Файл: Лекция Дезинфекция. Уборки в мо важное направление деятельности медицинского персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.09.2021.

Лекция 4.

Дезинфекция.

Уборки в МО – важное направление деятельности медицинского персонала .

Цель уборок помещений МО – создание и поддержание необходимого состояния среды обитания пациентов, медработников, посетителей ,при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды и обеспечиваются благоприятные условия их жизнедеятельности.

В ходе уборки производится:

  • удаление видимых загрязнений и обработка поверхностей для обеспечения их сохранности и придания им эстетического вида;

  • устранение вредных факторов для здоровья человека ( пыль, бактерии, вирусы, плесень и грибы, аллергены, насекомые)

Источники и виды загрязнений в МО.

  • человек ( отмершие чешуйки кожи, волосы, неаккуратно подстриженные ногти)

  • продукты его деятельности ( остатки пищи ,бумага, мусор, и пр.)

  • разрушающиеся материалы, из которых изготовлены предметы,находящиеся в помещении( мелкие частички отделочных и строительных материалов, обивки мебели, ковровых покрытий и т.д.)

  • занесенные с улицы грязь,пыль,пыльца растений,пух и т.п.

  • клещи домашней пыли и продукты их жизнедеятельности.

С позиции уборки загрязнения поверхностей разделяют на 3 группы:

  • свободно лежащие на поверхности, которые легко удалить (пыль,сор, волосы,песок и.т.д.)

  • Сцепленные с поверхностью, которые удаляются с применением воды,растворов и спец.средств ( разлитые и высохшие жидкости,масла,жиры,соли т.д.)

  • проникшие в структуру материала- это наибелее тяжело удаляемые загрязнения, за счет процессов диффузии, внедрившиеся в поры и капилляры материала( соли, кислоты, щелочи,масла и пр.)

При работе с различными видами загрязнений следует использовать разные технологии!

Компоненты уборки.

  • Мытье водой с моющими средствами, в результате чего микроорганизмы удаляются с поверхностей механическим путем;

  • Обработка (протирание,замачивание,орошение) дезинфекционными средствами,в результате чего большая часть микроорганизмов теряют свою силу, погибает.

Понятия «текущая» и «генеральная» уборки.

Текущая уборка- это ежедневная уборка в помещениях МО ,которая проводится влажным способом в целях поддержания чистоты и снижения контаминации поверхностей и воздуха микроорганизмами.


Генеральная уборка – углубленная уборка,которая осуществляется с целью удаления загрязнений и снижения уровня микробной обсемененности а помещениях МО

Требования с проведению текущих уборок в МО.

  • Текущие уборки в МО неинфекционного профиля, кроме помещений с асептическим режимом, проводят с применением моющих средств (без использования дезинфицирующих средств).

  • Текущие уборки в МО проводятся не реже 2 раз в день.

  • В операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом текущую уборку помещений проводят с применением дезинфицирующих средств по режимам эффективным для профилактики вирусных инфекций.

  • В операционных между операциями проводят текущую дезинфекцию рабочих поверхностей с применением дезинфицирующих средств по режимам, эффективным для профилактики парентеральных вирусных гепатитов.

  • При возникновении в стационаре (отделении) ИСМП, а также в стационарах (отделениях) инфекционного профиля при текущей уборке применяют дезинфицирующие средства по режиму, эффективному в отношении возбудителя соответствующей инфекции.

Требования к проведению генеральной уборки в МО.

  • Генеральные уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводят нереже одного раза в 7 календарных дней дезинфицирующими средствами по режимам, обеспечивающим гибель бактерий, вирусов и грибов.

  • Генеральные уборки в палатных отделениях (кроме инфекционных), врачебных кабинетах, административно-хозяйственных помещениях, отделениях и кабинетах физиотерапии и функциональной диагностики и других проводят не реже одного раза 30 календарных дней дезинфицирующими средствами по режимам, предусмотренным для профилактики и борьбы с бактериальными инфекциями, а в инфекционных отделениях - по режимам, рекомендованным для конкретных возбудителей.

  • При генеральной уборке проводят мытье, очистку и обеззараживание поверхностей помещений (в том числе труднодоступных), дверей (в том числе наличников), окон (с внутренней стороны), плинтусов, мебели, оборудования (в том числе осветительных приборов), аппаратуры с использованием моющих и дезинфицирующих средств (или дезинфицирующих средств с моющими свойствами) с последующим обеззараживанием воздуха.)


Приготовление рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств.

Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств, используемых для обработки различных объектов:

  • отдельно для каждого этапа обработки медицинских изделий (предварительная очистка, дезинфекция, предстерилизационная/окончательная очистка (для отдельных дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению этапы дезинфекции и предстерилизационной/окончательной очистки могут быть совмещены), ДВУ/стерилизация)

  • для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования, санитарно-технического оборудования, предметов ухода за больными;

  • для обеззараживания уборочного материала, отходов классов Б и В.

Емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления.

Оснащение рабочего места :

  • емкости с герметичной крышкой для разведения и хранения рабочего раствора;

  • мерные емкости для разведения жидких форм ДС;

  • термометр для замера температуры раствора.

Средства защиты персонала:

  • Спецодежда: халат,костюм,шапочка;

  • СИЗ : маска(респиратор),защитные очки/защитный экран,перчатки,фартук.

  • Аптечка первой помощи.

Процесс приготовления.

  1. Надеть спецодежду и СИЗ.

  2. Налить в емкость приготовленную воду, если температура раствора нормируется, согласно инструкции,замерить температуру.

  3. Отмерить нужное количество ДС , перелить его в мерную емкость ,Норма расхода правило разведения препарата указаны в инструкции.

  4. Осторожно влить его (пересыпать) ДС в емкость с водой,избегая разбрызгивания ДС,попадания на кожу, вдыхания в дыхательные пути.

  5. Закрыть емкость с готовым раствором крышкой.

  6. Прикрепить к емкости с раствором бирку с указанием:

  • наименования ДС,

  • концентрации,

  • дата приготовления,

  • срок годности.

Маркировка (кодирование) ,хранение уборочного инвентаря.

Для чего нужна маркировка


Маркировка уборочного инвентаря по СанПиНу, в обязательном порядке применяется в медицинских учреждениях, производственных помещениях, школах, детских садах, заведениях общепита и других учреждениях. Ее основная задача направлена на то, чтобы предотвратить перекрестное загрязнение и заражение болезнетворными микроорганизмами во время проведения уборки. Это достигается путем точного распределения инвентаря по отдельным зонам.



Технология текущей уборки.

Текущая уборка проводится 2 раза в день :

• перед началом работы;

• после окончания рабочей смены.

Текущая уборку включает: протирание дезинфицирующим раствором поверхностей оборудования и полов (экспозиция см.в инструкции к препарату), после этого ультрафиолетовое облучение воздуха .

Технология генеральной уборки.

Алгоритм генеральной уборки процедурного кабинета включает следующую последовательность работ:

1. Подготовительный этап: проверка наличия всего необходимого инвентаря и моюще-дезинфицирующих веществ; отключение от электросети всех приборов, в том числе всех ламп и УФ-облучателей; максимальное освобождение кабинета и мебели от медицинских инструментов, различных медикаментов и лекарств, а также от небольшого оборудования.

2. Первый этап. Нужно надеть нестерильную специальную одежду и разлить дезинфицирующий раствор по ведрам. Из кабинета выносится и выбрасывается мусор, а также отходы. На поверхность мебели, оборудования, окон и дверей наносится антисептик из распылителя. Все протирается с помощью салфеток. В конце чистятся батареи отопления. Протираются лампы светильников. Сначала 70-процентным спиртом, а потом – сухой ветошью. Дезинфицируется пол в кабинете. Пока проходит дезинфекция, дверь процедурного кабинета должна быть закрыта. Грязная одежда снимается, а руки нужно вымыть и продезинфицировать.

3. Второй этап процесса генеральной уборки: Необходимо надеть комплект стерильной специальной одежды и протереть обувь дезинфицирующим раствором. В обработанные дезраствором емкости набирается водопроводная вода. Вымываются с использованием стерильных салфеток все продезинфицированные ранее поверхности. Вытираются насухо стол и окна. Моется пол. Обеззараживается (кварцуется) воздух УФ-облучателями (на один час). Проветривается помещение (30 минут). Повторно обеззараживается воздух УФ-облучателями (30 минут).


4. Завершающий этап: весь инвентарь дезинфицируется, промывается и высушивается, а салфетки и спецодежду необходимо положить в соответствующие емкости или контейнеры и сдать в прачечную, а затем на стерилизацию, если в этом есть необходимость.

После этого генеральная уборка процедурного кабинета считается завершенной, о чем нужно сделать запись в соответствующем журнале.

Способы обеззараживания воздуха.

Воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей (включая импульсные установки), применяемых в отсутствие людей, закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей.

Необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем с учетом объема помещения, типа и производительности установки.

Экспозицию облучения рассчитывают согласно нормам и регистрируют в журнале учеты работы облучателя. Суммарный срок эксплуатации не должен превышать указанный в паспорте производителя.

При использовании бактерицидных облучателей открытого или комбинированного типа выключатели должны быть выведены за пределы помещений.

  • Воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыляющей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

  • Воздействие озоном с помощью установок - генераторов озона в отсутствие людей при проведении заключительной дезинфекции и при проведении генеральных уборок;

  • Воздействие постоянных электрических полей, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей;

  • Применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров, как встроенных в систему вентиляции, так и в виде специальных установок;

Возможно использование других технологий с применением специального оборудования, разрешенного к применению