Файл: Программы по речевому развитию детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программы по речевому развитию детей дошкольного возраста




п/п

Название программы

Автор(ы) программы

Цели и задачи

Структура программы

Результаты освоения программы

Достоинства и недостатки программы

1.

«Детство»


Авторы. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т.А.Ивченко, М.В.Крулехт, Н. А. Курочкина, 3. А. Михайлова, Н. О. Никонова, JI. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова

Центральными задачами об­разовательной программы «Детство» и её педтехноло­гии являются:

сохранение уни­кальности каж­дого ребёнка;

создание благоприятных ус­ловий для самовыражения;

максимальная реализация по­тенциальных возможно­стей каждого ребёнка.

Содержание программы реа­лизует принцип этнокуль­тур­ной соотнесенности до­школь­ного образования. Ав­торы стремились к тому, чтобы ре­бенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделя­ется большое внимание про­изведениям устного народ­ного творчества, народ­ным хороводным играм, на­род­ной музыке и танцам, де­кора­тивно-прикладному ис­кусству России. Одновре­менно програм­ма предпола­гает воспитание уважения к другим народам.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошколь­ный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чув­ство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, уча­ствовать в охране окружаю­щей среды. Авторы про­граммы «Детство» являются сторонниками це­лостного развития ребенка в период до школы как субъекта посиль­ных дошкольнику ви­дов дея­тельности.

Девиз программы «Дет­ство»: «Чувствовать — По­знавать— Творить». Эти слова определяют три взаи­мосвязанных линии развития ребенка, которые пронизы­вают все разделы про­граммы, прида­вая ей целост­ность и единую направлен­ность. Базой для реализации программы является осуще­ствле­ние за­дачи укрепления физи­ческого и психического здо­ровья ре­бен­ка, формиро­вания основ двигательной и гигие­нической куль­туры. Программа «Дет­ство» утверждена экспертным сове­том при Комитете по об­разо­ванию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендо­вана для дошкольных образо­ва­тельных учреждений Се­веро-Западного региона.


В программе представлены про­из­ведения устного народного творче­ства, народные игры, му­зыка и танцы, декоративно-при­кладное ис­кусство России. Педа­гогу предос­тавляется право са­мостоятельно оп­ределять сетку занятий, содержа­ние, способ ор­ганизации и место в режиме дня.

Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные каче­ства выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический ком­плект программы «Детство».

В программе выделен новый важ­ный раздел: «Отношение ре­бенка к самому себе» (самопозна­ние).

Все содержание программы ус­ловно объединяется вокруг че­тырех ос­новных бло­ков:«Познание» (по­мощь дошко­льникам в освоении раз­нообраз­ных доступных способов позна­ния окружающего мира (сравне­ние, элементарный анализ, обоб­щение и др.), развитии их позна­вательной активности, познава­тельных интере­сов);«Гуманное отношение» (ориен­тация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и от­ношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творче­ства: развитие самостоятельно­сти как высшего проявления твор­че­ства);«Здоровый образ жизни» (вос­питание двигатель­ной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в по­ликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает англий­ский язык».


Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.


Программа «Детство» осно­вывается на комплексно – те­матическом принципе по­строения образовательного процесс, в основу которого по­ложена идея интеграции со­дер­жания разных образова­тельных областей вокруг еди­ной общей темы, которая на определенное время (дни, не­дели) становится объединяю­щей, например «Наши люби­мые игрушки», «Наш детский сад», «Моя се­мья», «Времена года»,. Выбор темы учитывает интересы де­тей, за­дачи развития воспита­ния, текущие явления и яркие со­бытия (времена года, празд­ники).

Программа предусмат­ривает валеологическое про­свещение до­школьников: раз­витие представлений о здоро­вом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и сред­ст­вах его укрепления, о функ­цио­нировании организма и прави­лах заботы о нем, знания о пра­вилах безопасного по­ве­дения и разумных действиях в непред­виденных ситуациях, способах оказания элементар­ной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важ­ным компонен­том личностной культу­ры и со­циальной защи­щенности до­школьника. «Слабым» звеном в программе «Детство» является математический раздел. Мате­риал, предлагаемый в нем, по­рой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Дет­ство» ориентирована на разви­тие ло­гического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. По­этому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подго­товленности детей, опять вклю­чать в занятия в более легкой форме.

Особый акцент в программе сде­лан на приобщение детей к миру природы, воспитание бе­режного отношения к природ­ным объек­там

В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспита­тельно-образовательный процесс инте­ресным и доступным для ре­бенка. Она подразумевает твор­ческий подход воспита­теля к планированию, выбору средств и приемов для реализации за­дач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, дан­ному программой, а она должна быть подстроена под детей.


2.

«Радуга»


Комплексная программа

“Радуга”,

создана авторским коллективом лаборатории Института общего образования

под руководством

Т.Н. Дороновой.

Авторами разработчиками

являются

Т.Н. Доронова,

Т.И. Гризик

С.Г. Якобсон

В.В.Гербова

А.А. Грибовская,

С.И. Мусиенко.

Разработана на основе

психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского



Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:

1.сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни.

2.Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка.

3.Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Интеграция образовательных областей в программе «Радуга» по содержанию дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО

1.Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно- эстетическое, физическое развитее.

2.Описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности – игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской , общение, познание.

3.Начальных формах трудовой и учебной деятельности.

4.пояснительная записка комплект пособий для детей по всем возрастным группам.

5.Описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых стандартом психолого –педагогических условий.

 Содержание программы соответствует ФГТ к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования. Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемом педагогом в зависимости от желаний и интересов конкретных детей.

Анализ программы по разделу ФЭМП согласно ФГТ Задачи по ФЭМП изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование ста­новлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». К задачам ФЭМП прилагаются основные пути их решения Задачи по ФЭМП представлены в обоб­щенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. В качестве методической литературы рекомендуются разработки Е.В. Соловьевой: «Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей», а также несколько посо­бий по формированию представлений о числе в разных возрастных группах. Данное направления реализуется с первой младшей группы (2-3 года) Результаты освоения программы делятся на итоговые и промежуточные Математический блок программы «Радуга» разработан Е.В. Соловьевой. К программе разработан комплект методических пособий , позволяющих эффективно развивать и воспитывать детей в детском саду. Результатом освоения программы служат данные итогового мониторинга


За десятилетия своей реализации программа «РАДУГА» показала эффективность организации дошкольного образования в самых разных условиях: в любом регионе нашей страны, в дошкольных учреждениях разных видов, расположенных в городской и сельской местности, в больших и маленьких (в том числе малокомплектных, в группах разной направленности (общеразвивающей, оздоровительной, комбинированной и компенсирующей), сформированных по одновозрастному или разновозрастному принципу.

В настоящее время программа «РАДУГА» – программа, сочетающая традиции российской дошкольной педагогики и новации в системе дошкольного образования.

Ее «традиционность»определяется тем, что программа создана на основе общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и реализует культурно-исторический подход Л.С. Выготского.


3.

«Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко,

Н. С. Варенцова и др.


Целью программы является

  • развитие общих способностей дошкольников: умственных, коммуникативных,

  • регуляторных в процессе специфических дошкольных видов деятельности, их коммуникации с взрослыми и другими детьми, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию детей, способствующих формированию общей культуры личности, их позитивной социализации в обществе;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса,

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

  • Цели программы могут быть достигнуты в результате решения задач

  • по созданию образовательных ситуаций, способствующих овладению детьми конкретными средствами и способами, лежащими в основе познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей, в соответствии с их возрастным и индивидуальными особенностями,

  • организации благоприятной развивающей предметно - пространственной среды,

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки педагогов с целью овладения ими способами позитивной коммуникации с детьми, методами и приемами развивающего образования, методикой развития познавательных, коммуникативных и регуляторных способностей дошкольников,

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, позитивной социализации;




Программа «Развитие» состоит из 13 разделов:

Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).

Ознакомление с пространственными отношениями (направлено на использование наглядных моделей для ориентировки и составление таких моделей).

Развитие элементов логического мышления (посвящен оперированию простейшими классами).

Развитие элементарных математических представлений (знакомит с основными количественными отношениями).

Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (направлен на ознакомление с литературой, составлению рассказов).

Конструирование (посвящен конструированию по схеме).

Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).

Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)

Режиссерская игра (посвящены игре по сценарию, разыгрыванию сюжетов; учит сопровождению действия словом и выражению голосом действия персонажа).

Художественное конструирование (учит строить композиции на разные темы, при использовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)

Выразительное движение (учит передавать язык жестов и мимику).


Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы, а именно: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.


Ряд исследований отечественных психологов (работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) показал, что развитие ребенка происходит в привычных для него видах деятельности: игре, конструировании, изобразительной деятельности и др. Построенная на основании изложенных теоретических положений программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. Таким образом, в программе выдерживается как бы двойная логика развития: с одной стороны, это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности: игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Программа «Развитие» ориентирована именно на дошкольные формы образовательной работы с детьми в сочетании со специфически дошкольным ее содержанием. В основу подобной ориентации легло положение А.В. Запорожца об амплификации, т.е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения (подготовка к возможно более раннему переходу к школьным программам), а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Авторы программы отмечают проблемы программы. Во-первых, проблема становления личности ребенка в процессе прохождения программы. Во-вторых, роль знаний, умений и навыков выполнения той или иной деятельности в процессе общего психического развития, которые играют подчиненную роль по отношению к способностям. Если способности можно представить как обобщенные способы ориентировки в условиях выполнения действия, предвосхищающие его осуществление, то умения и навыки играют роль конкретных операций по реализации способов деятельности. Говоря о развитии личности ребенка, можно сказать, что наиболее значимые качества определяются в основном не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. В связи с этим, авторы программы определяют реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности. Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Программа предусматривает проектный режим работы воспитателей, т.е. воспитатели разрабатывают собственные проекты развивающих занятий, которые могут проводиться в самой различной форме и на различном материале и гибко варьировать в зависимости от конкретной ситуации в группе.

Образовательные цели программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Главное условие успешности в выборе формы занятия - четкое осознание развивающей цели занятия, готовность к сотрудничеству с ребенком в совместном решении задач. Воспитатель в той или иной форме задает проблемную ситуацию, вместе с детьми открывая способ ее разрешения. При этом не может быть жесткой, фиксированной формы работы с детьми: различные содержания, различные развивающие задачи могут предъявляться в самых различных формах. Сотрудничество детей друг с другом.

Данная программа ориентирована на совместное решение проблем, в отличие от традиционной (режима монолога взрослого перед детьми). В программе «Развитие» взрослый и дети часто являются партнерами по совместной деятельности. Развитие игры и других видов деятельности во многом связано с умением детей распределять игрушки, договориться друг с другом, соблюдать элементарные правила по отношению друг к другу. Занятия по программе выстроены таким образом, что в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением, как материала, так и функций. Существенное значение для прохождения ребенком данной программы имеет организация окружающей среды. Существует определенная специфика построения развивающей среды, которая наиболее тесным образом связана с целями и содержанием данной программы. Основное - это осознание взрослыми своих возможностей, способов работы с детьми, отношения к ребенку и глубокое чувство общности своей и детской жизни.

4.

«От рождения до школы»


Автор: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А. Редактор: Веракса Николай Евгеньевич, Комарова Тамара Семеновна, Васильева М. А.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспе­чивающая становление лично­сти ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуаль­ные особенности, что соответ­ствует современ­ной   научной   «Концепции дошкольного   воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценно­сти дошкольного периода дет­ства.

Ведущие цели программы:

  • Создание благоприят­ных условия для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства,

  • Формирование основ ба­зовой культуры лич­ности,

  • Всестороннее развитие психических и физиче­ских качеств в соответ­ствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями,

  • Подготовка к жизни в современности обще­стве, к обучению в школе,

  • Обеспечению безопас­ности жизнедеятельно­сти дошкольника.

Программа строится на прин­ципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет националь­ных ценностей и традиций в образовании, восполняет не­достатки духовно-нравствен­ного и эмоционального воспи­тания

Программа начинается с раздела:

Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построе­ния режима дня, создание пред­метно-развивающей образователь­ной среды).

Программа содержит разделы:

  • Содержательная часть по возрас­тным группам.

  • Итоговые результаты освоения Программы.

  • Система мониторинга достиже­ния детьми планируемых ре­зультатов освоения Программы.

  • Работа с родителями.

  • Коррекционная работа( отражена проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в общеобразо­вательном пространстве).

  • Рекомендации по составлению перечня пособий.

Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам:

  • Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года);

  • Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет);

  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

  • Средняя группа (от 4 до 5 лет);

  • Старшая группа (от 5 до 6 лет);

  • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).




Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьиобщества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Формирование социального портрета ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществлялось также по следующим основаниям:

• по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

• в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребёнка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

• с учётом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы.


Программа разработана в соот­ветствии с действующими Фе­деральными государственными требованиями к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного обра­зования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­тивных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламен­тация знаний детей и предмет­ный центризм в обучении.

Особая роль в Про­грамме уделяется игровой дея­тельности как ведущей в до­школьном детстве.

По результатам мониторинга освоения образовательных об­ластей дети показывают высо­кие результаты.


5.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»


Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С.Ушаковой разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО).

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа и обучению русскому языку.

Задачи:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры.

  2. Обогащение активного словаря.

  3. Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.

  4. Развитие речевого творчества.

  5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.

  7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.




Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН)',

образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н А. Коротковой.

  •  включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

  •  добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).

  •  свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).

  •  открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы.


Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на

основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного

воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты

исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия

языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики

ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых

в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии

различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития

(фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на

формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи

(лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых

лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе

определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию

предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем

повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.

Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного

ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над

смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой

культуре речи – интонационное оформление высказывания

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на

основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного

воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты

исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия

языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики

ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых

в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии

различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития

(фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на

формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи

(лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых

лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе

определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию

предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем

повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.

Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного

ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над

смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой

культуре речи – интонационное оформление высказывания

Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду подготовлена на

основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного

воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она вобрала в себя результаты

исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия

языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики

ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых

в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии

различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития

(фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на

формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование,

рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи

(лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых

лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе

определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию

предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем

повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.

Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного

ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над

смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой

культуре речи – интонационное оформление высказывания

Программа вобрала в себя результаты исследования в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознаний явления языка и речи ребенком характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиции многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов ( описание, повествование, рассуждение), обучению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи, произвольный отбор лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки), выделение признаков и действий, составление совместного описания, затем повествования, рассуждения, придумывание творческих рассказов и сказок.