Файл: Программа сопровождения воспитанников интернатных учреждений Пояснительная записка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление образования и науки Липецкой области
Областное автономное учреждение организации отдыха и оздоровления детей «Центр развития детского отдыха»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______________ Н.Ю. Голосов
Приказ №____ от _________ 2023 г.
Программа сопровождения воспитанников
интернатных учреждений
Пояснительная записка
В Областное автономное учреждение организации отдыха и оздоровления детей «Центр развития детского отдыха» каждый год приезжают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе воспитанники интернатных учреждений. Эти ребята, в силу своих жизненных обстоятельств, переживают эмоциональную депривацию, вследствие чего обладают низкой адаптивностью к новым социальным условиям, повышенной агрессивностью, недостаточно развитыми навыками конструктивного общения. Также эти подростки отличаются эмоциональной незрелостью, недоверчивостью, недостаточностью жизненного опыта и осведомлённости в вопросах половых отношений, неумением полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия других людей. Находясь в структурных подразделениях ЦРДО, адаптация детей и подростков к условиям детского лагеря усугубляется тем, что они попадают в новую среду и могут находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Исходя из опыта работы специалистов социально-психологической службы, необходимо обращать особое внимание на работу с педагогами, которые непосредственно будут взаимодействовать с этими ребятами, так как косвенно они оказывают на подростков психотерапевтическое влияние.
В связи с этим, данная работа может проводиться по двум направлениям:
• это развивающая работа с детьми и подростками – воспитанниками интернатных учреждений;
• работа с педагогами, взаимодействующими с этими детьми.
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников интернатных учреждений во временном детском коллективе. Основные методы и формы социально-психологической работы с подростками и педагогами: наблюдение, интервьюирование, тестирование, анкетирование, методы саморегуляции, визуализации и релаксации, консультирование, занятия с элементами тренинга и т.д.
Этапы реализации программы:
-
Предварительный этап реализации программы
• сбор информации о подростках;
• планирование взаимодействия с педагогическим коллективом детского лагеря;
• знакомство педагогов детского лагеря с психологическими особенностями поведения воспитанников интернатных учреждений.
-
Основной этап реализации программы: Организационный этап смены начинается с момента заезда подростков в структурные подразделения ЦРДО. На этом этапе посредством наблюдения осуществляется диагностика эмоционального состояния детей и устанавливается дружеский контакт с ними. В течение основного этапа смены предполагается реализация следующих психолого-педагогических, социально-педагогических и организационных мероприятий:
• групповая диагностика с целью исследования эмоциональнопсихологического климата временных детских объединений, в которых находятся воспитанники интернатных учреждений;
• индивидуальная диагностика – по мере обращения подростков и педагогов;
• индивидуальное и групповое консультирование подростков и педагогов по актуальным для них вопросам;
• развивающие занятия с подростками и педагогами;
• участие в планерных совещаниях педагогического коллектива;
• проведение групповой рефлексии с педагогическим коллективом для поиска наиболее эффективных путей разрешения возникающих трудностей.
-
Завершающий этап реализации программы: Данный этап программы совпадает с итоговым периодом смены и наполнен следующими мероприятиями:
• подготовка к расставанию с детьми – настрой ребёнка на возвращение в привычную для него социальную среду;
• подведение итогов социально-психологической работы специалистов Службы с данной категорией подростков.
-
Аналитический этап реализации программы (пересменок после окончания смены): подготовка отчета по результатам социально-психологического сопровождения в условиях временного детского объединения воспитанников интернатных учреждений:
• описание результатов диагностических исследований;
• описание результатов по итогам проведённых развивающих занятий.
Периоды смены | Содержание работы |
I этап реализации программы Предварительный этап | |
До начала смены (пересменок) | 1. сбор информации о подростках – участниках смены; 2. знакомство педагогов детских лагерей с психологическими особенностями поведения подростковсирот, методами саморегуляции и релаксации; 3. проведение методического занятия для специалистов Службы; 4. планирование совместной деятельности с педагогическим коллективом детского лагеря. |
II этап реализации программы Основной этап | |
Организационный период смены Основной период смены | Наблюдение за эмоциональным состоянием подростков: на заезде и во время обходов по отрядам.
• «Ценностные ориентации»; • опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»; • диагностика эмоционально-психологического климата. 2. Индивидуальная диагностика — по мере обращения подростков и педагогов. 3. Индивидуальное консультирование по мере обращения подростков по актуальным для них вопросам. 4. Проведение развивающих занятий с подростками: • «Релаксация» – направлено на регуляцию эмоционального состояния участников, связанного с негативными переживаниями, формирование и развитие у них навыков саморегуляции; • «Взгляд в будущее» — направлено на формирование мотивации на самопознание и саморазвитие; расширение жизненной перспективы, обозначение взаимосвязей между всеми этапными решениями, демонстрация возможности и необходимости выстраивания долгосрочной жизненной перспективы. • «Притча о змее» — направлено на знакомство подростков с безвредными способами проявления агрессии. 5. Участие в планерных совещаниях педагогического коллектива. 6. Проведение групповой рефлексии с педагогическим коллективом для поиска наиболее эффективных путей разрешения возникающих трудностей. |
III этап реализации программы Завершающий этап | |
Итоговый этап смены | • подготовка к расставанию с детьми; • подведение итогов социально-психологической деятельности. |
IV этап реализации программы Аналитический этап | |
После окончания смены (пересменок) | подготовка отчета по организации социальнопсихологического сопровождения в условиях временного детского объединения воспитанников интернатных учреждений. |