Файл: Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2196
Скачиваний: 63
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
-
Начальник 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому краю
подполковник внутренней службы
_______________А.С. Ковалев
«» 2022г.
ПЛАН - КОНСПЕКТ
для проведения занятий по служебной подготовке с личным составом дежурных смен/дежурных караулов 2 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Приморскому краю
Психологическая подготовка
Тема занятия: «Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте».
Вид занятия: теоретическое. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия:
-
Познакомить с приемами восстановления умственной работоспособности. -
Изучить приемы восстановления функционального состояния.
Литература, используемая при проведении занятия:
1. Восстановление функционального состояния у военнослужащих. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во Военной медицинской академии, 2001 г.
2. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход).-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003г.
3. Методические рекомендации МР 2.2.9.2311-07
Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности
(утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2007 г.).
4. Методические рекомендации.
Восстановление функционального состояния специалистов экстремального профиля –М.: ГУ ЦЭПП, 2006г.
5. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Изд-во “Лань”, 2003г.
6. Розенблат В.В. Проблема утомления. – М.: Наука, 1975г.
Развернутый план занятия:
1. Проверка личного состава по списку, проверка формы одежды, объявления темы занятия и учебных вопросов, заполнение журнала по служебной подготовке. 5 мин.
2. Учебный вопрос 80 мин.
Введение
Острота проблемы регуляции функционального состояния связана с тем, что развивающееся неблагоприятное функциональное состояние может привести к дезорганизации профессиональной деятельности вплоть до отказа от нее, потере здоровья, разрушению личности.
Обеспечение эффективности выполнения профессиональных задач, безопасности труда и сохранения профессионального здоровья требуют созданий условий для поддержания работоспособности на необходимом уровне.
В целом, приемы управления функциональным состоянием можно распределить по форме их воздействия:
1. Организационные (индивидуальная регламентация труда; рабочая нагрузка; режим труда, отдыха и питания).
2. Психологические (аутотренинг, психосоматическая саморегуляция, функциональная музыка, цветотерапия, воздействие на биологически активные точки).
3. Физиолого-гигиенические (дыхание кислородом; закаливание организма; электростимуляция нервно-мышечного аппарта).
4. Фармакологические (транквилизаторы, адаптогены, психоседативные (успокаивающие) препараты.
5. Физические (общая и специальная физическая подготовка; активный отдых, зарядка; массаж, душ, ванны, сауна).
При каких обстоятельствах мы будем говорить о восстановлении функционального состояния специалиста умственного труда? Конечно же, при умственном утомлении и переутомлении.
Основная часть
Умственное утомление и переутомление
Утомление – временное ухудшение функционального состояния организма, которое выражается в снижении работоспособности. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес¬кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле¬вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.
Внешние признаки утомления при умственной работе:
1) Внимание становится рассеянным, начинаются частые отвлечения;
2) Происходит частая смена поз, облокачивания, поддержание головы руками;
3) Движения становятся неуверенными, замедленными;
4) Интерес к выполняемой профессиональной деятельности падает, наступает апатия.
Таким образом, умственное утомление – это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека.
Усталость можно приглушить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача иногда может привести к депрессии.
Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доминанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. Так некоторые уже дома пытаются думать несвежей головой за счет времени, отведенного на отдых.
Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.
В период переутомления начинает сокращаться по времени период оптимальной работоспособности и продолжение работы требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается качество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом работы, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, повышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Необходимо помнить, что продолжительность продуктивной умственной работы у разных людей неодинакова и зависит от возраста, здоровья, профессиональной подготовленности, индивидуального режима, а также отношения к профессиональной деятельности.
Дозирование умственной работы не всегда возможно. Мыслительная деятельность не может быть произвольно прекращена, она продолжается и в после рабочее время, даже во сне. Поэтому резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в оптимальных нагрузках, активном отдыхе.
Важное значение для продуктивной умственной работы имеет возрастной фактор. Исследованиями установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, ученые США оценили умственную работоспособность 30-летнего в 96%, 40-летнего - 87%, 50-летнего - 80%, 60-летнего-75%.
Восстановление умственной работоспособности
Любая деятельность сопровождается процессами утомления и восстановления. Утомление является специфическим раздражителем восстановительных процессов. С физиологической точки зрения особенностью восстановления является то, что внешняя деятельность человека уже прекращена, а внутренняя деятельность организма по компенсации рабочих затрат еще продолжается.
Отдых восстанавливает работоспособность нервных клеток. Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Задача отдыха - восстановить оптимальное соотношение основных нервных процессов: возбуждения и торможения.
Пассивный отдых незаменим для ночного сна, когда не только ликвидируется накопившееся за день утомление, но и происходит "текущий ремонт" интенсивно работавших органов и тканей. Отдыхом может быть не только прекращение на время целенаправленной деятельности, но и чередование занятий, например, во время выполнения сложного отчета сделайте перерыв для того, чтобы полить цветы в кабинете, вытереть пыль с рабочего стола.
Переключение с умственной работы на физическую позволяют сохранять и улучшать деятельность организма в целом, а также совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.
Для рациональной организации умственного труда большое значение имеет выделение и использование перерывов (пауз) для отдыха. Значение пауз не ограничивается только уменьшением накопившегося утомления. В таком случае было бы безразлично, когда и сколько времени отдыхать. Во время отдыха происходит изменение взаимодействия между процессами возбуждения и торможения с преобладанием последнего, которое является важным условием восстановления рабочих потенциалов в нервных клетках, где во время работы происходила усиленная физиологическая деятельность. Углубление торможения в клетках мозга достигается при выполнении мышечной работы в виде физических упражнений во время пауз (физкультпауз) оказывает вдвое больший эффект на восстановление умственной работоспособности
, чем пассивный отдых вдвое большей продолжительности.
В физиологии труда выделяют три разновидности пауз
для отдыха:
а) микропаузы от нескольких секунд до полминуты,
б) короткие паузы от 30с до 5 мин,
в) продолжительные паузы свыше 5 мин. При этом имеется в виду, что работа и отдых выступают как единая система трудового цикла.
Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее целесообразны, чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочей доминанты и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.
Специалисты психофизиологии разработали общие условия, которые призваны обеспечивать высокую продуктивность умственного труда.
1. Во всякую работу следует входить постепенно. Существует так называемый период врабатывания. в течение которого организм физиологически подготавливается к выполнению большого объема работы. Поэтому, если в процессе работы предстоит решать задачи трудные, средней трудности и легкие, то выполнение их лучше начать с заданий средней трудности, затем перейти к трудным заданиям и в заключение - к легким.
2. Выбрать и придерживаться мерности и оптимального ритма в режиме работы. Процесс умственного труда должен быть ритмичным, с регулярным чередованием работы и отдыха (1,5 - 2 часа работы, 5-10 минут активного отдыха), что обеспечит меньшую утомляемость и большую производительность.
3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы, т.е. плановости деятельности ее порядка во времени. Не может быть продуктивной работы, выполняемой в условиях аврала. Работа рывками ведет к снижению ее количества и качества, более быстрому нарастанию утомления.
4. Важное условие высокой работоспособности заключается в правильном чередовании работы и отдыха, а также смене одних форм труда другими. Перемена занятий, переключение с одного вида умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с невысокой физической нагрузкой обычно способствует работоспособности, устраняет чувство усталости. Для сохранения работоспособности полезно прерывать на определенное время умственную работу на недалеко еще зашедшей стадии утомления. Время, отведенное на отдых, не следует использовать для работы.
5. Без творческого отношения каждого к своему труду немыслима полноценная трудовая деятельность человека. Целесообразно организованный труд, правильно выбранная профессия, соответствующая интересам человека и отвечающая особенностям его организма, вызывает положительные эмоции, без которых невозможно творческое отношение к труду.