Файл: Г. А. Цукерман Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г.А. Цукерман «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников»

1. В чем заключается новизна развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова?

- В идее В. В. Давыдова о том, что введение в учебный предмет должно начинаться с открытия детьми наиболее общих свойств этого предмета. Эти общие свойства ученики открывают в результате действий по преобразованию исходного предмета изучения в его чувственно воспринимаемой форме и фиксируют в модели. Дальнейшее изучение предмета разворачивается как конкретизация, обогащение исходного общего понятия при встрече с новыми фактами. Движение от общего к частному или, в терминологии В. Ф. Гегеля, "восхождение от абстрактного к конкретному " происходит в ситуациях, когда дети сталкиваются с противоречиями между знанием, зафиксированным в модели, и новым фактом. Разрешение этих противоречий и приводит к обогащению исходного понятия.
2. Какое умение формируется у учеников (какой уровень учебной самостоятельности доступен младшему школьнику)? умение учиться – это…?
- Рефлексивное по своей природе умение отделять известное от неизвестного и высказывать предположение о содержании неизвестного (но еще не умение самостоятельно искать способы проверки высказанных гипотез) вот тот уровень учебной самостоятельности, который доступен большинству 10 - 11летних школьников, обучавшихся в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.
3. Какие педагогические задачи решает учитель в совместной учебной деятельности?
I. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит: а) свое собственное, как правило, ненормативное, представление об обсуждаемом явлении, б) существование иных представлений, иных точек зрения, в) недостаточность своего представления для решения новой задачи или для отстаивания собственного мнения. Если учителю удается представить детям стороны понятийного противоречия через столкновение их собственных точек зрения, то учебная задача, направленная на введение нового понятия, может считаться поставленной, т. е. эмоционально захватившей детей.
II. Дать ребенку инструмент для удержания и анализа чувственно неуловимой абстракции до ее вербального описания. Этим инструментом являются схемы и другие знаково-символические средства, описывающие как предмет изучения, так и способ его преобразования. Схемы, которые в практике учебной деятельности используются прежде всего как средство получения и хранения нового знания, это в то же время письменный памятник сделанных детьми открытий; схема это то, во что отливается наиболее драматичное событие учебной деятельности поиск решения учебной задачи.

III. Сделать задачу значимой, для этого вопрос должен быть задан не учителем, а детьми. Переход от отношения "спрашивающий учитель отвечающий ученик " к отношению "спрашивающий ученик учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ " вот основное условие воспитания младшего школьника как субъекта учебной, а не исполнительской деятельности. Самая трудная педагогическая задача учителя, строящего учебную деятельность, это задача самоизменения: педагогу приходится преодолевать устойчивую иллюзию того, что ребенок учится, когда находит правильные ответы на вопросы учителя.
4. Постановка учебной задачи включает в себя: а) свое собственное, как правило, ненормативное, представление об обсуждаемом явлении, б) существование иных представлений, иных точек зрения, в) недостаточность своего представления для решения новой задачи или для отстаивания собственного мнения.
Характеристика схемы как инструмента УД заключается в: а) средство получения и хранения нового знания; б) письменный памятник сделанных детьми открытий; в) схема это то, во что отливается наиболее драматичное событие учебной деятельности поиск решения учебной задачи; г) авторское произведение.
5. Что является основным условием воспитания младшего школьника как субъекта УД; при какой организации учебной деятельности дети наиболее успешно выдвигают гипотезы; что при этом они обнаруживают?
- Основное условие: переход от отношения "спрашивающий учитель - отвечающий ученик" к отношению "спрашивающий ученик - учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ".

Ребенок учится, когда спрашивает сам, сам строит гипотезы по поводу неизвестного и стремится проверить их. Ответ на незаданные детьми вопросы это, к сожалению, единый принцип построения большинства традиционных учебных программ и пособий, общий способ работы преподавателей в большинстве школ и университетов.
6. Что отличает УД от других видов деятельности? Цель УД?
- Специфическое содержание, выстроенное в логике восхождения от наиболее общих, существенных ко все более конкретным свойствам изучаемого предмета, и специфическая форма сотрудничества, позволяющая поляризовать разные точки зрения для выявления их оснований, отличают учебную деятельность от других видов деятельности, существующих в школе на каждом уроке.

Цель учебной деятельности: организуя поиск общих способов действия, взрослый создает условия для развития у детей умения отделять известное от неизвестного и формулировать вопросы гипотезы о неизвестном. Основой этих умений является определяющая рефлексия, которая обнаруживает себя в предметных действиях

школьника как умение учиться новым умениям, в общении как умение увидеть разницу точек зрения, в самосознании
7. Определяющая рефлексия обнаруживает себя…?
- Определяющая рефлексия обнаруживает себя в предметных действиях школьника как умение учиться новым умениям, в общении как умение увидеть разницу точек зрения, в самосознании как интерес к самоизменению.
8. Почему важно определить, какую задачу решает ученик на уроке (т.е. субъектом какой деятельности он является) в учебном сотрудничестве с учителем; какими диагностическими приемами можно определить подмену предмета учебной задачи (по схеме 2)?
- Потому что далеко не всегда ребенок решает именно ту задачу, которую ставит перед ним взрослый. Подмена предмета учебной задачи определяется лишь с помощью специальных диагностических "ловушек ". Непосредственно наблюдаемым поведенческим критерием, позволяющим определить, в какую именно форму сотрудничества вступает ребенок, является способ инициативного приглашения партнера к общению, производный от двух других несводимыми друг к другу характеристик сотрудничества: 1) способа взаимодействия партнеров, б) системы взаимных ожиданий партнеров.

9. Что развивает УД? Каковы поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов учебной деятельности?
- УД развивает собственные новообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психического развития не должно происходить в учебной форме. УД развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель).

Поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников как субъектов УД: умение спрашивать, запрашивать недостающую информацию, готовность к изменению сложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новыми фактами, критичность к действиям и мнениям собственным и чужим, нежелание что-либо принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса.

10. Какие способности не развивает УД; чем они характеризуются? Как избежать «однобокости» развития ученика при разработке учебных программ?
- УД не развивает те способности, которые в основе своей нерефлексивны: доверчивость, подражательность, фантазирование с нулевым индексом реальности. Эти способности развиваются в других видах деятельности, которые могут быть обогащены через учебную деятельность, но ни в коем случае не заменены ею. Строя школьную жизнь ребенка, разрабатывая учебные программы, планируя урок, проектировщик и педагог должны в должной пропорции сочетать все деятельности в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие ребенка может оказаться однобоким.
11. Как обеспечить вхождение детей с разными индивидуально-типологическими особенностями субъектности в учебную деятельность?


Индивидуальный тип субъектности

Формы учебной работы

Преобладание игрового опыта

Особые кентаврические формы работы, игровые по форме и учебные по содержанию, ориентирующие на существенные свойства предмета изучения.

…коммуникативного

Дифференцированная самооценка.

…практически-действенного

Продуктом должен предстать сам способ получения этих продуктов.


12. На что должны ориентироваться педагоги и родители при выборе направления развития младшего школьника; как это можно прокомментировать?
- Педагоги и родители должны основываться прежде всего на собственной системе ценностей.