Файл: Ее значения в современном социальном контексте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2018
Философия. Психология. Социология
Выпуск 1
________________________________________
© Шкарин Д.Л., 2018
УДК 159.922.2:002
DOI: 10.17072/2078-7898/2018-1-79-87
УРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ АSMR-ТЕХНОЛОГИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЕЕ ЗНАЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Шкарин
Дмитрий Леонидович
Центр развития тренинговых технологий (Екатеринбург)
В статье рассматривается новая медийная технология АСМР, получившая широкое распространение в интернет-среде после 2010 г. Автор дает краткое описание явления и определяет ключевые понятия, характеризующие данную технологию. Описываются дискуссии относительно АСМР и определяются основные спорные темы, окружающие это явление: сексуальная и аддиктивная подоплека технологии.
Затем автор проводит уровневый анализ технологии АСМР: психофизиологические механизмы воздей- ствия, психологические смыслы и ценности, социальное значение явления в современном медиа- контексте. В результате анализа сделано заключение: эффект технологии можно рассматривать как разновидность эффекта синестезии, в той её разновидности, где перекрещиваются связи между эксте- рорецепцией и интерорецепцией. Анализируются смысловые и ценностные поля, актуализируемые
АСМР-воздействием. Последовательно рассмотрев содержание наиболее частых инструментов, ис- пользуемых в АСМР, автор, приходит к выводу, что в результате воздействия актуализируются смыс- ловые поля, относящиеся к раннему опыту пребывания в безопасной, комфортной социальной среде.
Следующим шагом анализа является рассмотрение технологии АСМР в свете социально-философской проблематики интерсубъективности. Подчеркивается, что реципиент медиавоздействия получает де- фицитарный опыт признания, необходимый для полноценного обретения персональной идентичности.
В ходе анализа социального значения технологии автор делает вывод, что АСМР является альтерна- тивным ответом на агрессивную внешнюю массмедийную среду, которая наблюдается в современных
СМИ. В качестве конструктивных рекомендаций предлагается воспользоваться находками технологии
АСМР современным медиатехнологам для создания более экологичной психосенсорной среды обита- ния. Подчеркивается ответственность СМИ за психологическое благополучие в обществе.
Ключевые слова: АСМР, интернет-технологии, медиавоздействие, массмедиа, брейнгазм, измененное состояние сознания, идентичность, самоидентичность, психосенсорное воздействие, транс, суггестия, гипноз, информационные технологии.
LEVEL ANALYSIS OF АSMR TECHNOLOGY AND ASCERTAINING
ITS PLACE IN THE CONTEMPORARY SOCIAL CONTEXT
Dmitry L. Shkarin
Center of Development of Training Technologies (Ekaterinburg)
The article considers the new media technology of ASMR, widely spread in the Internet environment after
2010. The author gives a brief description of the phenomenon and defines the key concepts that characterize this technology. There is a description of the discussions on ASMR and the main controversial topics sur- rounding this phenomenon, including the sexual and addictive background of the technology. The author car- ries out a level analysis of the ASMR technology: psychophysiological mechanisms of influence, psychologi- cal meanings and values, the social significance of the phenomenon in the modern media context. The author concludes from the analysis that the effect of the technology can be regarded as a kind of synesthesia effect, in that version of it where the links between exteroceptions and interreceptions overlap. Then the author analyzes the semantic and value fields actualized by the ASMR. Having consistently considered the content of the most frequent tools used in ASMR, the author comes to conclusion that as a result of the impact the semantic fields related to the early experience of staying in a safe, comfortable social environment are restored. The next step in the analysis is the consideration of ASMR technology in the light of the social and philosophical issues of


ПСИХОЛОГИЯ
80 inter-subjectivity. It is emphasized that the recipient of media influence experiences the feeling of deficit of recognition, necessary for the full-fledged acquisition of a personal identity. In analyzing the social signifi- cance of the technology, the author concludes that the ASMR is an alternative response to the aggressive ex- ternal media environment that is observed in the modern media. The author gives positive recommendations suggesting using the findings of the ASMR technology by modern media technology to create a more envi- ronmentally friendly psycho-sensory habitat in modern society. The author highlights a big responsibility of the media for the psychological well-being of the society.
Keywords: ASMR, Internet technologies, media impact, mass media, braingasm, altered state of consciousness, identity, self-identity, psycho-sensory influence, trance, suggestion, hypnosis, information technologies.
В данной статье мы проанализируем технологию
ASMR и вынесем суждение о значении этого яв- ления в современном социальном контексте.
ASMR — автономная сенсорная меридиональная реакция (ASMR, autonomus sensory meridian re- sponse). Будем использовать русскую транскрип- цию этого термина — АСМР. Понятие АСМР введено в употребление в 2010 г., авторство названия принадлежит Дженнифер Ален (Evelope
Nomia), она же входит в число организаторов международного сообщества АСМР в социальной сети Facebook. Сам термин АСМР пока не полу- чил официального статуса и научного определе- ния, поэтому в статье мы будем апеллировать к исходному контексту его употребления в рамках самого сообщества. На блогах сообщества ис- пользуется следующая дефиниция: «АСМР — это
физическое ощущение, которое характеризуется
приятным покалыванием, и, как правило, начина-
ется в голове или коже головы» [Gibson C., 2014;
ASMR…]. Соответственно в статье мы условимся считать термин АСМР собирательным обозначе- нием ряда психофизиологических состояний, ин- дуцируемых комплексом специфических воздей- ствий: аудиовизуальных стимулов, подаваемых на пониженной громкости и адресно обращенных непосредственно к получателю. На данный мо- мент времени речь идёт преимущественно о ме- дийных воздействиях, хотя сеансы АСМР воз- можны и в живой среде. Лицо, осуществляющее воздействие, — АСМРтист (этот термин также взят нами из тезауруса самого АСМР- сообщества). Лицо, испытывающее воздействие, мы будем в дальнейшем называть реципиентом.
Сеансы воздействия снимаются на видео и оформляются в виде небольших видеороликов.
Содержанием роликов, как правило, являются не- большие сцены, где АСМРтисты совершают раз- нообразные действия: рисуют, гадают, шуршат, шелестят всевозможными предметами и материа- лами, рассказывают сказки и истории, делятся полезными советами. При этом сеансы сопровож- даются очень тихой речью, часто шепотом или с использованием нефонематических звуков. Ино- гда действия проходят в форме ролевых игр, об- ращенных непосредственно к зрителю. Ролики выкладываются преимущественно на каналах
YouTube, и лучшие из них имеют многомиллион- ные просмотры, а AСМРтисты получают много- численных постоянных подписчиков. Реципиенты рассматривают свой опыт АСМР как вхождение в особые эмоциональные состояния приятной за- торможенности и оцепенения, сопровождающие- ся сенсорными покалываниями в виде мурашек на коже и вибрациями внутри головы; в каждом слу- чае это очень индивидуально. Возникнув за ру- бежом, это движение в настоящее время получает широкое распространение в России, где его оли- цетворением является Мария GentleWhispering — наша соотечественница, которая проживает в
США и ведет сеансы на двух языках — русском и английском [Gibson C., 2014; ASMR…].
Сам феномен АСМР до сих пор не получил развернутого социально-философского и соци- ально-психологического анализа, несмотря на многочисленные дискуссии участников АСМР- сообществ и на внимание прессы и культурной общественности. Есть отдельные комментарии и со стороны научной общественности, в частности, специалистов научно-исследовательских центров, таких как Йельский и Шеффилдский университе- ты [Novella S., 2012; Лучко А., 2014]. Темами об- суждения являются возможные причины АСМР- эффекта и описания самих состояний. Еще одной обсуждаемой темой является вопрос об эротиче- ском подтексте АСМР-воздействия. Хотя многие
АСМРтисты и реципиенты отрицают сексуаль- ную подоплеку практики АСМР, распространен- ные в медиадискурсе, комментирующем данную практику, номинации «брейнгазм», «оргазм моз- га», которые несут соответствующую коннота- цию, косвенно свидетельствуют о присутствии в ней шлейфа эротизма [Лучко А., 2014]. И, навер- ное, самой острой дискуссионной темой является тема наркотического подобия АСМР-эффекта, на эту коннотацию наводят такие расхожие понятия, как
«АСМР-мания»,
«АСМР-зависимость»
[ASMR: Интернет-наркотики…].


Д.Л. Шкарин
81
Целью данной статьи является первичная ин- терпретация данного явления в научной термино- логии. Мы проведем уровневый анализ феномена
АСМР, рассмотрим психологическое и социаль- ное значение этой технологии. Данный анализ поможет наметить специфические тенденции раз- вития медиакоммуникаций со стороны формы и содержания их воздействия, а также затронуть ак- туальные социально-философские темы, касаю- щиеся взаимодействия современного человека и медиасреды.
Психофизиологический уровень анализа
АСМР-технологии
Определимся с ключевым для ASMR-технологии термином «триггер». В обыденном словоупотреб- лении слово «триггер» (trigger)означает защёлку, спусковой крючок. Внутри АСМР-сообщества оно активно используется в качестве рабочего термина, определяющего любой стимул, способ- ный вызывать реакцию приятного расслабления и успокоения, оказывать суггестивное воздействие на реципиента [ASMR…]. Внутри сообщества триггеры упорядочиваются по критериям модаль- ности восприятия и знака вызываемой эмоции. В роликах с АСМР-воздействием задействованы две модальности: визуальная (плавные движения, улыбки, блестящие предметы) и аудиальная
(журчание воды, шелест, интимные интонации).
Часто используется бинауральная подача звука, создающая эффект погружения в объемное звуко- вое поле.
Суть АСМР-воздействия — вызвать у реципи- ента с помощью триггеров реакции, захватываю- щие и остальные сенсорные модальности помимо зрительной и аудиальной, что в совокупности со- здаёт требуемое комплексное состояние необыч- ного расслабления (зачарованности, заворожен- ности, трансового оцепенения).
Отметим, что хорошо известны и отрицатель- ные триггеры, способные вызывать индивидуаль- ные непроизвольные реакции раздражения, дрожи
(исп. grima), идиосинкразии, нестерпимого от- торжения (например, скрип пенопласта, вид неко- торых насекомых, резкий голос), имеющие, на наш взгляд, родственную АСМР основу. Далее мы рассмотрим психофизиологическую природу этих феноменов.
Так как многие эффекты АСМР описываются на языке внутрителесных ощущений (вибрации, дрожь, внутренние покалывания, тяжесть внутри головы, общая обездвиженность), то уместно сконцентрироваться на внутренней сенсорике — интерорецептивных и проприорецептивных сен- сорных процессах. Относительно психофизиоло- гических оснований мы считаем убедительными две объяснительные схемы: двухкомпонентная структура эмоциональных состояний и явление синестезии.
Двухкомпонентная структура эмоциональных состояний подразумевает восприятие внешнего объекта эмоции и одновременно восприятие субъективного отношения к этому объекту, что возможно только за счёт отражения внутренних состояний их телесного и психического носителя.
Л.М. Веккер, автор системной информационной теории психических процессов, указывал на па- радоксальное полимодальное единство: внешнего компонента, базирующегося на экстерорецептив- ных восприятиях, и внутреннего компонента, опирающегося на интеро- и проприорецептивные ощущения. «Если обратиться к поиску проявле- ний двухкомпонентности в области модальных характеристик эмоциональных явлений, то эмпи- рические описания, начиная с вундтовских, со- держат экспериментальные свидетельства того, что практически все модальности представлены в феноменологической картине эмоционального явления. Поэтому есть основания говорить об их полимодальности. Однако в рамках этой полимо- дальности с достаточной определенностью про- ступает картина полярности или бимодальности состава модальных компонентов эмоционального явления. На одном полюсе этой бимодальной структуры представлены проприо- и интероре- цептивная модальность, на другом полюсе — разные формы модальностей экстерорецептив- ных: тактильных, слуховых и зрительных по пре- имуществу» [Веккер Л.М., 1981, с. 123].
Это положение само по себе содержит ключ к пониманию психофизиологической природы эф- фектов АСМР. Автономность реакции АСМР можно понимать как необходимую привязку вто- рого, внутреннего компонента в бимодальной структуре эмоциогенных восприятий. Однако по- ка остаются за кадром два важных вопроса: с чем связана разная степень выраженности эффектов у разных людей, с одной стороны, и чем обуслов- лен разброс реакций на одни и те же триггеры, с другой.
Разная степень выраженности эффектов имеет своими истоками асимметричность самой двух- компонентной структуры эмоционального вос- приятия, что обусловлено естественным смеще- нием фокуса внимания на внешнюю действитель- ность. «Общий алфавит интеро- и проприорецеп-


ПСИХОЛОГИЯ
82 тивных модальностей в силу принципиальной направленности психики преимущественно на внешний мир является существенно более бед- ным, чем алфавит языка модальностей экстероре- цептивных. Эта большая ограниченность и бед- ность имеет не только количественные, но и каче- ственные проявления. Они выражаются в том, опять-таки ввиду основной объектной направлен- ности психики, что интерорецептивные сенсор- ные образы существенно более диффузны и рас- плывчаты по сравнению с экстерорецептивными.
Субъект в двухкомпонентной структуре эмоцио- нального гештальта не только, так сказать, при- крыт “одеждой” объекта, представленного в ее когнитивном компоненте, но и завуалирован диффузностью, смутностью и расплывчатостью сенсорных образований, составляющих модаль- ность субъектного компонента» [Веккер Л.М.,
1981, с. 141–142].
Для нас важно это обстоятельство, потому что оно подчеркивает полимодальный характер эмо- циональных реакций и проясняет возможную причину разной степени восприимчивости к
ASMR-эффектам в связи с разным багажом и, со- ответственно, «словарем» репрезентаций интеро- рецептивных ощущений разных индивидов. Кро- ме того, оно наводит на мысль, что обогащенный словарь таких репрезентаций может увеличивать уровень их дифференцированности и способство- вать повышению чувствительности к субъектив- ному компоненту эмоций [Нагорная А.В., 2014;
Гудков Д.Б., 2007]. И наоборот, фиксация исклю- чительно на экстерорецептивной составляющей, диктуемая доминантой нашей объект- ориентированной цивилизации, значительно сни- жает внутреннюю чувствительность и может при- водить к полному растворению себя как субъекта во внешней действительности. Возможно, жела- ние противостоять этому растворению и является одним из мотивов участия в АСМР-движении.
Таким образом, первая объяснительная схема находит вполне рациональные основания внут- ренних эффектов от просмотра АСМР-роликов, особенно если учесть наличие изначальной уста- новки реципиента получить именно внутренний сенсорный отклик и обеспечить для себя состоя- ние релаксации. Эта установка автоматически смещает фокус внимания в область интерорецеп- торики и резонирует с внешним потоком воздей- ствий со стороны АСМРтиста. Но это не значит, что отклик невозможен без предустановки.
Остаётся вопрос, почему у разных реципиен- тов обнаруживается широкий разброс качествен- ных описаний эффектов на одни и те же тригге- ры. Понятно, что в отличие от сферы экстероре- цепторики сфера внутренней рецепции не подвер- гается и не может быть подвержена сильной со- циально обусловленной унификации. Было бы проблематично привести интерорецептивный опыт разных людей в полное соответствие. Внут- ренняя среда не разделяется с другими, как внеш- няя среда, к тому же она не имеет развитого сло- варя вербальных репрезентаций соответствующе- го опыта. На наш взгляд, ответ надо искать имен- но в синестетический природе эффектов АСМР как частном виде внутреннего сенсорного откли- ка на внешний поток стимуляции.
Синестезия как явление изучена и представле- на в научной литературе достаточно полно [Гале- ев Б.М., 1992], поэтому мы не будем уходить в историю вопроса и остановимся только на необ- ходимых для нашего анализа моментах. В основе синестезий находятся ассоциативные связки меж- ду ощущениями разных модальностей. Основны- ми вариантами образования связок являются ме- тафоры (несмежные ассоциации) и метонимии
(ассоциации по смежности). Используя наложе- ние двух типов связок на сенсорные ощущения,
О.А. Елисеева [Елисеева О.А., 2013] приводит показательные примеры интермодальных перено- сов («сочный звук») и полимодальных переносов
(«мягкий на вид ковер»). Синестезиям соответ- ствует интермодальный метафорический перенос, который более неожидан и субъективен, чем ме- тонимический. Для нас здесь важно подчеркнуть, что когда в эффектах АСМР срабатывает меха- низм синестезии, то ассоциации у разных людей имеют непредсказуемый, индивидуальный харак- тер, «каждый впадает в свое особенное детство».
Таким образом, можно утверждать, что АСМР- отклик является частным вариантом синестезии по линии интермодальной связки между хорошо ото- бранной АСМРтистом экстерорецептивной стиму- ляцией и интрорецепцией реципиента.
Психологический уровень анализа
АСМР-технологии
Теперь рассмотрим явление АСМР с его смысло- вой стороны, которая раскрывается в содержании сценарных воплощений. Нас интересует, в чем заключаются смысл и ценность погружения в
АСМР-состояние для его любителей. Мы счита- ем, что центральное смысловое ядро сеансов
АСМР связано с возрастной регрессией. Триггеры ласкового голоса, проявления заботы и внимания, поглаживания и убаюкивания волшебными и за-


Д.Л. Шкарин
83 бавными историями создают атмосферу защи- щенности и спокойствия, уюта и благополучия.
Естественно, что это способствует снижению уровня тревожности и стресса. Сознание фикси- рует текущий момент настоящего, которое мак- симально комфортно, и стремится удержать его как можно более длительное время. Многие ре- ципиенты указывают именно на эту черту АСМР- эффекта — желание, чтобы оно не прекращалось, нежелание выходить из комфортного оцепенения.
Можно предположить, что одним из ведущих мотивов погружения в состояние АСМР является желание почувствовать себя в атмосфере уюта и безопасности. Как правило, мотив активизируется при стрессовой перегрузке агрессивными стиму- лами, поступающими из внешней среды. Этот момент подробно обсуждается антропологом Де- смондом Моррисом в книге «Людской зверинец», посвященной особенностям поведения людей в современной урбанистической среде: «Если сти-
мулы слишком сильны, вы можете ослабить свои
поведенческие реакции, снижая способность реа-
гировать на эмоции, поступающие извне» [Де- смонд М., 2004, с. 249].
Остановимся на вопросе о сексуальной подо- плеке АСМР. На первый взгляд на него указывают такие фасцинативные триггеры, как приближение к экрану лица и отдельных частей тела, касания себя и камеры, ласковое обращение к реципиенту, звуковые нефонематические сигналы явно эроти- ческого характера, такие как причмокивания, поцокивания. Речь АСМРтиста наполнена фасци- нациями и нефоносемантическими заигрываниями
[Соковнин В.М., 2005]. Однако, на наш взгляд, этот триггерный ряд больше отсылает не к сексу- альному взаимодействию, но опять-таки к опыту взаимодействия матери и младенца, где семанти- ческая роль речи минимальна и практически нет знакового, символического кодирования контакта.
Частое использование формы ролевой игры через экран еще более приближает АСМР-сеансы к опыту живого непосредственного контакта ма- тери и ребенка, не требующие никаких социально обусловленных преград по типу условностей, знаковых конвенций и т.п. Мы отмечаем огром- ный психотерапевтический потенциал игры без знаковых замещений. Необязательный, игровой способ без аналитико-синтетического осмысле- ния переживания создаёт предпосылки для пони- мания условности любого, в том числе и норма- тивного прочтения возникающих состояний, что в конечном счёте работает на освобождение субъ- екта от жёстких социокультурных установок, программирующих протекание эмоционального потока [Пятинин А.Э., Шкарин Д.Л., 2000].
«Субъективно новое отношение к установленно- му эпизоду описывается в предикатах “эфемер- ность”, “хрупкость”, “непрочность”, при этом данные предикаты описывают не восприятие вир- туальной реальности, а восприятие поверхности
как поверхности» [Шкарин Д.Л., 1997].
В этой связи уместно вспомнить о магических триггерах, таких как заклинания, гадания, шепот, зеркала и свечи. Несмотря на то что функция этих атрибутов — глубинный настрой реципиентов на приобщение к определенному сообществу и при- частность к общим, в том числе вполне серьезным целям, для стороннего наблюдателя (и вне зало- женного в них смысла — для самих участников) носят игровой характер. Восприятие же происхо- дящего как игры освобождает от серьезного отно- шения к исполняемым ритуалам. АСМРтисты вы- глядят скорее как детские сказочники, нежели ре- альные заклинатели [Черепанова И.Ю., 1996].
В нашей статье мы не стали рассматривать всё многообразие тематических контекстов АСМР- сеансов. Во-первых, этот ряд открыт и постоянно расширяется за счёт введения новых тем. В ос- новном расширение идет за счет включения раз- нообразных несложных манипуляций: рисование, шитье и т.д. Во-вторых, складывается впечатле- ние, что определяющее значение в АСМР-сеансах имеет не столько тематическое содержание, сколько фоновый эмоциональный контекст, в ко- торый эти содержания погружены. Вероятно, именно введение реципиента в беззаботное, уют- ное, «анабиотическое» состояние и является ос- новной задачей, которая лежит в основе техноло- гии АСМР.
Социальное значение АСМР-технологии
Завершив обзор психофизиологической и психо- логической подосновы технологии АСМР, пого- ворим о ее возможном значении в современном социальном контексте. Мы считаем, что многие аспекты технологии АСМР имеют высокий пси- хотехнический и социотехнический потенциал вследствие того, что отражают и компенсируют некоторые негативные тенденции, проявляющие- ся в массмедиа и обществе в целом.
Первое, что обращает на себя внимание, это противопоставление триггерной основы АСМР- технологии интонационной стилистике совре- менных массмедиа и, шире, общей среды обита- ния современного человека. Мы уже упоминали в начале нашей статьи о том, что помимо модаль-