Файл: Программы по речевому развитию детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программы по речевому развитию детей дошкольного возраста
№ п/п | Название программы | Автор(ы) программы | Цели и задачи | Структура программы | Результаты освоения программы | Достоинства и недостатки программы |
1. | «Детство» | Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова | Центральными задачами образовательной программы «Детство» и её педтехнологии являются: сохранение уникальности каждого ребёнка; создание благоприятных условий для самовыражения; максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Авторы программы «Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать— Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона. | В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство». В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни). Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык». | Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. | Программа «Детство» основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесс, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой общей темы, которая на определенное время (дни, недели) становится объединяющей, например «Наши любимые игрушки», «Наш детский сад», «Моя семья», «Времена года»,. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. «Слабым» звеном в программе «Детство» является математический раздел. Материал, предлагаемый в нем, порой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Детство» ориентирована на развитие логического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. Поэтому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подготовленности детей, опять включать в занятия в более легкой форме. Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспитательно-образовательный процесс интересным и доступным для ребенка. Она подразумевает творческий подход воспитателя к планированию, выбору средств и приемов для реализации задач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, данному программой, а она должна быть подстроена под детей. |
2. | «Радуга» | Комплексная программа “Радуга”, создана авторским коллективом лаборатории Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Авторами разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик С.Г. Якобсон В.В.Гербова А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко. Разработана на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского | Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей: 1.сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни. 2.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка. 3.Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. | Интеграция образовательных областей в программе «Радуга» по содержанию дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО 1.Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно- эстетическое, физическое развитее. 2.Описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности – игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской , общение, познание. 3.Начальных формах трудовой и учебной деятельности. 4.пояснительная записка комплект пособий для детей по всем возрастным группам. 5.Описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых стандартом психолого –педагогических условий. | Содержание программы соответствует ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемом педагогом в зависимости от желаний и интересов конкретных детей. Анализ программы по разделу ФЭМП согласно ФГТ Задачи по ФЭМП изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование становлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». К задачам ФЭМП прилагаются основные пути их решения Задачи по ФЭМП представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько пособий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах. Данное направления реализуется с первой младшей группы (2-3 года) Результаты освоения программы делятся на итоговые и промежуточные Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой. К программе разработан комплект методических пособий , позволяющих эффективно развивать и воспитывать детей в детском саду. Результатом освоения программы служат данные итогового мониторинга | За десятилетия своей реализации программа «РАДУГА» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких (в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одновозрастному или разновозрастному принципу. В настоящее время программа «РАДУГА» – программа, сочетающая традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования. Ее «традиционность»определяется тем, что программа создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского. |
3. | «Развитие» | Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,Н. С. Варенцова и др. | Целью программы является
| Программа «Развитие» состоит из 13 разделов: Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств). Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление таких моделей). Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими классами). Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количественными отношениями). Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.) Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов). Конструирование (посвящен конструированию по схеме). Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных). Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами). Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней) Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопровождению действия словом и выражению голосом действия персонажа). Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление) Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику). | Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. | Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др. Программа «Развитие» ориентирована именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Авторы программы отмечают проблемы программы. Во-первых, проблема становления личности ребенка в процессе прохождения программы. Во-вторых, роль знаний, умений и навыков выполнения той или иной деятельности в процессе общего психического развития, которые играют подчиненную роль по отношению к способностям. Если способности можно представить как обобщенные способы ориентировки в условиях выполнения действия, предвосхищающие его осуществление, то умения и навыки играют роль конкретных операций по реализации способов деятельности. Говоря о развитии личности ребенка, можно сказать, что наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. В связи с этим, авторы программы определяют реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Программа предусматривает проектный режим работы воспитателей, т.е. воспитатели разрабатывают собственные проекты развивающих занятий, которые могут проводиться в самой различной форме и на различном материале и гибко варьировать в зависимости от конкретной ситуации в группе. Образовательные цели программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Главное условие успешности в выборе формы занятия - четкое осознание развивающей цели занятия, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. При этом не может быть жесткой, фиксированной формы работы с детьми: различные содержания, различные развивающие задачи могут предъявляться в самых различных формах. Сотрудничество детей друг с другом. Данная программа ориентирована на совместное решение проблем, в отличие от традиционной (режима монолога взрослого перед детьми). В программе «Развитие» взрослый и дети часто являются партнерами по совместной деятельности. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей распределять игрушки, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу. Занятия по программе выстроены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением, как материала, так и функций. Существенное значение для прохождения ребенком данной программы имеет организация окружающей среды. Существует определенная специфика построения развивающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием данной программы. Основное - это осознание взрослыми своих возможностей, способов работы с детьми, отношения к ребенку и глубокое чувство общности своей и детской жизни. |
4. | «От рождения до школы» | Автор: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А. Редактор: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А. | В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Ведущие цели программы:
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания | Программа начинается с раздела: Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построения режима дня, создание предметно-развивающей образовательной среды). Программа содержит разделы:
Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:
| Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование социального портрета ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществлялось также по следующим основаниям: • по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей; • в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребёнка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован; • с учётом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы. | Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве. По результатам мониторинга освоения образовательных областей дети показывают высокие результаты. |
5. | «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» | Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушаковой разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО). | Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа и обучению русскому языку. Задачи:
| Структура образовательного процесса включает следующие компоненты: непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН)', образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; образовательная деятельность в семье. При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н А. Коротковой.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы). | В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы. | Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок. Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок. Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок. Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания Программа вобрала в себя результаты исследования в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознаний явления языка и речи ребенком характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиции многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов ( описание, повествование, рассуждение), обучению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи, произвольный отбор лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков и действий, составление совместного описания, затем повествования, рассуждения, придумывание творческих рассказов и сказок. |