ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Жданова Галия Маратовна |
Место работы | МБОУ ООШ с. Салихово Ишимбайский район, республика Башкортостан |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс: | 5 класс |
Место урока | 5. Природные сообщества |
Тема урока | Понятие о природных сообществах. Понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество», естественные и искусственные сообщества. Пищевая цепь. |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты: | |
Личностные: понимать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества; ученик получит возможность контролировать процесс и результат учебной деятельности | |
Метапредметные Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь перерабатывать полученную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему или таблицу). Личностные УУД: создать условия для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу всего класса (пары), уметь обмениваться информацией с одноклассниками; сознавать единство и целостность окружающего мира; знать правила отношения к живой природе. | |
Предметные: усвоение системы знаний о природных сообществах, умение различать и определять организмы продуценты, консументы, редуценты и их взаимосвязь в цепях питания для объяснения круговорота веществ в природе | |
Ключевые слова экологические факторы, приспособленность организмов к среде обитания, природное сообщество, пищевые цепи, круговорот веществ в природе; | |
Краткое описание
Цель урока: Сформировать представление о природном сообществе Задачи:
-познакомить учащихся с общностью химического состава живой и неживой природы; -сформировать понятия «пищевая цепь», «круговорот веществ в природе», «природное сообщество» -систематизировать знания учащихся о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимосвязи живой и неживой природы. 2. Развивабщие: -развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; -развитие познавательной активности и интереса к предмету; -коррекция поведения и личностных проявлений путем создания атмосферы успеха и доброжелательности. 3. Воспитательные: - воспитание сознательной дисциплины, умение дружно и коллективно работать; -воспитание аккуратности, четкости при самостоятельном выполнении задания. Автор УМК: Биология 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2015 Оборудование: 1. Компьютер, презентация “Природное сообщество ”; 2. Дидактический материал к уроку. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая в парах. Методы: словесный, наглядный, фронтальная беседа, элементы проблемного обучения. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Приветствие. Создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу. - Я готова начать урок и надеюсь, ребята, на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Ребята, вы готовы? Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, готовность к учебному действию Проблемный вопрос: - Почему, не смотря на общие жизненные признаки, живые организмы очень разные, отличаются друг от друга? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Ребята, попробуйте разгадать загадку. На нем растут ромашки, Лютик едкий, клевер, кашка. Что еще? Гвоздика, смолка, Колокольчик, Хвощ, как елка. Еще много разных травок У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых. ( Луг) О каком природном сообществе идет речь в стихотворении? Все живые организмы живут совместно, образуя большие и маленькие «семьи» – сообщества. Лес, луг, водоём – сообщества, созданные самой природой. Пшеничное поле, яблоневый сад, парк – сообщества, созданные руками человека. |
Этап 1.3. Целеполагание |
- Как бы вы назвали совокупность всех живых организмов, которые живут совместно, сообща на какой-то природной территории? - Как вы думаете, какая тема и цель нашего урока? -Верно, целью нашего урока будет изучение структуры природного сообщества и закрепление полученных знаний. - Откроем свои тетради, запишем в них число и тему сегодняшнего урока «»Природные сообщества» Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Природные сообщества». |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
«Почему природа представляет собой единое целое?» По ходу урока мы должны с вами будем с этим разобраться. Прошу найти в учебнике и записать в тетрадь определение «Природного сообщества». Природное сообщество – это совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями. -Другими словами Природное сообщество состоит из? -Условий среды и живых организмов. -Вот теперь давайте и разберемся, какие это условия среды и какие живые организмы. -Сейчас нам предстоит работа в группах. У каждой группы в маршрутном листе есть свои задания. - 1группа. Оказывается, исследуя химический состав почвы, воды, воздуха, клеток растений, животных, грибов и бактерий ученые определили, что и живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Почему? И верно ли, что главные связи в сообществах – это пищевые. Выясните это выполнив задания по маршрутному листу. 2 группа. Живые организмы в природе питаются по-разному, следовательно, их можно условно разделить на группы. Используя задания маршрутного листа, проверьте данную гипотезу. 3 группа. Определите виды природных сообществ и приведите их примеры. -Прошу озвучить свои ответы. Начнем. Учащиеся по одному отвечают на вопросы. Остальные записывают схемы к себе в тетрадь. -Ну, а теперь, чтобы немного отдохнуть и работать дальше, давайте проведем физкультминутку. -Мы сегодня узнали много новой информации и давайте теперь вернемся к нашему проблемному вопросу. - А кто помнит, как он звучит? «Почему природа представляет собой единое целое?» |
БЛОК 3. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков -Молодцы, мы неплохо с вами поработали. Давайте посмотрим как вы усвоили данную тему: 1. Объясни. Вывожу на слайде понятия и прошу их объяснить. Что такое природное сообщество? Из каких звеньев оно состоит? Что такое цепь питания? Какова роль в природном сообществе условий среды? Производителей? Потребителей? Разлагателей? -Почему движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ в природе? -Приведите примеры природных сообществ нашей местности. 2. Составьте пищевую цепь (Приложение. Пищевая цепь) 3. Выберите верные утверждения. (Приложение). А теперь обменяйтесь листочками и давайте проверим, правильно ли вы сделали. Вывожу на слайд критерии оценивания. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание Изучить текст параграфа 20 и выполнить задания в конце параграфа на стр.87. Творческое задание: изготовить модель-аппликацию природного сообщества «лес» с его обитателями, или нарисовать одно из сообществ родного края. |
Этап 5.1. Рефлексия Создаю условия для заключительной рефлексии: - Для меня было важным и интересным… (большой палец) - По этому вопросу я получил… (указательный палец) - Мне было трудно… (средний палец) - Что я сегодня делал и чего достиг… (безымянный палец) - Для меня было недостаточно… (мизинец) - За что бы вы себя сегодня похвалили? |
Спасибо за урок |
VII. Приложения.
2. Изучение нового материала
Схемы, которые будет строить каждая группа, должны будут все остальные записать к себе в тетрадь.
1-ягруппа Движение веществ в природе (стр. 84-85)
-
Какие вещества поступают из неживой природы в живую? -
Что такое цепь питания? Объяснить на примере рис.71. Заполнить схему в тетрадь
-
Какая роль падальщиков и почвенных бактерий?
2-я группа Круговорот веществ в природе (стр. 85-86). Используя текст учебника и дополнительный материал ответьте на следующие вопросы.
1. На какие группы делятся живые организмы. Найдите в дополнительном материале, какие они еще имеют названия и составьте схему записав ее к себе в тетрадь
Ж ивые организмы
2. Объяснить схему (рис.72.). Дополните термины к схеме, составленной 1-й группой
3. Что такое «круговорот веществ в природе»?
3-я группа Виды природных сообществ (стр.86-87). Используя текст учебника и дополнительный материал (второй абзац сверху) ответьте на вопросы и составьте схему.
-
Какие виды сообществ бывают? -
Приведите примеры природных сообществ? Схему заполните в тетради.
П риродные сообщества
___________________ ___________________
___________________ ___________________
___________________ ___________________
Приложение 2. Дополнительный материал
Природное сообщество – совокупность условий среды и живых организмов, тесно связанных между собой пищевыми цепями. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.
Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например лес, болото, озеро. Это естественные природные сообщества. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например парк, сад, пруд.
Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Именно их называют производителями или продуцентами, осуществляющими автотрофный способ питания. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. То что создано автотрофными организмами в сообществе, называют первичной продукцией.
Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, питаются плотоядные животные - хищники. Эти организмы называют потребителями или консументами, осуществляющими гетеротрофный способ питания. Съедая и перерабатывая растения, консументы получают энергию и образуют вторичную продукцию. Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепь питания: растения - растительноядные животные — плотоядные животные.
Наконец, в состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Такие организмы называют разлагателями или редуцентами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. В общей сложности в природных сообществах происходит круговорот веществ.
Таким образом, несмотря на многообразие экосистем, все они обладают структурным сходством. В каждом, способном к самостоятельному существованию, сообществе есть свои
продуценты, различные виды консументов и редуценты.
Приложение 3. Пищевая цепь
Составьте пищевые цепи используя организмы приведенные ниже:
Лес: _________ ---- ____________----__________
Озеро: _______---- ____________ -----__________
Организмы: дуб, щука, белка, карась, личинки комара, соболь.
Приложение 4. Выбери верные утверждения.
1. Природным сообществом является и лес, и луг, и река, и поле.
2. Производители – синица, волк, олень.
3. Потребители – это берёза, капуста, ромашка.
4. «Разлагатели» – это бактерии, грибы, дождевые черви.
5. Примером пищевой цепи является: сосна – белка – бактерии.
6. Круговорот веществ в природе – это главное условие существования природного сообщества.