Файл: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой Реквием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГКП «Педагогический колледж имени М.О.Ауэзова»
План учебного занятия
Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием»

Наименование дисциплины: русская литература

Подготовил педагог: Рубан Г.С.

Дата:

  1. Общие сведения

Курс, группа: 1 курс, МНО 22-09

Тип занятия: практическое

Интернет-ресурсы: https://multiurok.ru/index.php/files/11-klass-ogn-urok-8-a-a-akhmatova-lirika.html

Ключевые слова: акмеизм

Цели и задачи урока:

-познакомиться с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой;

- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);

- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени;

-постараемся раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);

- почувствуем самобытность поэтического мира.

Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

- понимают содержание лирики А. Ахматовой;

- определяют способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставлять позицию автора с собственным мнением;

Критерии оценивания: дает критическую оценку произведениям с точки зрения нравственной и эстетической ценности; достигает понимания содержания цикла стихотворений, сравнивая произведение, выражая свое отношение к услышанному или прочитанному.

Материалы к уроку: презентация о жизни и творчестве поэтессы

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  • Приветствие.

  • Объявление темы и цели. Мотивация.

  • Психологический настрой.

Цели урока: показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа стихотворения
, речи, наблюдательности у учащихся, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;  воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.

Методическое обеспечение: портреты Ахматовой, текст поэмы.

Методы проведения урока: проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы,  запись в тетрадь.

Тип урока– комбинированный.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Проверка д\з.

  • Каков исторический и жизненный контекст поэмы?

  • Каковы её основные мотивы? (память, горечь забвения, немыслимость жизни и невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы, креста).

  • В чём видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?

  1. Анализ поэмы.

А.Ахматова. «Реквием».

«О «Реквиеме» трудно говорить и писать. Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит. Ее невозможно читать без боли и содрогания. Эта поэма могла быть написана только женщиной, матерью, женой. Крик, вопль, плач, проклятия – все слилось, и невозможно разобрать, где голос автора, а где стоны живых и мольба от отмщении мертвых». (А.С.Крюков)

1.Реквием – похоронная месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.

        Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Цель: запечатлеть одну из мрачных страниц нашего времени – культ личности Сталина и репрессии.

Прочитайте «Вместо предисловия».

  • Какой биографический факт положила Ахматова в основу своей поэмы?

  • Какова основная мысль эпиграфа?

  • Какова композиция поэмы? Запишите.

2.Перечитайте «Посвящение».

  • Отметьте строки, передающие меру материнского горя.

  • Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?

  • Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?


Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?

  • Скрежет…

  • Шаги…

  • Столица…

  • Двух лет…

* Там встречались…

* Словно…

* Словно…

  • Кому посвящает Ахматова свою поэму?

3.Перечитайте «Вступление».

  • Какая Родина изображена у Ахматовой?

  • Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.

4.Первая часть.

  • Какое событие здесь описано?

  • Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Вторая и третья части.

  • Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

Четвертая часть.

  • К кому обращены слова четвертой части? Что происходит с героиней?

Пятая часть.

  • Укажите глаголы пятой части. Много ли их в конце пятой части? Какой из этого можно сделать вывод?

Шестая – девятая  части.

  • Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 части поэмы?

Десятая часть.

  • С чем связано название 10 главы?

  • Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

5.Эпилог.

  • Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.

  • Это конкретный портрет или обобщенный?

  • Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками.  Какие звуки мы слышим?

  • В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин.         Где должен находиться памятник?


  1. Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.

  2. Д/З. Прочитать антиутопию Е. Замятина «Мы»