Файл: Программа сопровождения воспитанников интернатных учреждений Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования и науки Липецкой области

Областное автономное учреждение организации отдыха и оздоровления детей «Центр развития детского отдыха»


УТВЕРЖДАЮ

Директор_______________ Н.Ю. Голосов

Приказ №____ от _________ 2023 г.

Программа сопровождения воспитанников

интернатных учреждений

Пояснительная записка

В Областное автономное учреждение организации отдыха и оздоровления детей «Центр развития детского отдыха» каждый год приезжают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе воспитанники интернатных учреждений. Эти ребята, в силу своих жизненных обстоятельств, переживают эмоциональную депривацию, вследствие чего обладают низкой адаптивностью к новым социальным условиям, повышенной агрессивностью, недостаточно развитыми навыками конструктивного общения. Также эти подростки отличаются эмоциональной незрелостью, недоверчивостью, недостаточностью жизненного опыта и осведомлённости в вопросах половых отношений, неумением полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия других людей. Находясь в структурных подразделениях ЦРДО, адаптация детей и подростков к условиям детского лагеря усугубляется тем, что они попадают в новую среду и могут находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Исходя из опыта работы специалистов социально-психологической службы, необходимо обращать особое внимание на работу с педагогами, которые непосредственно будут взаимодействовать с этими ребятами, так как косвенно они оказывают на подростков психотерапевтическое влияние.

В связи с этим, данная работа может проводиться по двум направлениям:

• это развивающая работа с детьми и подростками – воспитанниками интернатных учреждений;


• работа с педагогами, взаимодействующими с этими детьми.

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников интернатных учреждений во временном детском коллективе. Основные методы и формы социально-психологической работы с подростками и педагогами: наблюдение, интервьюирование, тестирование, анкетирование, методы саморегуляции, визуализации и релаксации, консультирование, занятия с элементами тренинга и т.д.

Этапы реализации программы:

  1. Предварительный этап реализации программы

• сбор информации о подростках;

• планирование взаимодействия с педагогическим коллективом детского лагеря;

• знакомство педагогов детского лагеря с психологическими особенностями поведения воспитанников интернатных учреждений.

  1. Основной этап реализации программы: Организационный этап смены начинается с момента заезда подростков в структурные подразделения ЦРДО. На этом этапе посредством наблюдения осуществляется диагностика эмоционального состояния детей и устанавливается дружеский контакт с ними. В течение основного этапа смены предполагается реализация следующих психолого-педагогических, социально-педагогических и организационных мероприятий:

• групповая диагностика с целью исследования эмоциональнопсихологического климата временных детских объединений, в которых находятся воспитанники интернатных учреждений;

• индивидуальная диагностика – по мере обращения подростков и педагогов;

• индивидуальное и групповое консультирование подростков и педагогов по актуальным для них вопросам;

• развивающие занятия с подростками и педагогами;

• участие в планерных совещаниях педагогического коллектива;

• проведение групповой рефлексии с педагогическим коллективом для поиска наиболее эффективных путей разрешения возникающих трудностей.

  1. Завершающий этап реализации программы: Данный этап программы совпадает с итоговым периодом смены и наполнен следующими мероприятиями:

• подготовка к расставанию с детьми – настрой ребёнка на возвращение в привычную для него социальную среду;

• подведение итогов социально-психологической работы специалистов Службы с данной категорией подростков.



  1. Аналитический этап реализации программы (пересменок после окончания смены): подготовка отчета по результатам социально-психологического сопровождения в условиях временного детского объединения воспитанников интернатных учреждений:

• описание результатов диагностических исследований;

• описание результатов по итогам проведённых развивающих занятий.

Периоды смены

Содержание работы

I этап реализации программы

Предварительный этап

До начала смены (пересменок)

1. сбор информации о подростках – участниках смены;

2. знакомство педагогов детских лагерей с психологическими особенностями поведения подростковсирот, методами саморегуляции и релаксации;

3. проведение методического занятия для специалистов Службы;

4. планирование совместной деятельности с педагогическим коллективом детского лагеря.

II этап реализации программы

Основной этап

Организационный период смены Основной период смены

Наблюдение за эмоциональным состоянием подростков: на заезде и во время обходов по отрядам.

  1. Групповая диагностика:

• «Ценностные ориентации»;

• опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»;

• диагностика эмоционально-психологического климата.

2. Индивидуальная диагностика — по мере обращения подростков и педагогов.

3. Индивидуальное консультирование по мере обращения подростков по актуальным для них вопросам.

4. Проведение развивающих занятий с подростками:

• «Релаксация» – направлено на регуляцию эмоционального состояния участников, связанного с негативными переживаниями, формирование и развитие у них навыков саморегуляции;

• «Взгляд в будущее» — направлено на формирование мотивации на самопознание и саморазвитие; расширение жизненной перспективы, обозначение взаимосвязей между всеми этапными решениями, демонстрация возможности и необходимости выстраивания долгосрочной жизненной перспективы.

• «Притча о змее» — направлено на знакомство подростков с безвредными способами проявления агрессии.

5. Участие в планерных совещаниях педагогического коллектива.

6. Проведение групповой рефлексии с педагогическим коллективом для поиска наиболее эффективных путей разрешения возникающих трудностей.

III этап реализации программы

Завершающий этап

Итоговый этап смены

• подготовка к расставанию с детьми;

• подведение итогов социально-психологической деятельности.

IV этап реализации программы

Аналитический этап

После окончания смены (пересменок)

подготовка отчета по организации социальнопсихологического сопровождения в условиях временного детского объединения воспитанников интернатных учреждений.