Файл: Реферат по дисциплине Информационнокоммуникационные технологии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского»
Естественно-научный институт

Физико-математический факультет

Кафедра информатики и прикладной математики

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Информационно-коммуникационные технологии»
Подготовила:

студентка 1 курса 2 группы

Нацик Е.В.

Проверил:

Профессор каф.ИПМ

Елисеева Е.В

Брянск, 2023 г.
Содержани

Введение 4

1. Этапы развития информационных технологий 5

Введение 3

1. Этапы развития информационных технологий 4
2. Современные информационные технологии 11
3. Перспективы развития информационных технологий 15
4. Заключение 19
5. Список используемой литературы 21


Введение



Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

1. Этапы развития информационных технологий



Стремительное развитие цифровой вычислительной техники (ВТ) и становление науки о принципах ее построения и проектирования началось в 40-х годах нашего века, когда технической базой ВТ стала электроника, затем микроэлектроника, а основой для развития архитектуры компьютеров (электронных вычислительных машин ЭВМ) - достижения в области искусственного интеллекта.

До этого времени в течение почти 500 лет цифровая вычислительная техника сводилась к простейшим устройствам для выполнения арифметических операций над числами. Основой практически всех изобретенных за 5 столетий устройств было зубчатое колесо, рассчитанное на фиксацию 10 цифр десятичной системы счисления.

Первый в мире эскизный рисунок тринадцатиразрядного десятичного суммирующего устройства на основе колес с десятью зубцами принадлежит Леонардо да Винчи. Он был сделан в одном из его дневников (ученый начал вести дневник еще до открытия Америки в 1492 г.). В 1623 г. через 100 с лишним лет после смерти Леонардо да Винчи немецкий ученый Вильгельм Шиккард предложил свое решение той же задачи на базе шестиразрядного десятичного вычислителя, состоявшего также из зубчатых колес, рассчитанного на выполнение сложения, вычитания, а также табличного умножения и деления. Оба изобретения были обнаружены только в наше время и оба остались только на бумаге.

Первым реально осуществленным и ставшим известным механическим цифровым вычислительным устройством стала "паскалина" великого французского ученого Блеза Паскаля - 6-ти (или 8-ми) разрядное устройство, на зубчатых колесах, рассчитанное на суммирование и вычитание десятичных чисел (1642 г.).

Через 30 лет после "Паскалины" в 1673 г. появился "арифметический прибор" Готфрида Вильгельма Лейбница - двенадцатиразрядное десятичное устройство для выполнения арифметических операций, включая умножение и деление, для чего, в дополнение к зубчатым колесам использовался ступенчатый валик. "Моя машина дает возможность совершать умножение и деление над огромными числами мгновенно" - с гордостью писал Лейбниц своему другу.

О машине Лейбница было известно в большинстве стран Европы. В цифровых электронных вычислительных машинах, появившихся более двух веков спустя, устройство, выполняющее арифметические операции (те же самые, что и "арифметический прибор" Лейбница), получило название арифметического. Позднее, по мере добавления ряда логических действий, его стали называть арифметико-логическим.

Оно стало основным устройством современных компьютеров. Таким образом, два гения XVII века, установили первые вехи в истории развития цифровой вычислительной техники. Заслуги В.Лейбница, однако, не ограничиваются созданием "арифметического прибора". Начиная со студенческих лет и до конца жизни он занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем, основной при создании компьютеров. Готфрид Вильгельм Лейбниц Изображение медали, нарисованное Готфрид Вильгельмом Лейбницем в 1697г. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для обьяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии. Сохранилось изображение медали, нарисованное В.Лейбницем в 1697 г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления.

Прошло еще более ста лет и лишь в конце XVIII века во Франции были осуществлены следующие шаги, имеющие принципиальное значение для дальнейшего развития цифровой вычислительной техники - "программное" с помощью перфокарт управление ткацким станком, созданным Жозефом Жакардом, и технология вычислений, при ручном счете, предложенная Гаспаром де Прони, разделившего численные вычисления на три этапа: разработка численного метода, составление программы последовательности арифметических действий, проведение собственно вычислений путем арифметических операций над числами в соответствии с составленной программой. Эти два новшества были использованы англичанином Чарльзом Беббиджем, осуществившим, качественно новый шаг в развитии средств цифровой вычислительной техники - переход от ручного к автоматическому выполнению вычислений по составленной программе. Им был разработан проект Аналитической машины - механической универсальной цифровой вычислительной машины с программным управлением (1830-1846 гг.). "Паскалина" Блез Паскаль Машина включала пять устройств - арифметическое (АУ), запоминающее (ЗУ), управления, ввода, вывода (как и первые ЭВМ появившиеся 100 лет спустя). АУ строилось на основе зубчатых колес, на них же предлагалось реализовать ЗУ (на 1000 50-разрядных чисел!). Для ввода данных и программы использовались перфокарты. Предполагаемая скорость вычислений - сложение и вычитание за 1 сек, умножение и деление - за 1 мин. Помимо арифметических операций имелась команда условного перехода.

Были созданы отдельные узлы машины. Всю машину из-за ее громоздкости создать не удалось. Только зубчатых колес для нее понадобилось бы более 50 000. Заставить такую махину работать можно было только с помощью паровой машины, что и намечал Беббидж.

"...Летом 2001 года машина Бэббиджа была, наконец, построена стараниями Дорона Суода*, директора лондонского Музея науки. Эта машина не только явилась плодом гениального замысла, но и стала шедевром инженерной работы. Она состоит из восьми с лишним тысяч отдельных деталей, по большей части выточенных вручную - всего пять тонн точнейшей механики! Особенно впечатляет "принтер XIX века". Он оттискивает результаты вычислений на поверхности печатной формы и печатает их на бумаге. Так завтрашний день становится копией прошлого, а механическое мельтешение деталей - ожившей музыкой мысли, зримыми переливами логики. Поворот рукоятки, и все вещество машины приходит в движение. Она размышляет. Валы трещат; шпиндели фырчат; штанги стучат; колеса вращаются.

В свое время Бэббидж надеялся, что задуманная им машина станет предсказывать стихийные бедствия и удары судьбы, сводя циферки многочисленных фактов воедино и превращая череду единичных событий в фатальную картину всеобщей связи вещей.

Теперь его машине предстоит влачить скромное, призрачное существование. Время от времени Суод будет вручать гостям музея сувенир - листок, на котором распечатано решение любимого уравнения Бэббиджа: Y=X2+X+41..."

Интересно отметить, что в 1870 г. (за год до смерти Беббиджа) английский математик Джевонс сконструировал (вероятно, первую в мире) "логическую машину", позволяющую механизировать простейшие логические выводы.

Важнейшими историческими этапами развития ИТ является письменность, изобретение книгопечатания, использование почты, телефона, телеграфа, телевидения. Особое место в развитии ИТ занимают компьютеры, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных), которые обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных (графика, видео и звук) и других материалов практически на любые расстояния в реальном масштабе времени.

ИТ (Информационные технологии) являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы. Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:

По виду задач и по виду процессов обработки информации.

1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.

2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.

По используемому техническому обеспечению

1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360

3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений

4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.

По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:

1-й этап (с начала 60-х гг.)-обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых ИС была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

По применяемому инструментарию ИТ

1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

По методологии использования ИТ

1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.

2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.

3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

В наше время большое внимание в области ИТ уделяется электронному моделированию, которое становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютера, как ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.
2. Современные информационные технологии
В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит ПК, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации.

Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили современный этап развития ИТ. В понятие современной ИТ включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, теле-коммуникации, факс и др.

Пользователям, не владеющим языками программирования, предоставлена возможность прямого общения с ЭВМ в режиме диалогового общения, что позволяет создать комфортную работу при использовании мощного программно-аппаратного обеспечения (БД, экспертные системы и базы знаний). Кроме того, обеспечивается не только автоматизация процесса смены формы и местонахождения информации, но и смена ее содержания.

Современная ИТ - информационная технология — это ИТ с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Три основных принципа компьютерной ИТ:

• Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

• Интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

• Гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Основу современных ИТ - информационных технологий составляют три технических достижения:

• появление новой среды накопления информации - магнитные и оптические диски ;

• развитие современные средства связи , в том числе и спутниковых;

• постоянное совершенствование компьютнров и ПО для автоматизированной обработки и передачи информации в реальном масштабе времени.

В таблице приведены основные характерные черты современной ИТ.

Особенности современных ИТ (информационных технологий) :

• Работа пользователя в режиме манипулирования (без программирования) данными. Пользователь не должен знать и помнить, а должен видеть (устройства вывода) и действовать (устройства ввода)

• Сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной БД, которая предусматривает единую форму введения, поиска, отображения, обновления и защиты информации

• Безбумажный процесс обработки документа, во время которого на бумаге фиксируется только его окончательный вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанных на носителях, поставляются пользователю через экран дисплея ПК

• Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя

• Коллективное изготовление документа на основе группы ПК, объединенных средствами коммуникации

• Адаптивная переработка формы и способов подачи информации в процессе решения задачи.

Ниже перечислены современные ИТ, наиболее часто используемые в системах различного типа и назначения.

Современные ИТ - информационные технологии:

• математическое и компьютерное моделирование;

• БД и знаний;

• экспертные и интеллектуальные системы;

• средства, технологии планирования и управления с помощью электронных таблиц;

• электронная почта и телекоммуникационные средства;

• интегрированные пакеты прикладных программ и среды;

• средства, методы и технологии машинной графики и анимации;

• средства, методы и технологии мультимедиа;

• гипертекстовые технологии и WWW-технологии;

• CASE -технологии и др

ИТ тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Добавление к понятию "система" слова "информационная" отража ет цель ее создания и функционирования.

Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

ИС (информационная система) является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Можно выделить основные свойства, которые являются общими для всех ИС.

Основные свойства информационных систем

Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать поставленным целям

Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации, основанной на использование БД, экспертных систем и баз знаний. Так как любая ИС предназначена для сбора, хранения и обработки информации, то в основе любой ИС лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые соответствуют области применения ИС

ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными принципами, реализованными в виде стандарта предприятия на ИС. Интерфейс пользователя ИС должен быть легко понимаем на интуитивном уровне
3. Перспективы развития информационных технологий
Бурный рост спроса на программные продукты во всем мире, связанный, в первую очередь, с развитием и распространением Интернета и систем электронной торговли и бизнеса, а также с внедрением новых поколений вычислительной техники, приведет к тому, что промышленно развитые страны физически не смогут обеспечить подготовку необходимого количества специалистов соответствующего профиля в нужный срок. Поэтому можно ожидать дальнейшее распространение практики офшорного программирования в третьих странах. Наиболее прочные позиции здесь занимает Индия, Россия же может попытаться принять участие в освоении этого рынка.

Создание в России экспортной отрасли программного обеспечения сопряжено с решением целого ряда сложных экономических и административных проблем, а успех будет зависеть от активности и последовательности политики правительства в течение ближайших 5—10 лет. На начальном этапе это предполагает лидирующую роль правительства, которое должно найти средства и методы убеждения российских и зарубежных бизнесменов в своем намерении проводить серьезную долговременную политику в области развития ИТ. Для успешного развития отрасли необходима реализация следующего комплекса мероприятий:

Определить политику страны в области информационных технологий, ее непосредственную цель, включая выработку долгосрочной программы. Речь должна идти о замене сырьевых товаров в структуре экспорта страны на ИТ, что требует немедленного создания особого инвестиционного режима в области информационных технологий. Формирование этого сектора может идти на общих основаниях или на базе офшорных зон, как в Индии.

Определить государственный орган, полностью ответственный за программу развития ИТ-отрасли и способный ее реализовать. Необходимо наделить его полномочиями для координации усилий правительства и бизнеса, а также правами и возможностями, которые бы обеспечили мониторинг развития отрасли и обеспечение требуемых для ее развития условий.

Существенно улучшить общий инвестиционный климат в стране, включая совершенствование налогообложения и введение национального режима для всех инвесторов. Ограниченный рынок капиталов в России, множество препятствий для развития малого и среднего программного бизнеса предполагают координированные усилия правительства для создания благоприятного климата в данной специфической отрасли, который бы способствовал ее активному развитию. Практически речь здесь идет обо всей системе налоговых законов и серии постановлений правительства по административным и таможенным вопросам.

Быстрое развитие отрасли может быть стимулировано путем создания специальных условий для предприятий отрасли, что потребовало бы отражения в Налоговом Кодексе уже в 2000 г.

Законодательно обеспечить защиту интеллектуальной собственности и последовательную борьбу с пиратством. Нарушение интеллектуальной собственности в России служит одним из основных препятствий для прихода туда серьезных корпоративных клиентов. Необходимо вхождение во все международные соглашения и неукоснительное выполнение взятых обязательств.

Обеспечить представителям отраслевого бизнеса возможность широкого участия в формулировании основных положений политики развития отрасли.

Россия имеет определенные преимущества в области качества и количества квалифицированной рабочей силы, способной производить экспортную программную продукцию на иностранных языках. Так, в России имеется примерно 690 технических специалистов на 1 млн жителей, а в Индии — только 114. Однако разница в численности населения двух стран делает эти различия не столь значительными.

Выпускники российских вузов традиционно имеют неплохое базовое математическое образование, что позволяет им достаточно быстро освоить некоторые, наиболее трудоемкие виды работ в программировании, не требующие высокой квалификации. Во многих случаях можно было бы использовать выпускников инженерных вузов, а для других видов производств достаточно бы было общего среднего образования плюс 1—2 года специальной подготовки (с изучением иностранных языков). Однако не следует переоценивать эти преимущества. Существенным ограничением является слабая языковая подготовка программистов, что можно отчетливо наблюдать по низкому уровню русификации даже легально распространяемого ПО.

Особую сложность вызывает сравнительная оценка уровней трудовых издержек в Индии и России. По мнению экспертов Фонда «Бюро экономического анализа», уровень оплаты труда в России, даже с учетом начислений, сравним с уровнем зарплаты в наиболее «дешевых» развивающихся странах Юго-Восточной Азии.

Существуют еще и дополнительные препятствия на пути выхода российских компаний на мировой рынок офшорного программирования. Так, в отличие от индийских компаний, ориентированных с самого начала на экспорт, российские производители ПО в известной степени ориентированы на освоение ниш внутреннего рынка. Кроме того, экспортные цены могут оказаться не под силу многим внутренним потребителям программной продукции. Макроэкономическая политика будет оказывать значительное влияние на успех программы, в частности, поддержание долгосрочной политики курса рубля должно способствовать сохранению определенных ценовых преимуществ России. При нынешнем курсе рубля российское ПО, несомненно, имеет больше шансов закрепиться на экспортных рынках, чем через несколько лет, когда, как предполагается, курс рубля начнет расти.

Заключение
Происходящая в настоящее время в нашей стране глубокая экономическая реформа поставила перед обществом большое количество важнейших задач, одной из которых является создание, внедрение и реализация новых методов управления производством товаров и услуг. В этом плане особый интерес представляют информационные технологии и системы, которые основываются на компьютеризации и информатизации производства.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

Информационная технология— процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

1 этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 - 60-е гг.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии — акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

5 этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).

Список используемой литературы
1. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии. М.: Издательство "Приор", 2004.

2. Концепция развития информационных ресурсов. / Н.В.Каплунова, В.В.Шарыхин, С.В.Хмельницкий / Под ред. С.В.Хмельницкого. – СПб. : Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2006.

3. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления. - Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

4. Тупицын А.Л. Информационные системы управления финансами предприятия. Новосибирск, 2008.

5. Фигурнов В. Э. «IBM PC для пользователя», 5-е издание, переработанное и дополненое, M., 2004 г.


  • В каждом из рассмотренных текстовых редакторов (Microsoft Word, Google Docs, LibreOffice Writer) были выполнены следующие операции по редактированию и форматированию текстового документа, приведенного в Приложении 1:

  1. Исправлены орфографические ошибки;

  2. Оформлен список использованной литературы согласно требованиям (см. Приложение 3);

  3. Добавлены заголовки и подзаголовки.

  • Текст из Приложения 1 был отредактирован:

  • Исправлены орфографические ошибки, изменен порядок некоторых абзацев и перефразированы некоторые предложения. Список использованной литературы был оформлен согласно требованиям (см. Приложение 3).

  • Текст был отформатирован согласно требованиям:

  1. Параметры шрифта: гарнитура – Times New Roman, размер – 14 пт, цвет текста – авто, масштаб – 100%, интервал – обычный, смещение – нет;

  2. Параметры абзацев: выравнивание – по ширине, отступы слева и справа – 0 см, отступ для красной строки – 1,5 см, интервалы перед и после – 0 пт, междустрочный интервал – 1,5;

  3. Параметры страницы: поля – левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2,5 см, правое – 1,5 см, ориентация – книжная.

  • Вставлена нумерация страниц внизу по центру.

  • Начиная с третьей страницы, оформлены колонтитулы следующим образом: "Автор (ФИО), название реферата", параметры оформления: курсив, 12 пт.

  • Заголовки выделены стилем «Заголовок 1» и «Заголовок 2» в зависимости от структуры реферата.

  • Титульный лист был оформлен согласно образцу (см. Приложение 4).

  • В ходе лабораторной работы была организована совместная работа над текстовым документом в Google Docs.

  • Был выполнен сравнительный анализ возможностей рассматриваемых текстовых онлайн-редакторов и выбран лучший – Google Docs. Этот выбор обоснован тем, что Google Docs бесплатен и предоставляет широкий спектр возможностей, по сравнению с платными аналогами.


Ниже приведен сравнительный анализ возможностей MS Word, Google Docs и Word Online:

MS Word:

Мощный набор инструментов для форматирования, создания таблиц и графиков, вставки изображений и других объектов

  • Большое количество шаблонов для различных типов документов

  • Возможность редактирования документов в режиме "Отслеживание изменений"

  • Высокий уровень безопасности, особенно при работе с конфиденциальной информацией

  • Поддержка расширений и дополнений для расширения функциональности

Google Docs:

  • Бесплатный и легко доступный онлайн-редактор

  • Возможность совместной работы над документами в режиме реального времени

  • Интеграция с другими сервисами Google, такими как Google Sheets и Google Slides

  • Легкий доступ к документам из любого места, где есть доступ к интернету

  • Резервное копирование и автоматическое сохранение документов в облаке Word Online:

  • Бесплатный доступ для пользователей с учетной записью Microsoft

  • Интеграция с другими сервисами Microsoft, такими как OneDrive и SharePoint

  • Доступность на разных устройствах и операционных системах

  • Возможность редактирования документов в режиме совместной работы

Исходя из этого сравнительного анализа, Google Docs, пожалуй, лучший выбор для пользователей, которые ищут бесплатное и простое в использовании решение для создания и совместной работы над документами. Google Docs предлагает множество инструментов для форматирования и создания документов, а также удобную интеграцию с другими сервисами Google.

MS Word и Word Online имеют более широкий набор функций, но требуют наличия учетной записи Microsoft и/или оплаты подписки.

Список литературы

  1. Хендерсон, Р., Тамару, П. Microsoft Word 2016. Самоучитель. – М.: ДМК Пресс, 2017. – 368 с.

  2. Макин, Л. Microsoft Word 2019. Полное руководство. – М.: ДМК Пресс, 2019. – 816 с.

  3. Ламберт, Д., Солтер, К., Дэвис, К. Microsoft Office Word 2007. Базовый курс. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.

  4. Колесников, А.С., Попова, Н.А. Оформление текста в Microsoft Word 2013. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 144 с.

  5. Попова, Н.А., Колесников, А.С. Microsoft Word 2010. Оформление документов. – М.: Инфра-М, 2011. – 160 с.