Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи" по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ"

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"


Выполнена студентом (кой) Лазаревой Ариной Андреевной

(Ф.И.О.)

Специальности _____44.02.02 Преподавание в начальных классах___________

номер группы____________83 ПНК-09/21А-3___________________________
Руководитель __________Гревцова Екатерина Владимировна

(Ф.И.О.)

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности………………………………………………………………………5

    1. Сущность понятия «творческое воображение»…………………...5

    2. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………9

    3. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладной деятельности………………...10

Глава 2. Методическая работа по развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности……………………………………………………………………..15

2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15

2.2. Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приёмов развития творческих способностей младших школьников…………………………………………18

2.3.Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество»……………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………...34


Введение
Актуальностьисследования проблемы развития творческого воображения младших школьников объясняется происходящими в последние годы в России социально-экономическими и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творческой личности, переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач которую ставит перед учителем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В основе ФГОС начального общего образования. Приказ № 1643 от 29 декабря 2014 года пункт 7 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала.

Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения, а данная тема актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова воображение является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.

     Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность является подсистемой реализации принципов целостной системы образования. В своей работе мы рассмотрели возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

     Потребность общества в творчески активной личности, способной свободно мыслить и создавать что-то новое, продолжая при этом развитие научной, технологической и эстетической сфер будет только возрастать по мере совершенствования условий жизни. Следовательно, необходима реализация творческого направления в образовании. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в современной школе невозможен без нового содержания образования, выявления развития творческого потенциала обучающихся, их креативности. Для этого стоит обратиться к современным педагогическим системам, где наибольшим потенциалом для творческого развития школьника обладает изобразительная деятельность. Лежащая в основе изобразительного искусства предметно- практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. 

     При недостаточном развитии воображения учебная работа школьника не может протекать успешно, поскольку невозможна будет любая творческая деятельность. Л.С. Выготский считал, что воображение основа любой творческой деятельности «…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество»

     Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания, а также данная тема необходима для успешной учебной деятельности обучающихся.

Проблема исследования: какого влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников

Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников

Предметисследования: изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения младших школьников

Цель исследования: изучить педагогические условия развития творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность понятия «творческое воображение»;

  2. Изучить возрастные особенности младших школьников;

  3. Изучить приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства;

4.Определить основные методы и приемы развития творческого воображения в изобразительной деятельности.


Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности


    1. Сущность понятия «творческого воображения»


Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
    До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).


Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
      По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.


Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «человек разумный», уже достаточно хорошо известно. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны. 
     Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.


Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления — здесь вступает в права фантазия. Воображать можно все что угодно и как угодно. В этом смысле воображению не положено никаких пределов и, более того, воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

 Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.


 Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. 


В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. 

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

 Процесс творческого воображения имеет следующие приемы:
1) агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время;
2) аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском);
3) типизация (выражение общего в типичном). Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.


Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение.
      Л.С.Выготский (1987) разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение с волей.


Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека.

    Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

Творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать в изоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных данной культурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этом залог прогресса.

Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
      Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.


Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности. Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти).

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

     Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

     Так же, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
1.2. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста
Над проблемой развития творческого воображения работали многие психологи начала века. Но и в современной психологии эта проблема не утратила своей актуальности.

        Традиционно под воображением понимается психический процесс, выражающийся:  

    1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;                          

   2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

     3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

    4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

В начале века Т. Рибо рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирования нового из элементов старого. Воображать- значит изображать. Такая характеристика позволила положить основу диагностики представления ребенка, когда он комбинирует предметную среду или кого-то изображает.

Имеющая и другие свидетельства в пользу такого подхода С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что основной момент изображения - “ возникновение и формирование целостного образа - представления,” в этом заложено преобразование элементов действительности. По Ж. Пиате, образ есть не просто след воспринятого, но и его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования.

Дж. Брунер еще более тесно связывает изображение с действием, подчеркивая, что у детей в начале наблюдается представление действием и только позднее- представление образами.

По мысли известного советского психолога Л.С. Выготского, воображение складывается в игре, которая отличается «созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие». Д.Б. Эльконин рассматривал мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений.

Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет, выделивший ее важнейший механизм- отстранение- возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны. В исследованиях О.М. Дьяченко показано, что высокий уровень развития воображения проявляется как вариантность создаваемых ребенком образов. Бескорыстная познавательная активность и варианты способов действия считаются главными характеристиками творческой личности.

В.В. Давыдов характеризовал воображение как фундаментальную способность, связанную с «с умением человека видеть целое раньше его частей, не производя еще его детального анализа.»

Свое об особенностях детского воображения и творчества истолковал Л.С. Выготский в конце 20-х годов, связав внутреннюю психологическую природу данного процесса с оригинальной теорией психического развития ребенка. При этом одна из главных идей была связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности.

Обобщив данные представления о воображении Н.Н. Палагин определил его как  спонтанную познавательную активность ребенка по созданию новых представлений в следующих показателях, соответствующих основным характеристикам воображения : способности воссоздать целостный образ- представление по отдельным элементам ; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирование действительности игровыми средствами ; способности отстраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.

Основываясь на современные научные сведения Л.Д. Столяренко дает следующее определение: воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее. 

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Развитие творческих способностей у детей — это задача не на один день. Сколько угодно можно призывать человека быть творческой личностью, творчески работать, но все это будет бесполезно.

Тут важно соблюдать несколько приёмов:

Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда отчетливая. В связи с этим на занятиях по декоративно-прикладному творчеству нами используются творческие задания, как часть игры, где ребенок выполняет различные роли — конструктора, художника, гримера, которые способствуют развитию творческих способностей.

При выполнении задания у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Затем воспитанникам предписывается совершить действия, отличные от прямого копирования образца, им даются «творческие задания» типа: придумай другое оформление, дополни образец деталями и т.д.

Это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения, фантазии. Далее могут быть задания, связанные с фантазированием: придумать и исполнить образы на основе готовых шаблонов (например, геометрических фигур).

На занятиях декоративно-прикладным творчеством часто используются поисковые творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, ребятам предлагается самим определить алгоритм действий, разработать эскиз, определить дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, педагог предлагает свои варианты и иллюстрации. За детьми остается только выбор. При этом на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог являлся не строгим руководителем учебного процесса, а доброжелательным помощником. Ребенку предоставлялась возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом.

Творческие занятия должны быть систематичными. Если ребенок будет посещать занятия не регулярно, от случая к случаю, то лучше не браться за это вовсе. У детей должно быть много разнообразной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строиться так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводится много разных технологий работы с различными материалами.

Творчество подразумевает наличие материалов. Нельзя создать «что-то» из «ничего». Из «плохого» материала не получится «хорошего» продукта. Декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности Знакомство в яркой, доступной форме с народным и декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.

На занятиях дети учатся понимать, ценить искусство, чувствовать потребность в нем. Становится важным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться.

Именно искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и сердца. Для того чтобы из задатков развились способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, по любой, самой прогрессивной методике, совершенно недостаточно. Необходимо в качестве обязательного, непременного условия — удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции.

Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата. Хотите, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд — от этой неумолимой зависимости никуда не деться (Т.Н. Дмитриенко, педагог ЦРТДиЮ). Творчеством ребенка надо интересоваться.

Необходимо радоваться успехам сына или дочери, хвалить их! Родители, которые не жалеют времени и сил на развитие творческих способностей ребенка — это любящие и заботливые родители. Они интересуются внутренним миром ребенка и делают все, чтобы ребенок научился раскрыть свои таланты и отточить умения «до блеска».1

Выводы по первой главе.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художественно-эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство уходит корнями в глубокую древность и в течение многих веков развивалось в народных художественных промыслах.

В настоящее время приобрела актуальность такая задача, как развитие творческой личности младших школьников. Данную задачу подтверждает ряд государственных документов Российской федерации, таких как Закон Российской Федерации «Об Образовании» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Содержание данных документов подчеркивает значимость образования обучающихся, у которых формируется мотивация к учебной и творческой деятельности, развиваются творческие умения и творческий потенциал в различных видах учебной деятельности. Данные документы ставят перед педагогами необходимую задачу, в ходе которой через данный процесс ребенок развивает творческие способности, у него пробуждается инициатива и самостоятельность принимаемых решений. Именно поэтому в образовательной сфере на сегодняшний день особое внимание уделяется проблеме формирования интереса художественнотворческого развития у младших школьников.

Исследование творческого мышления наиболее активно началось во второй половине ХХ века. Тогда были составлены первые диагностические задания, показывающие уровень развития творческого мышления, путем эксперимента начали иучаться процессы творчества детей и подростков. В это же время разрабатывались первые учебные программы, способствующие формированию и развитию творческих способностей. Именно тогда были выявлены некоторые психологические качества творческого мышления: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого.

Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.2

Таким образом, творчески мыслящий человек нуждается в самовыражении, передаче собственных чувств и мировосприятия не оглядываясь на мнение большинства, потому что новшества всегда вызывают недоверие. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.


Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношенийОбщими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.    

      По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детях данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

  Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

      С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущейУчебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия:

  • 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 

  • 6-9 лет - описание картины; 

  • после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Таким образом, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и внимательны. В работе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать: содержание репертуара, сложность заданий.
2.2 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

Рассмотрим опыт учителей по организации внеурочной работы с младшими школьниками на примере нескольких программ. Рабочая программа кружка «Бумагопластика» для 2 класса, автор — составитель Бемлер О.М. — учитель начальных классов Кучукской СОШ Шелаболихинского района. Программа имеет художественно — эстетическое направление. Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно — изобразительными средствами. Задачи: развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально — ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Формы и режим занятий: групповая форма работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-8 лет. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: аппликация выцинанка [12, 31] (Приложение №1) Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество», авторы-составители Устименко Л.А., Короткова Т.В. — учителя начальных классов МОУ ООШ №16 Киселевского городского округа.

Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Цель программы: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно — прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: лепка низание на проволоку

плетение [13, 31] (Приложение №2) Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию — процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Занятия творческого характера — это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся. [14, 31] Выполнив анализ программ, был сделан выбор в пользу программы «Декоративное творчество» Бемлер О.М., так как декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности. Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 270 часов (2 часа в неделю).

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно — прикладного искусства, изготовление простейших декоративно — художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей. Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами. Основной формой работы данной программы являются учебные занятия. Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальное, фронтальное, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально — логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Виды деятельности как средства развития творчества:
2.3Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество»

Методический анализ кружка на предмет использования приёмов развития творческих способностей младших школьников. Данный кружок предполагает собой использование следующих приёмов: использование творческих заданий систематичные творческие занятия

разнообразная творческая деятельность технология работы с различными материалами Занятие № 9 (1 час) (Приложение № 2) Цель: систематизация знаний технологии изготовления поделки в технике объёмной аппликации. Задачи: закрепление умений выполнения разметки с помощью шаблона, на глаз, вырезания, выполнения объёма сгибанием; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность и терпение.

Оборудование: для учителя: шаблон, презентация, стих о кактусе инструкционная карта. для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей: План занятия:Используемая наглядность: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие. 2. Мотивация: беседа по стихотворениюстих о кактусеII. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы как вы думаете, что мы сегодня будем мастерить? (кактус) 2. Актуализация знаний: где растет кактус? что «опасно» в кактусе? (колючки) 3. Анализ образца работы: в какой технике выполнена поделка? (в технике аппликации) эта поделка объемная и плоская? (объемная) из каких материалов сделана поделка? (из цветной бумаги и картона) из скольки частей состоит поделка? (5) 4. Планирование предстоящей деятельности: как вы думаете, с чего мы начнем изготовление поделки? ( — разметка деталей кактуса по шаблону вырезание деталей вырезание колючек склеивание деталей разметка цветка по трафарету вырезание цветка составление композиции без клея составление композиции с клеем) 5. Организация рабочего места: как вы думаете, какие инструменты и материалы нам необходимы для выполнения данной поделки? проверьте, все ли необходимое для выполнения поделки у вас есть на партах?презентация Образец готового изделия инструкционная карта презентация презентация III. Практическая работа Самостоятельная работа учащихсяинструкционная картаIV. Рефлексивно — оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков РефлексияВыставка работ Занятие № 16 (1час) (Приложение №2) Тема: Аппликация из ткани. Дерево. Цель: систематизация знаний технологии изготовления аппликации из ткани. Задачи:

Тема: Конструирование из бумажных полос. Цыпленок. Цель: систематизация знаний технологии конструирования из бумажных полос. Задачи: закрепление в активной речи детей слов, обозначающих действия — «загибать, «клеить; признаки предметов — «широкий, «узкий; развитие творческого мышления; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, терпение. Оборудование:
для учителя: образец изделия, презентация, загадка, заготовки. для учащихся: цветная бархатная бумага, ножницы, клей, кисточки, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей на этапах занятия: План занятия: Используемые приёмы: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие2. Мотивация:загадка о цыплёнке II. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы 2. Актуализация знаний: 3. Анализ образца работы: Из каких деталей состоит поделка? Назвать цвета деталей. Какую форму имеют детали? 4. Планирование предстоящей деятельности: 5. Организация рабочего места образец готового изделия инструкционная картаIII. Практическая работа Самостоятельная работа детейинструкционная карта IV. Рефлексивно — оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков Рефлексия Выставка работ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Можно сделать обобщающий вывод, что проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.

     

      Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

      Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

      После изучения психолого-педагогической и методической

литературы были сделаны следующие выводы, что занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением — замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. «Но где взять для этого время? — спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направления и во внеурочной деятельности в школе. Всем видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством. включать наглядности на всех этапах педагогического процесса;

использовать творческие задания; соединять чувственные и рациональные формы познания мира; предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации; создавать эмоционально благоприятную среду; проявлять интерес к успехам и интересам и успехам школьника.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с. 

3. Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.

4 Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста.

5. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. 

6. Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Воображение и творчество: культурно– исторических подходов.

  1. Кучина М. В. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко 

  2. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. - М., Просвещение, 2005. - 470 с. 

9. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение

10.Николаенко Н.Н. Психология творчества 

11. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50 с..

12. Понятие «воображение» и «творческое воображение» 

13. Развитие творческого воображения на уроках ИЗО 

  1. Речинская Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников, 1999. – 121 с.

  2. Рибо Т. Творческое воображение. М.: Просвещение, 2001.

  1. Рублева Т. М.  Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 

  1. Развития младшего школьника

18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2000.

20.Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. - 356с.

21.Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1053-1055.

22.Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

23.Воображение [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/48787/1/Волкова%20-%2023_учебные%20материалы_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2023)

24.Методические приемы развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на занятиях объединения декоративно - прикладного искусства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/268160-metodicheskie-priemy-razvitija-tvorcheskogo-v (дата обращения: 22.01.2023)

25.Младший школьный возраст. Общая характеристика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psihogrammatika.ru/?p=728 (дата обращения: 22.01.2023)

26.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lektsii.org/14-57623.html (дата обращения: 22.01.2023)



1


2