Файл: Занятие для обучающихся спо по теме мы едины, мы одна страна!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «МЫ ЕДИНЫ, МЫ – ОДНА СТРАНА!»
Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.

Комплект материалов:

− сценарий

− методические рекомендации

− видеоролик

− интерактивные задания

– презентационные материалы
Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.

Часть 2. Основная

Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.

Часть 3. Заключительная

Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная Вступительное слово педагога.

Педагог. Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья – самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка, это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник, символизирующий единение, сплоченность общества. Это государственный праздник Российской Федерации – «День народного единства».


Мотивирующие вопросы педагога

– Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа он отмечается и почему?

– Почему праздник назван «День народного единства»? Что вы понимаете под «единством» народа?

– Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке.

– Подумайте, важно ли нашей группе быть единым, одной дружной «семьей», настоящей командой? Аргументируйте свой ответ.

(Ответы обучающихся педагог может сопоставить с информацией в исторической справке в методических рекомендациях)

Групповое задание

Педагог. Разделитесь на три группы и придумайте девиз нашей группы. Отразите в нем идею о том, что все мы – одна дружная команда.

Представление каждой группой своего девиза.
Часть 2. Основная. Обсуждение.

Педагог. Давайте погрузимся в историю нашей страны и вспомним те события, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

– Почему это время названо Смутным?

– Что вы знаете о Смутном времени из курса истории?
Педагог (в дополнение к ответам обучающихся).

Смутное время – период в истории России в начале XVII века. Тяжелые события произошли в то время: восьмилетний сын Ивана Грозного Дмитрий погиб в Угличе (тайна его смерти не раскрыта по сей день), на царство впервые за семьсот лет встал человек, не имеющий отношения к династии Рюриковичей – Борис Годунов, стали появляться самозванцы, продолжалась борьба за трон приближенных к власти людей.

Именно в это время, когда для страны важно было решать внутренние проблемы, обострилась внешняя обстановка. Речь Посполитая (объединенные Польша и Литва) спешила воспользоваться слабостью нашей страны, частично захватить территорию, разграбить русские земли, захватить ее западные области. Очень скоро, когда стал очевиден кризис государственной власти, возникли планы полной оккупации России и постепенной ликвидации православия. В это тяжелое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать захватчиков из Москвы.

Давайте вспомним, что произошло дальше, посмотрев видеоролик. Во время просмотра подумайте, какие слова могли бы стать ключевыми для нашего занятия, посвященного Дню народного единства.


Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

В жизни каждого народа случаются моменты, когда речь идет о самом существовании государства. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века. Этот период вошел в нашу историю под названием Смутного времени.

В период Смутного времени польско-литовские войска на два года оккупировали Москву.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин вдохновил и организовал народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский возглавил войско и повел его к Москве. Ополченцам в количестве 10 тысяч человек удалось освободить Москву от польско-литовских захватчиков, восстановить российскую государственность.

Позднее Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова – сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

В память о событиях 1612 года в 2004 году был учрежден новый государственный праздник. Это День народного единства, который наша страна празднует 4 ноября.

Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича.

Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами до смерти.

По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону – на болота.

Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского монастыря.

Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности своему народу.

Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.

Педагог. Давайте обсудим, какие ключевые слова вы выделили и почему. Какие слова, не прозвучавшие в видеоролике, можно добавить в этот список. (Примерные ответы: героизм, свобода, братство и т.д.)
Интерактивное задание.

Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов?

Слова из филворда: Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство, отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность, держава, праздник.
Педагог. Слова филворда – это ключевые слова сегодняшнего занятия.

Рассказ педагога.

В зависимости от ответов обучающихся педагог может рассказать (не более 2-3 мин.) о некоторых исторических фактах, основываясь на материалах исторической справки.

Педагог. Мы пришли к выводу, что сплоченность народа в период разного рода трудностей является залогом победы. Не стоит забывать, что Россия – многонациональное государство. На протяжении многих веков крепнет дружба между народами, живущими в России: русские, татары, якуты, башкиры, буряты и т.д. – этот список можно продолжать долго. Все они встали плечом к плечу на защиту нашей страны, внесли значительный вклад в ее социально-политическое и культурное развитие, сплотились для противостояния трудностям.

Сохранность независимости и внутреннего единства страны – вот главное, что стало результатом борьбы с врагом в период Смутного времени. Укрепив государство изнутри, Россия сконцентрировалась на защите западных границ. Несколько позже, в середине XVII века, русские земли были возвращены из-под иноземной оккупации.

Дальнейшая история нашей страны знает много великих побед в мирной жизни и в сражениях. Наш народ умел сплачиваться всегда. Период Смутного времени – это только один из примеров. Давайте обратимся и к другим.
Групповое задание «История и современность»
Обучающиеся делятся на группы. Каждая группа получает по одному тексту.

Текст 1. О событиях Смутного времени.

Текст 2. О событиях Отечественной войны 1812 г.

Текст 3. О событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Текст 4. О событиях 1990-х гг.
Педагог. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

1) К какому времени относятся события в тексте? Как вы определили это?

2) Какое значение эти события имели для истории Российского государства?

3) Какова роль людей в защите Отечества? Можно ли назвать их подвиг гражданским? Почему?


При обсуждении один докладчик от группы кратко передает содержание текста, а участники остальных групп приводят примеры других событий, иллюстрирующих обсуждаемый период времени.

Педагогу нужно акцентировать внимание обучающихся на том, что единство нашего народа помогло стране выстоять в каждом из этих трудных исторических моментов. Обсуждая Смутное время, нужно напомнить о подвиге Ивана Сусанина.

После избрания на царство в 1613 году юный царь Михаил Романов (ему было всего 16 лет!) оставался в своем костромском имении. Как только стало известно, что вместо королевича Владислава царем стал представитель русского боярского рода, туда отправились польско-литовские отряды, чтобы убить нового царя. Деревенский староста Иван Сусанин отправил своего зятя к Михаилу Романову с советом укрыться в Ипатьевском монастыре (монастырь был удален от основных дорог, труднодоступен и хорошо укреплен), а сам отказался выдать местоположение молодого государя врагам. Он обрёк себя на смерть, понимая, что судьба целого народа, целой страны дороже его собственной жизни.

Говоря об Отечественной войне 1812 года, важно обратить внимание на большой вклад в борьбу с Наполеоновской армией партизанских отрядов.

Велик подвиг советского народа во время Великой Отечественной войны. Среди множества примеров героизма есть очень важный – подвиг молодогвардейцев, ровесников обучающихся.

Подпольная организация была ими создана в городе Краснодон в 1942 г. Именно в эти дни празднуется 80-летие создания подпольной организации «Молодая гвардия» как подвиг молодежи в годы Великой Отечественной войны в противостоянии немецко-фашистским захватчикам. В составе организации были русские, украинцы, казаки, армяне, белорусы, евреи, азербайджанец и молдаванин. Все народы советской страны сплотились против врага.

К 80-летию создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне совсем недавно торжественно открыли возрожденный мемориал «Непокоренные».
Наши земляки, наши предки тоже, всеми правдами и неправдами, пытались попасть на фронт. И я напомню, что каждый второй, ушедший на фронт с Куйбышевской, ныне Самарской области, не вернулся. Те, кто остался в тылу, проявили не меньшую самоотверженность и героизм.  В тяжелейших условиях военного времени жители города проявляли подлинный трудовой героизм, отдавали все силы для фронта, для победы над ненавистным врагом.