Файл: Государственночастное партнерство как форма проектного финансирования инновационной инфраструктуры в регионах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
310
УДК 334.723
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА
ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНАХ
Р. В. Озарнов
Аннотация: В данной статье рассматриваются перспективы ис-
пользования государственно-частного партнерства для финансирования
инновационной деятельности, регионального развития, экономического ро-
ста в условиях волатильности экономики. Рассмотрены ключевые сферы
применения ГЧП, а также основные модели. В результате проведенного ис-
следования автором представлены выводы и рекомендации, обозначены су-
ществующие проблемы.
Ключевые слова: проектное финансирование, международные финан-
сы, государственно-частное партнерство, региональное развитие, иннова-
ции, инфраструктура, инвестиции, концессии.
В современных условиях волатильности мировой экономики, перепро- изводстве углеводородов отсутствует перспектива повышения цен на нефть.
На этом фоне наблюдается отсутствие экономического роста, иностранные инвестиции ограничены санкционным режимом, в тоже время бюджетные ресурсы иссякают, а стимулирующая роль монетарной политики сдержива- ется бременем стабилизации цен и валютных курсов. Также представляется целесообразным отметить, что по данным исследования консалтинговой компании McKinsey, проведенного в 2016 году, The Bridging Global
Infrastructure Gaps, дефицит финансирования инфраструктуры в России оце- нивается примерно на уровне США. В данных условиях особую роль в по- вышении устойчивости и инновационном развитии экономики России, в том числе путем проектного финансирования инновационной инфраструктуры в регионах, может сыграть активное использование государственно-частного партнерства (ГЧП). Предполагается, что реализация проектов в рамках ГЧП будет способствовать развитию инфраструктуры в регионах, а также позво- лит уменьшить сырьевую направленность национальной экономики.
Предмет партнерства с точки зрения государства и бизнеса заключается в следующем: орган государственной власти и местного самоуправления
(ОГМУ) заинтересован в более качественном выполнении своих обязательств перед гражданами, в развитии инфраструктуры и экономики, а частный парт- нер может обеспечить более качественное и эффективное выполнение обя- занностей ОГМУ поскольку имеет специфические компетенции, способность управлять рисками, способность привлекать дополнительный капитал, воз- можность эффективно использовать регуляторы рыночной экономики.
311
В результате реализации проектов государственно-частного партнер- ства ОГМУ получают следующие выгоды:
рациональное распределение финансовой нагрузки;
сбалансированное распределение рисков;
четкое распределение ответственности;
повышение эффективности и качества работ, услуг;
удовлетворение конечных потребностей граждан;
развитие частной инициативы;
содействие экономическому росту;
развитие инновационной деятельности.
Далее представляется целесообразным отметить ключевые сферы при- менения ГЧП.
Таблица 1
Ключевые сферы применения ГЧП
Транспорт:
– автодороги, мо- сты, развязки;
– скоростные трам- ваи;
– ж/д инфраструк- тура;
– аэропорты; порты
Подготовка территорий:
– обеспечение ин- фраструктурой пло- щадок под ком- плексную застройку;
– обеспечение ин- фраструктурой площадок под тех- нопарки
Социальное развитие:
– инфраструктура здравоохранения;
– инфраструктура образования;
– инфраструктура спорта и туризма;
– инфраструктура культуры
Безопасность и правопорядок:
– объекты Мино- бороны;
– объекты МВД;
– объекты
Министерства юстиции;
– объекты МЧС
Информатизация и государственное управление:
– многофункцио- нальные админи- стративные центры;
– инфраструктура электронного правительства;
– инфраструктура доступа в Интернет
Энергоэффектив- ность:
– системы коммунального теплоснабжения;
– системы уличного освещения
Вода:
– инфраструктура водоснабжения;
– очистные; сооружения и канализация
Экология:
– инфраструктура управления отходами
Источник: составлено автором.
Далее рассмотрим модели ГЧП, используемые для проектного финан- сирования инновационной инфраструктуры, источники окупаемости и фи- нансирования, а также процедуру реализации.
312
Таблица 2
Модели ГЧП, используемые для проектного финансирования инновационной инфраструктуры
Модель ГЧП
Целевая
задача
Источники
окупаемости
Источники
финансиро-
вания
Процедура
Хозяйственное партнерство
Эффективность затрат за счет оказания услуг
Плата за предоставлен- ные услуги
Партнеры
Без конкурса.
Заключение соглашения между партнерами
BOLT (Строи- тельство- владение- аренда- передача)
Доступность
Сбор платы за услуги в пользу заказчика
Банки
Региональное законодатель- ство о ГЧП
Концессия
Предоставле- ние услуг
Плата за услуги потребителей
Пенсионные фонды
Концессионный конкурс
Параллельное финансирова- ние
Развитие территорий
Доходы от коммерческой деятельности, гранты, субсидии
Банки
Без конкурса
Сервисный договор
Предоставле- ние качествен- ных услуг
Плата за предоставлен- ные услуги
Банки, акционеры
Конкурс,
ФЗ-94, ФЗ-44
Источник: составлено автором.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы и рекомендации, а также обозначить существу- ющие проблемы:
– ГЧП является эффективной формой долгосрочного и взаимовыгод- ного сотрудничества бизнеса и государства с целью реализации социально значимых, инновационных проектов, направленных на развитие как нацио- нальной экономики в целом, так и конкретных регионов;
– эффективность проектного финансирования в рамках ГЧП связана с развитием институтов, а также совершенствованием регламентных процедур;
– в настоящее время отсутствует конкретный институт, который рас- сматривал бы частную инициативу;
– наличие политических рисков, связанных с изменением позиции
ОГМУ и нескоординированностью действий федеральных властей являются сдерживающими факторами при принятии решений о реализации проектов в рамках ГЧП;
313
– основными факторами, способствующими развитию ГЧП являются: стабильная государственная политика, низкие политические риски, поощре- ние частной инициативы посредством экономической и юридической под- держки;
– необходимо создание пула проектов с прозрачной структурой и по- нятной процедурой;
– модель управления развитием инфраструктуры должна обеспечивать финансирования всех проектов при условии возвратности инвестиций;
– использование ГЧП приобретает особое значение в текущих услови- ях кризиса и неопределенности, поскольку является эффективным решением не только инфраструктурных задач, но и задач, связанных с региональным развитием, оживлением экономики, привлечением инвестиций, реализацией новых высокотехнологичных производств и импортозамещением, а также развитием инновационной деятельности в различных направлениях.
Список литературы
1. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. Министерство экономического развития
Российской Федерации. Москва, 2016.
2. Public-private partnerships and the global infrastructure challenge, Ernst
& Young, 2015.
3. Reference Guide Public-Private Partnerships Version 2.0 International
Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Asian Development
Bank. Inter-American Development Bank, 2014.
4. The Public-Private Partnership in Infrastructure Resource Center, The
World Bank Group. [Electronic resource]: URL: https://ppp.worldbank.org/public- private-partnership
5. Официальный сайт международной консалтинговой организации
McKinsey Global Institute. [Electronic resource]: URL: www.mckinsey.com/in- dustries/capital-projects-and-infrastructure/our-insights/bridging-global-infrast- ructure-gaps
Об авторе
Озарнов Руслан Владиславович — магистр международных финан- сов и банковского дела, аспирант, факультет мировой экономики и мировой экономики, Финансовый университет при Правительстве Российской Феде- рации, Москва, Россия. E-mail: ozarnovr@gmail.com