Файл: Критерии готовности ребенка к школе интеллектальная готовность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ
РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.Интеллектальная готовность
2. Психологическая готовность
3. Эмоциональная готовность
4. Социальная готовность

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Интеллектуальная подготовка состоит из двух частей. Необходима, во-первых, сумма навыков, то есть способность к обучению, и, во-вторых, определенный объем знаний.
Ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть умения хорошо владеть ручкой и карандашами.
Будущий первоклассник обязан иметь определенный кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы. Дошкольник должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательность и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных.
Можно условно выделить три основные задачи, стоящие перед будущим первоклассником. Он должен:
1) знать о жизни своей семьи;
2) обладать достаточной информацией об окружающем мире и уметь ею пользоваться;
3) уметь анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли.
Ребенок должен не только обладать определенной суммой знаний и использовать их, но и задавать вопросы, если информации недостаточно. Нужно уметь находить сходство и различие предметов или явлений, выделять главное.
Важно умение правильно говорить, составлять предложения, четко формулировать мысли. Будущий первоклассник должен уметь рассказать о своей семье, о том, что он делал вчера, о прочитанной книге. Конечно, от него не требуется пространного рассказа с эпитетами и причастными оборотами. Но грамотно составить односложные предложения без слов-паразитов он уже в состоянии. При этом малыш должен выделять в рассказе главное и второстепенное.
Сенсорное развитие дошкольника предполагает способность исследования предметов, определения их геометрической формы.
В результате подготовки к школьной жизни вырабатывается умение концентрироваться, не отвлекаться на посторонние предметы, а также переключаться с одного вида деятельности на другой.
Дайте ребенку задание и проследите, сможет ли он не отвлекаться от дела в течение 10-15 минут. Учтите: задание должно соответствовать уровню знаний малыша и быть ему интересно, то есть необходима увлекательная игра, тогда у ребенка будет стимул.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль – роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник – более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно говорить о высоком уровне психологической подготовки.
В школе у ребенка появится новое окружение – одноклассники и учителя. В сознании ребенка многое изменится – школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует эту ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой малыш будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
Чтобы ребенок хотел пойти в школу, именно родители должны мотивировать его.
Рассказывайте интересные истории из своего детства, читайте книжки о школе.
Информация должна быть позитивной, но и идеализировать школу не стоит. Можно поведать и о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Рассказывая о своих любимых учителях и читая ребенку книжки, обращайтесь не только к сознанию малыша, но и к его чувствам. Нужно, чтобы у ребенка было желание учиться: писать, читать, считать, решать задачи.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Эмоциональная готовность заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Даже если ему очень хочется разговаривать и смеяться, он будет молча сидеть и слушать учителя. Отвечать на вопросы в школе тоже надо правильно: предварительно подняв руку, а не выкрикивая с места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новому поведению, ведь в детском саду и дома они могли говорить и бурно проявлять свои эмоции, когда хотели.
Эмоциональная готовность наступает с возрастом. Каждый по-разному достигает ее. Один – в шесть лет, другой – в семь, третий – в восемь. Родителям необходимо везде обращать внимание ребенка на то, как надо себя вести. В театре, например, не размахивают руками и не разговаривают во время спектакля. В автобусе можно поговорить с мамой, но тихо, чтобы не мешать другим пассажирам. Все это родители должны постоянно объяснять малышу, если он сам не понимает. Ребенок должен научиться контролировать поведение и эмоции в зависимости от обстановки.


СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
В понятие «социальная готовность» входит умение ребенка вести себя в школе адекватно. Это означает:
1) способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками;
2) умение адекватно реагировать на замечания учителей;
3) умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Ребенок должен обладать социальными навыками, понимать слова «нельзя» и
«должен». Без этого невозможен процесс обучения.
Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д.
Незрелый в социальном плане ребенок еще до школы обратит на себя внимание.
Он не сможет ладить с детьми, разговаривать со взрослыми (будет пугаться вопросов или, наоборот, вести себя слишком вольно, дерзить). Заметив это, нужно корректировать поведение ребенка. Конечно, крики и обвинения только повредят.
Нужно спокойное разъяснение, личный пример правильного поведения в обществе.
Если ребенок недостаточно подготовлен социально, родителям необходимо, показать ему, например, как ведут себя большие дети, которые ходят в школу, а как – совсем маленькие, которые не могут поделить игрушки.
ВНИМАНИЕ!
Ребенок, предоставленный сам себе, вряд ли получит хорошую социальную
подготовку. Ведь именно в семье закладываются основы его развития, как
духовного и интеллектуального, так и физического, психического и
социального. Поэтому родители должны общаться с малышом, играть с ним и
учить его жизни собственным примером.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НЕЗАМЕТНО ДЛЯ НЕГО САМОГО
Многие дети бояться слова «надо». Принуждение они воспринимают в штыки, даже не подозревая о том, что учиться может быть интересно. Не принуждайте ребенка, постарайтесь совместить учебу с игрой.
Математикой, русским языком, литературой и даже музыкой можно заниматься так, что ребенок сам будет охотно отвечать на все ваши вопросы. Например, попросите малыша расставить на столе тарелки для всей семьи. А что будет, если бабашка не захочет есть? Сколько тогда нужно тарелок?
Если ребенок не хочет читать, придумайте оригинальную игру про разведчиков и кладоискателей с таинственными посланиями.
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.
Сочетайте обучение с игрой и общением.
2.
Купите малышу красивые школьные принадлежности в форме игрушек или с картинками.
3.
Пусть малыш использует полученные знания в реальной жизни.
4.
Ставя перед ребенком сложную задачу, предлагайте ему решить ее «с конца», чтобы укрепить его уверенность в себе.
ИГРА И ОБЩЕНИЕ
Чтобы подготовить ребенка к школе психологически и эмоционально, можно придумывать различные игры. Играя и общаясь, ребенок быстро запоминает правильное поведение и получает отличные жизненные уроки. Можно использовать куклы и мягкие игрушки. Некоторые дети предпочитают сами разыгрывать сценки из школьной жизни.
В каждой игре предложите ребенку роль ученика, пусть он сам найдет правильный выход из положения. Если он ответит неверно, подскажите ему. В крайнем случае, объясните правильное поведение. Не торопите и не ругайте ребенка за неумение ответить или ошибку иначе вы отобьете у него охоту заниматься. Хвалите и направляйте его мысли в правильное русло.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1.
Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность самостоятельно устанавливать новые контакты. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
2.
Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). Для тренировки время от времени берите ребенка с собой, направляясь на большое увеселительное мероприятие, посещайте вместе с ним вокзал или аэропорт.
3.
Не секрет, что окружающие не всегда доброжелательны и полны понимания.
Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или (детский вариант) дразнят.
Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться с негативной оценкой своей работы. Главное, чтобы малыш понимал: критика относится не к его личности в целом, а к конкретному поступку. Прекрасно, если выработана устойчивая положительная самооценка, тогда ребенок воспримет критику позитивно: не обидится, а постарается что-то изменить.
4.
Дома ребенка понимают с полуслова. Не надо ждать того же от учителей или одноклассников. Учите малыша понятно излагать свои мысли, создавайте ситуации, в которых ему нужно попросить помощи у незнакомого человека.
5.
В школе ребенка будут часто сравнивать со сверстниками. Необходимо заранее приучить его соревноваться, стремиться побеждать и не огорчаться при неудачах.
6.
Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослых. Постепенно переставайте хвалить малыша за каждый успешный шаг в работе – хвалите за окончательный результат.
7.
Учите ребенка работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.
Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное
«шумное» время. Это поможет ему дождаться перемены.
8.
Первоклассник будет чувствовать себя в школе уверенно, если заранее усвоит элементарные навыки: например, научится правильно держать карандаш, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее и т.д.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ИНТЕЛЛИКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЕМОСТЬ - ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
Можно напичкать ребенка любыми знаниями, которыми он первое время будет удивлять одноклассников и учителей, но это продлится недолго, ведь малышу предстоит познавать новое, причем в совершенно иных условиях, чем дома. Он должен будет усваивать новую информацию и работать с ней. Тут ребенок может оказаться не на высоте, если не умеет самостоятельно учиться.
Интеллектуальное развитие ребенка определяется не суммой знаний, а умением мыслить, анализировать, получать информацию и работать с ней. Если ваш ребенок даже не умеет читать, но зато способен делать многое другое (сочинять сказки, играть на пианино, читать стихи и т.д.), то в школе он быстро научится читать и перегонит своих сверстников, которые выучили буквы, а мыслить не научились.
Как же улучшить обучаемость?
Маленькие дети – большие почемучки. Никогда не отмахивайтесь от детских вопросов, отвечайте на них, причем не односложно, а развернуто, чтобы у малыша была возможность задавать новые вопросы. Пусть такое общение войдет в привычку, для ребенка оно будет кладезем нужной и полезной информации, которую он будет впитывать, как губка.
Каждый день вы имеете возможность обучать ребенка русскому языку, литературе, географии, истории и даже математике – вот вам и подготовка к школе. Гуляя по парку, поведайте о тех, кто жил здесь раньше. Подняв с земли красивый лист, расскажите о деревьях, о временах года, о том, почему листья желтеют, откуда бегут облака, где зарождается ветер, почему на небе не видно звезд. Придя в магазин, обратите внимание ребенка на то, сколько стоит шоколадка, сколько денег вы даете кассиру, попросите малыша посчитать сдачу.
Учить буквы и слова тоже легче всего во время прогулки. Покажите буквы на витринах и рекламных щитах, попросите почитать, прочитайте сами. Потом ребенок сам будет читать вам названия конфет и продуктов. Так вы сформируете у малыша желание учиться, а это гораздо важнее, чем дать ему определенную сумму знаний.


ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ РЕБЕНОК
МОЖЕТ СТОЛКНУТЬСЯ В ШКОЛЕ
Письмо. Письмо отнимает у детей больше всего времени и сил. Нужно научиться писать: во-первых, красиво, во-вторых – правильно. Это требует огромного внимания и усидчивости. Поэтому лучше заранее настроить ребенка на такую работу. Совершенно не обязательно, чтобы малыш в течение 45 минут сидел и выводил буквы. Время от времени просите ребенка несколько раз написать какую- нибудь закорючку, а затем покажите букву и попросите переписать ее.
ВНИМАНИЕ!
Не уделяйте много времени выполнению определенного задания. Ваша задача –
научить ребенка учиться. Развивайте его мелкую моторику, для этого
достаточно простых упражнений.
Чтение. Во многих школах требуют, чтобы ребенок при поступлении уже бегло читал. Проверка скорости чтения начинается чуть ли не с первых уроков и носит характер соревнования. Дети, у которых самая высокая скорость чтения, выходят в лидеры, их хвалят. В начальной школе, особенно в первом классе, авторитет детей целиком и полностью зависит от их успеваемости, то есть от похвалы и одобрения учителей. Слова учителя для первоклассника важнее, чем слова мамы. Поэтому необходимо научить ребенка читать.
Математика. Сегодня почти все дети, приходящие в первый класс, умеют считать до десяти, складывать и вычитать. Этому их будут учить в первом классе. Но со второго класса начнется другая математика, более сложная. С этого момента у многих детей начинаются проблемы. Причина – отсутствие социальной подготовки.
Ребенок выучил счет под руководством родителей, но не знает, зачем ему это нужно, и не стремится узнать. Поэтому малыш овладевает новыми знаниями с большим трудом. Совсем другое дело, если малыш вовлечен в процесс познания, сам хочет узнать, что такое деление и умножение. Не заставляйте ребенка зубрить, учите его добывать информацию самостоятельно, чтобы малыш испытывал естественную потребность в интеллектуальном развитии.