Файл: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой Реквием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГКП «Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова»
План учебного занятия
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»
Наименование дисциплины: русская литература
Подготовил педагог: Рубан Г.С.
Дата:
-
Общие сведения
Курс, группа: 1 курс, МНО 22-09
Тип занятия: практическое
Интернет-ресурсы: https://multiurok.ru/index.php/files/11-klass-ogn-urok-8-a-a-akhmatova-lirika.html
Ключевые слова: акмеизм
Цели и задачи урока:
-познакомиться с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой;
- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);
- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени;
-постараемся раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);
- почувствуем самобытность поэтического мира.
Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
- понимают содержание лирики А. Ахматовой;
- определяют способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставлять позицию автора с собственным мнением;
Критерии оценивания: дает критическую оценку произведениям с точки зрения нравственной и эстетической ценности; достигает понимания содержания цикла стихотворений, сравнивая произведение, выражая свое отношение к услышанному или прочитанному.
Материалы к уроку: презентация о жизни и творчестве поэтессы
Ход урока:
-
Орг. Момент
-
Приветствие. -
Объявление темы и цели. Мотивация. -
Психологический настрой.
Цели урока: показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа стихотворения
, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.
Методическое обеспечение: портреты Ахматовой, текст поэмы.
Методы проведения урока: проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы, запись в тетрадь.
Тип урока– комбинированный.
Ход урока
-
Оргмомент. -
Проверка д\з.
-
Каков исторический и жизненный контекст поэмы? -
Каковы её основные мотивы? (память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста). -
В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
-
Анализ поэмы.
А.Ахматова. «Реквием».
«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)
1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.
Прочитайте «Вместо предисловия».
-
Какой биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы? -
Какова основная мысль эпиграфа? -
Какова композиция поэмы? Запишите.
2.Перечитайте «Посвящение».
-
Отметьте строки, передающие меру материнского горя. -
Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса? -
Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?
Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?
-
Скрежет… -
Шаги… -
Столица… -
Двух лет…
* Там встречались…
* Словно…
* Словно…
-
Кому посвящает Ахматова свою поэму?
3.Перечитайте «Вступление».
-
Какая Родина изображена у Ахматовой? -
Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
4.Первая часть.
-
Какое событие здесь описано? -
Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Вторая и третья части.
-
Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
Четвертая часть.
-
К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?
Пятая часть.
-
Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?
Шестая – девятая части.
-
Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?
Десятая часть.
-
С чем связано название 10 главы? -
Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
5.Эпилог.
-
Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога. -
Это конкретный портрет или обобщенный?
-
Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?
-
В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. Где должен находиться памятник?
-
Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. -
Д/З. Прочитать антиутопию Е. Замятина «Мы»