Файл: Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 2197
Скачиваний: 63
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В экстремальных случаях, эпизодически, когда на фоне утомления необходимо выполнить важную работу, для кратковременного подъема работоспособности, прибегают к тонизирующим препаратам и стимуляторам ЦНС. К ним, в частности, относятся кофе, чай, шоколад и какао, некоторые фармацевтические препараты (поливитамины, настойка женьшеня и др.). Такие стимуляторы повышают на некоторое время тонус ЦНС, действуют на все ее отделы и, усиливая процесс возбуждения, усиливают работу сердца и улучшают кровообращение в органах и тканях. Однако при их использовании нужно иметь в виду, что:
а) стимуляторы обеспечивают срочную мобилизацию и расходование резервных энергетических ресурсов организма, а не их восстановление;
б) повторное применение стимуляторов может привести к переутомлению. Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.
Доказано, что большое влияние на наш организм оказывает движение. Сущность влияния движений на организм состоит в следующем. Движения, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы.
В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечно-¬сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма, выше уровень функциональных возможностей, продолжительнее жизнь.
Взаимосвязь мышечной активности и умственной деятельности
Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. При выполнении человеком умственной работы усиливается активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная
нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями. Во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. Происходит это потому, что импульсы, идущие от напряженных мышц в ЦНС стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус.
Освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений.
Необходимо помнить, что для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности.
Следовательно, должным образом организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности.
Упражнения для глаз
Дефицит движений у большинства работников умственного труда неизбежно сказываемся на зрении. Работая за столом, за компьютером человек длительное время фиксирует взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки и зрительно фиксировать их.
Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления.
Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности
Методические рекомендации МР 2.2.9.2311-07
Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2007г.). Введены в действие с 18 марта 2008 года.
Большое внимание уделяется организационно-психологическим мерам, направленным на профилактику профессионального стресса:
Например, пункт 12.1. гласит: «В понедельник целесообразно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний)».
Пункт 12.3. – «Для предотвращения эмоционального напряжения необходимо составлять четкие временные планы-графики производственных совещаний с указанием их содержания. Также избегать планирование излишне длительных совещаний» и т.п.
В этих же рекомендациях представлены комплексы физических упражнений, упражнений для глаз.
Вариант 1.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево, потом в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
4. Голова прямо, перевести взгляд на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо. Потом аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать эти движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
Также предлагаются занятия по аутогенной тренировке в режиме рабочего дня.
Сядьте удобно, откиньтесь на спинку кресла. Ноги слегка разведите, руки положите на колени. Глубоко вздохните, задержите дыхание и медленно выдохните. Закройте глаза.
Каждую фразу проговаривайте про себя.
1. Мне удобно и хорошо. Я расслабляюсь и отдыхаю. Сижу удобно и спокойно. Дыхание свободное и ритмичное. Все окружающее далеко от меня. Это время я отдам отдыху. Мои руки расслабляются, становятся теплыми. Руки полностью расслаблены... теплые... отдыхают. Мои ноги расслабляются и теплеют. Ноги расслаблены... теплые... неподвижные. Расслаблены мышцы лица... шеи... затылка. Лоб становится слегка прохладным. Все мышцы лица, шеи, затылка расслаблены. Мое дыхание ровное и спокойное. Расслабляются мышцы спины и поясницы. По всей спине скользит приятное тепло. Мышцы живота расслабляются. Живот становится мягким... теплым... расслабленным.
2 - 3. Мне удобно и хорошо. Вокруг меня и во мне покой и тишина. Я отдыхаю и набираюсь новых сил. Мое настроение ровное, хорошее. Ничто не волнует меня. Я буду работать с удовольствием, легко.
4. Расслабленность и тепло постепенно уходят из моих рук... ног... из всего тела. Мое дыхание учащается, становится чаще. Мышцы легкие и упругие. Легкое напряжение появляется в мышцах всего тела.
Я становлюсь все бодрее и бодрее. Голова отдохнувшая, ясная.
Самочувствие отличное. Глубокий вдох... короткая задержка дыхания и энергичный выдох! Пальцы рук сжать, выпрямить! Руки в локтях согнуть, выпрямить!
С приятным потягиванием глубоко вдохнуть и открыть глаза.
Аутогенная тренировка помогает снять нервное напряжение, слаженность в работе органов и систем, нарушенная под влиянием нервных факторов, нормализуется. В результате этого работоспособность восстанавливается. Помните, что каждый сеанс заканчивается словами: "Я отдыхаю", "Я чувствую себя совершенно спокойно", "Открыв глаза. Я буду чувствовать себя бодрым, спокойным и отдохнувшим".
Применение методики С-КР
Методика «самоконтроля-саморегуляции» уникальна тем, что с ее помощью вырабатывается прочная привычка самоконтроля за внешними проявлениями чрезмерных эмоций, предопределяющих развитие напряженности, эмоционального стресса.
Для удобства практического применения запоминаются три вопроса:
– Как моя мимика (нет ли внешнего выражения напряженности)?
– Как мои мышцы (нет ли скованности)?
– Как я дышу (нет ли учащенного дыхания с сокращенной фазой выдоха)? Данная привычка вырабатывается в процессе различных сложных ситуаций профессиональной деятельности; в быту; при конфликтных отношениях с начальством, при выполнении сложных физических упражнений и др. При этом уже само ее проигрывание уводит, в определенной мере, из негативного психического состояния.
Выработка такой привычки самоконтроля необходима потому, что человек при отрицательных переживаниях не замечает изменений в своей мимике, пантомимике, развития скованности, учащения и ломки обычной структуры дыхания и других показателей напряженности.
Второй важной частью С-КР является выполнение действий, противостоящих выявленным внешним проявлениям эмоций:
– устранить мимику напряженности (улыбнуться);
– произвольно расслабить мышцы (устранить скованность);
– сбить учащенное дыхание (2–3 глубоких вдоха и выдоха) и установить ритмичное дыхание с удлиненным выдохом.
Вывод
В целом, наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и сохранения высокой работоспособности является регламентация труда с учетом индивидуальных особенностей конкретного человека. Величина рабочей нагрузки не должна приводить к функциональному перенапряжению, но следует помнить, что определенное ее превышение комфортного уровня вызывает тренирующий, развивающий эффект и обеспечивает в дальнейшем рост работоспособности.
3. Заключительная часть - 5 мин. Подведение итогов занятия. Опрос по пройденной теме.
Пособия и оборудование, используемые на занятии: план-конспект.
Психолог отдела медицинского и психологического обеспечения УМТО ГУ МЧС России по Приморскому краю Медведева В.А. | | «» 2022г. |