общества и личности, свидетельствует о том, что такого рода попытки всегда

осуществлялись на основе собственных представлений конкретного мыслителя о том, что такое государство, право, власть и каково их соотношение с личностью и гражданским обществом. Не являются исключением и политико-правовые воззрения Аристотеля. Однако его идеи, мечты об идеальном построении общества постоянно соотносятся с действительностью, что существенно отличается от взглядов других философов. Именно это вызывает особый интерес к исследованию политико-правовых воззрений Аристотеля.

Определение государства


Аристотель определял государство как сообщество людей, живущих вместе с целью обеспечения безопасности и благосостояния для каждого члена этого сообщества. В то время как ранние мыслители, например Сократ, считали, что цель государства — это обеспечение индивидуальной счастливой жизни каждого человека, Аристотель утверждал, что государство должно представлять интересы всего сообщества и обеспечить безопасность и благосостояние его членов.


Государство для Аристотеля должно быть организовано таким образом, чтобы каждый гражданин имел возможность реализовать свои способности и жить полноценной жизнью.

Стремившись исследовать все формы сущностей, в том числе государство как организацию, объединяющую определенную совокупность граждан, Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, предметом которой были моральные качества человека, влияющие на общественный правопорядок, различные виды общежития: семья и селение, а также сопоставлении целей их образования, власти в них (например,

отцовской) с государственной властью.

По мнению Аристотеля, государство создается вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство – высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель называет человека существом политическим по своей природе .

Государство, в отличие от семьи и селения, которые основаны на желании продолжить род и на отцовской власти, образовано вследствие морального общения между людьми. Политическое сообщество основывается на единомыслии граждан в отношении добродетели. Государство не является общностью местожительства, оно не формируется с целью предотвращения взаимных обид либо для удобств обмена. Безусловно, наличие всех этих условий обязательно для существования государства, однако даже при существовании всех их в совокупности государство не будет; оно возникнет только при образовании общения между семьями и родами в угоду благой жизни.

Являясь наиболее совершенной формой совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, то есть выступает целью их существования. Обобщая свои умозаключения о различных видах общежития, Аристотель представляет как общение между подобными друг другу людей в целях достижения возможно лучшей жизни . Мыслитель вложил в это определение достаточно конкретное содержание. Людей философ представлял только как свободных граждан греческих полисов. При этом к людям не относил варваров и рабов, поскольку не признавал их достойными общения с гражданами государства. Варвары, будучи неразвитыми в духовном отношении, не пригодны к государственной жизни; они способны лишь быть рабами у греков.



Аристотель отождествлял понятия «варвар» и «раб, чем открыто защищал интересы рабовладельцев в своей политической теории. Государство же он рассматривал как объединение свободных граждан, которые совместно управляют делами рабовладельческого общества .Обоснованием рабства у философа выступают естественные (природные) различия между людьми.

Аристотель в своем произведении «Политика» неоднократно подчеркивает, что рабство установлено природой, а варвары, имея могучее тело и слабый ум, способны лишь к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. Аристотель называл такую войну справедливой .
Стоит отметить, что Аристотель отождествлял понятия справедливость и законность и называл их нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, – связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения» .В целом право, как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в непотических (деспотических) формах правления.

Составными частями политического права являются естественное право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его, и условное (воле установленное) право, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, (это безразличие прекращается).

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (воле установленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. Аргументацию природной естественности рабства дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. «Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы». Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи.

Аристотель, являясь учеником Платона, все же выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого его учителем. По его словам, сознание того, что тебе нечто принадлежит доставляет большое наслаждение. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. Он обращал внимание на то, что люди больше всего заботятся о том, что принадлежит им лично и меньше – о том, что является общим . К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.


Итак, обязательными признаками государства Аристотель называет единство власти и территории; распространение власти на свободных и равных граждан, то есть на тех, кто участвует в политической жизни; социальной основой власти являются собственники. Таким образом, государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства эта концепция Аристотеля была направлена против демократических учений о возникновении и совершенствовании общества.

Формы правления


Одной из главных тем, затрагиваемых Аристотелем в его политических размышлениях, является вопрос о формах правления.

Аристотель выделял три основные формы правления: монархию, аристократию и демократию. Он считал, что каждая из этих форм правления имеет достоинства и недостатки. Монархия обычно имеет преимущества в областях, где требуются быстрые и эффективные решения, но за единовластной властью может стоять тирания. Аристократия, при правильной реализации, представляет собой эффективную форму правления, но может легко перейти в олигархию.

Демократия, хотя и является формой правления, в которой наиболее отчетливо проявляются основные принципы справедливости, может быть неэффективной и небезопасной, если большинство не обладает достаточным уровнем образования или если право голоса не защищено правилами, ограничивающими некомпетентных и эгоистичных граждан. Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. Нельзя, по мнению Аристотеля, признавать гражданами всех, кто полезен для государства. Из числа граждан нужно устранить не только рабов, но и тех, кто из-за отсутствия достатка, досуга, образования не способен самостоятельно приходить к разумным решениям. Это чужеземцы, ремесленники, торговцы, матросы.

Аристотель не наделяет гражданскими правами женщин.

Граждане — это те, «кто участвует в законосовещательной и судебной деятельности» Между ними может не быть полного равенства. Полноправным гражданином является тот, кто может быть избран на любую должность. Признаком хорошего гражданина может быть практическое знание организации и жизни полиса как в качестве подданного, так и в качестве должностного лица.

Государства Аристотель делит на три группы по числе участвующих в управлении: где властвует один человек, немногие и большинство. Но к численному критерию он прибавляет этический. В зависимости от того, думает ли правитель об общем благе или печется только о собственных интересах, формы правления бывают правильные и неправильные (извращенные).


На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Правильная власть одного человека именуется монархией, а неправильная - тиранией. Правильная власть немногих - аристократией, а неправильная - олигархией. Правильная власть большинства называется политики, а неправильная - демократией.

Монархия — это реальное сосредоточение власти в руках одного лица. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. Он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа. Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим человеком.

Неправильную монархию (тиранию) Аристотель считает худшей из форм правления.

Философ отдает предпочтение аристократии - власти ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц. Чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей, что бывает редко. При отсутствии выдающихся правителей аристократия перерождается в олигархию.

При олигархии господствуют богатые. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. Царят беззаконие и произвол. В олигархии имеет место полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по мысли философа, несправедлив и противоположный принцип - полного равенства, что характерно для демократии.

Богатые и бедные являются существенными элементами государства. В зависимости от преобладания тех или других устанавливается и соответствующая политическая форма. Признаком олигархии является не столько власть меньшинства, сколько власть богатства. Для демократии характерно преобладание бедных в структуре власти.

Аристотель выделяет несколько типов демократии. Все граждане, независимо от их имущественного состояния могут участвовать на равных в осуществлении верховной власти или же может иметь место невысокий имущественный ценз.

Худшим видом демократии является такой, когда народ правит, не опираясь на законы, возводя в закон каждое свое решение. Беззаконие роднит этот вид власти с тиранией и олигархией.

Аристотель относится к демократии избирательно. Умеренную цензовую демократию философ одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.