Файл: Сущность понятия духовнонравственного воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность понятия духовно-нравственного воспитания



Высокий уровень нравственного воспитания личности и социальных групп является одновременно и показателем, и фактором стабильности, устойчивости, прогрессивности развития общества, его культуры. Трансформационный период развития российского общества, сопровождающийся ломкой старых ценностей и формированием новых, закономерно и неизбежно обусловил обострение проблем, связанных со снижением уровня нравственности, проявлением психологической напряженности, нетерпимости, конфликтности в социуме.

С другой стороны, в ориентациях россиян важное значение обрела ценность свободы, повысилось понимание того, что в решении жизненных вопросов полагаться необходимо, прежде всего, на самого себя, свои собственные усилия. Значимость человеческого ресурса в развитии общества определяет необходимость уделять особое внимание проблеме нравственного воспитания личности со стороны государства, общественности, институтов, науки и агентов социализации.

Содержание нравственного воспитания определяют:

- жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики поступков, деятельности и отношений;

- содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, идеалов, этических понятий (добро, зло, справедливость, счастье);

- нравственные характеристики деятельности общественных институтов, группы лиц, коллективов, классов и других общественных движений и организаций, которые воздействуют на социальную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои существующего общества, способствуют или препятствуют общественному прогрессу.

Нравственное воспитание человека определяется как общественными нормами, так и его индивидуальным выбором. Основным источником нравственного воспитания выступают нравственные поступки. Они рассматриваются через призму общественного одобрения, положительного влияния и результата.

Согласно Примерной образовательной программы начального общего образования целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является социально­педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В ФГОС НОО духовно-нравственное воспитание рассматривается через призму следующих аспектов:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования:

С целью определения понятие и особенностей духовно-нравственного воспитания необходимо акцентировать внимание на анализе понятий «нравственное воспитание» и «духовность».

С позиции А.М. Столяренко, нравственное воспитание позиционируется как целенаправленный процесс формирования у личности морального сознания, развития нравственных чувств, ценностей, а также выработки нравственного поведения, которое в целом и отражает уровень нравственного воспитания личности.

Е.М. Ольховецкая отмечает, что «нравственное воспитание – единый процесс воспитания»:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);



- нравственного поведения (проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

С позиции Г.Б. Сармудтиновой, процесс нравственного воспитания отличается тем, что «он очень длителен и непрерывен, при этом результаты его отсрочены во времени». Это связано с тем, что на процесс нравственного воспитания влияют многие факторы, но главную и решающую роль играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

В.В. Гербова указывает на то, что «нравственное воспитание – это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию».

Обращаясь к анализу понятия «духовность», стоит обратить внимание на то, что с позиции К.Д. Ушинского, духовность – «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами».

Необходимо обратить внимание и на определение К. Ясперса в рамках которого духовность рассматривается как «стремление личности к постижению определенного состояния, в котором у человека формируются необходимые ценности и ценностные ориентиры, определяющие особенности поведения личности».

Е.Н. Землянская указывает на то, что духовно-нравственное воспитание позволяет детям:

● углублять познание родного края;

● значительно расширять кругозор.

Исходя из изложенного, стоит обратиться к определению духовно-нравственного воспитания. Как указывает Т.Н. Бояк, «духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс развития личности с ориентиром на формирование у нее базовых ценностей».

Процесс духовно-нравственного воспитания является весьма сложным и многоаспектным при этом реализуется на этапе всего периода развития и становления личности. Особую роль в системе духовно-нравственного воспитания играет семья, как первичный социальный институт, ориентированный на социализацию личности.

Определим основные подходы, отражающие сущность духовно-нравственного воспитания:

  1. Когнитивный (Л.М. Архангельский, Н.И. Болдырев и др.) – определяет сущность духовно-нравственного воспитания через формирование у личности представлений относительно основных норм, ценностей.


2. Оценочно-эмоциональный (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, И.Ф. Харламов и др.). В рамках данного подхода одну из главных ролей играют именно эмоции. В оценочно-эмоциональном подходе духовно-нравственное воспитания рассматривается как процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношениям людей. Стержневым компонентом является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

3. Интегративной (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, А.П. Кондратюк, И.И. Подласый, И.К. Решетень). Рассматривается как комплексный подход, включающий тот момент, что на процесс духовно-нравственного воспитания оказывают воздействие не только нормы, но и чувства.

4. Мировоззренческий подход (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.В. Савин, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Е.И. Шиянов и др.) интерпретирует духовно-нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.

5. Поведенческий (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.Н. Толстой и др.) духовно-нравственное воспитание в контексте данного подхода определяется как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения.

Обратим внимание на основные компоненты и показатели духовно-нравственного воспитания, предложенные И.Ф. Харламовым (Таблица 1).

Таблица 1
Компоненты и показатели воспитания духовно-нравственной культуры

Компоненты духовно-нравственного воспитания

Показатели

Мотивационно-ценностный

-ценностные ориентации личности;

-интерес к духовно-нравственной культуре

Эмоционально-чувственный

-эмоциональная отзывчивость (эмпатичность, уважительность, доброжелательность, честность);

- эмоциональная устойчивость (самоанализ, саморегуляция).

Поведенческий

- культура поведения (освоение нравственными нормами и правилами поведения в общественных местах, в различных видах деятельности);

- культура общения (овладение нравственными нормами вербального и невербального общения; проявление уважительного, доброжелательного отношения к людям; умение конструктивно разрешать межличностные конфликты).



На сегодняшний день отдельное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста, что детерминировано спадом культурно-досуговой деятельности молодежи, отсутствием ориентации на духовное и нравственное развитие, трансформацией ценностных ориентиров и т.д.

В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания является формирование устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности младшего школьника.

Задачами духовно-нравственного воспитания выступают:

  1. формирование основы гражданской идентичности;

  2. воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  3. становление нравственных качеств личности;

  4. приобщение младших школьников к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Итак, по итогам проведенного анализа нами было определено, что духовно-нравственное воспитание рассматривается как сложное и многоаспектное явление, направленное на решение проблем, связанных со становлением личности и ориентацией на формирование духовно-нравственных чувств.