Файл: Исторические этапы развития авторского права в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
Содержание
Введение ................................................................................................................... 3 1
Общие положения авторского права ..................................................... 7 1.1
Понятие и функции авторского права ......................................... 7 1.2
Исторические этапы развития авторского права в России ........ 9 1.3
Субъекты авторского права ........................................................ 16 2
Содержание авторских прав ................................................................. 23 2.1
Личные неимущественные авторские права ............................. 23 2.2
Исключительное право на произведение .................................. 27 2.3
Иные права на произведение ...................................................... 31
Заключение ............................................................................................................ 34
Список использованной литературы .................................................................. 36

3
Введение
Актуальность темы. Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень богатства, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Соответственно, именно
«талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству. Такими личностями, чьи объекты духовного производства являются вехами в истории мировой культуры, считают Ч. Дарвина, Л.
Толстого, И. Репина и многих других. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе отдельных личностей.
Однако любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, а именно: поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.
Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права. Стоит ли говорить, что подробное изучение и исследование темы «Авторское право в Российской Федерации»


4 по-прежнему весьма актуально. И дело тут не в национальной гордости, а именно в серьезности проблемы.
Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.
Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные.
Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.
Наше время - это период бурно развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся), как правило, приносит свои неплохие доходы.
В результате появляются люди, склонные к «легкой наживе», выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Легкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с 2000 г. ежегодно теряет из-за

5 неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 30 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов). По данным «Майкрософта», только от недополученных налоговых преступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.
Все эти нарушения происходят у нас на глазах, стоит только включить телевизор или прочитать газету. Так, например, «Победой в судебной тяжбе с издательством «Феникс» отметили юбилей Вертинского его вдова и дочка.
Дело заключается в том, что без разрешения наследников в книжных магазинах появился песенник «Любимые романсы», который включал в себя семь произведений Вертинского, тем самым издательство грубо нарушило их авторское право. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса «Попугай Флобер», они указали, что стихи написал неизвестный поэт. Хотя все музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства. Конечно, приятно осознавать, что, несмотря на нарушение авторских прав, осуществляется их защита. Ведь долг государства - обеспечивать охрану всех видов интеллектуальной собственности, от произведений искусства до изобретений.
Объектом исследования является авторское право.
Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.
Цель работы – анализ авторского права.
Задачи работы:
1. Дать понятие и определить функции авторского права;
2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России;


6 3. Определить субъекты авторского права;
4. Изучить объекты авторского права;
5. Проанализировать личные неимущественные авторские права ;
6. Рассмотреть исключительное право на произведение;
7. Показать иные права на произведение .
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых-юристов, как Е.А. Моргунова, И. В. Свечникова, Белов В.А. Гаврилов
Э. П. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова, Дозорцева В.А.
Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституция
Российской
Федерации, нормативно-правовые акты гражданского законодательства.
Основными методами работы стали исторический, описательный.
Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

7 1 Общие положения авторского права
1.1 Понятие и функции авторского права
Авторское право – гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.
Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина
«авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать.
Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».
Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства [5, c.123].
Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре. Е.А.
Суханов выделяет четыре функции авторского права
1
:


8
Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.
Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1256 ГК
РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования.
Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав [7, c.374].
Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.
Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.
Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.
Итак, авторское право — один из институтов гражданского права.
Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения

9 связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.
1.2 Исторические этапы развития авторского права в России
Российское авторское законодательство, вступившее в действие с 1 января 2008 г., стало итогом его исторического развития. Этот процесс характеризовался как преемственностью, так и новациями на основных этапах его модернизации.
Часть четвертая Гражданского кодекса РФ представляет собой баланс между сложившимися в области «интеллектуальной собственности» гражданско-правовыми институтами и необходимыми новеллами гражданскоправового регулирования, обусловленными требованиями международных договоров РФ и современным научно-техническим развитием, но не лишенный недостатков, которые необходимо устранять
(например, отсутствует законодательное закрепление понятий произведения как объекта авторских прав, литературного произведения как объекта авторских прав, существуют противоречия норм части четвертой
Гражданского кодекса РФ с нормами международных договоров РФ и т.д.) [2, c.184].
Первый закон по авторскому праву, именуемый «Статут королевы
Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.
В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. «Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с


10 цензурным законодательством». До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в
России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.
Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».
В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран
Европы.
Во второй половине Х1Х в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. «До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода». В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается

11 международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия [9, c.425].
Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.
Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.
16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое [13, c.37].
Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.
1964 год — Гражданский Кодекс РСФСР.
На данном этапе законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в
Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права [11, c.211].