Файл: Цель урока показать нравственную и духовную красоту человека в годы войны, величие подвига и долга перед Родиной, героизм молодежи тех лет воспитывать уважение к прошлому и ответственное отношение к будущему. Оборудование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тихие зори стали часом их бессмертия…
(по повести Бориса Васильева
«А зори здесь тихие…»).
Цель урока: показать нравственную и духовную красоту человека в годы войны, величие подвига и долга перед Родиной, героизм молодежи тех лет; воспитывать уважение к прошлому и ответственное отношение к будущему.
Оборудование: портрет Б. Васильева; выставка книг писателя; презентационный материал; фрагменты из кинофильма «А зори здесь тихие...»; музыкальные записи.
Но и мертвые мы будем жить в частице
нашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь.
Юлиус Фучик
1. Инсценировка отрывка из повести «А зори здесь тихие...».
Используется глава 5. Звучит песня «От героев былых времен...» из кинофильма «Офицеры» (стихи Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака).
2. Обсуждение проблемы «О войне - сегодня?».
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».
А. Твардовский
Победа…Она пришла к нам 9 Мая 1945 года. Не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Нет. Она пришла в образе Матери, опустила натруженные руки. И за 1418 дней над Европой впервые воцарилась тишина. Но если прислушаться к этой тишине, можно услышать рассказ о войне… Война издревле была сугубо мужским делом, но в июне 1941 года тысячи женщин надели форму и стали плечом к плечу рядом с мужчинами. Они совершали каждодневный подвиг… Не думали о наградах и славе, а насмерть стояли в боях. И если сейчас смеются дети, растет хлеб на полях, то это потому, что была Победа!...
В толковом словаре С. Ожегова дается определение слова подвиг: «героический, самоотверженный поступок, воинский подвиг во славу Родины».
Пожалуй, нет человека, который не мечтал бы о подвиге в своей жизни. И сегодня мы поговорим о тех девчатах, для которых тихие зори стали часом их бессмертия.
- Как вы думаете, почему тема войны актуальна в искусстве и сегодня? («Войны не закончились: то там, то здесь вспыхивают военные конфликты между государствами и даже между гражданами одной страны»; «Мир ожесточился, мы так долго жили без глобальных конфликтов, что перестали бояться войны, ценить человеческие жизни…»)
- Произведения каких авторов о войне вы читали? (Большой популярностью в годы Великой Отечественной войны пользовались стихи К.Симонова, А.Твардовского. Среди произведений советской поэзии следует отметить поэмы М.Алигер «Зоя», П.Антакольского «Сын». Широкую картину жизни и борьбы нашего народа в годы войны дала проза. К.Симонов «Дни и ночи», Б.Горбатов «Непокоренные», А.Фадеев «Молодая гвардия», В.Богомолов «Момент истины», В. Астафьев «Прокляты и убиты», М. Шолохов «Судьба человека», А. Твардовский «Василий Теркин», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихи…».)
- Давайте поговорим об одном из этих авторов. Что вы знаете о Борисе Васильеве?
3. Краткая биографическая справка о Б. Васильеве.
Васильев Борис Львович родился в 1924 году в г. Смоленске. В 1948 году окончил военную академию бронетанковых войск. Первая книга писателя «А зори здесь тихие…» была опубликована в журнале «Юность» в 1969 году. За эту повесть он был удостоен Государственной премии, а за сценарий «А зори здесь тихие…» - премии Ленинского комсомола. Затем последовали повести «Иванов катер», «Самый последний день», «Завтра была война», романы «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», «Были и не были», «Вы чье, старичье?», «Утоли моя печаль», «И был вечер, и было утро», «Вещий Олег», «Князь Ярослав и его сыновья». Все эти произведения экранизированы, спектакли, поставленные по ним, собирают полные залы. В 1997 году Б. Васильев удостоен премии имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество».
-Чем вас взволновала книга Б. Васильева «А зори здесь тихие…»? (Повесть «А зори здесь тихие…» - это рассказ о победе жизни над смертью, добра над злом, о высокой нравственности, о духовном превосходстве человека.)
-Нужно ли говорить о ней вам, живущим в XXI веке? Почему? (Нужно. Мир хрупок, и сегодня на нашей планете есть «горячие точки», где идут военные действия, рушатся дома и гибнут мирные люди.)
-Чему она может нас научить?(«Нельзя жить по принципу «моя хата с краю», потому что новой мировой войны наша планета не переживет – победителей не будет, никого и ничего не будет»; «Мы должны научиться соизмерять собственные поступки и побуждения, научиться быть ответственными за судьбу своей Отчизны, научиться быть патриотами по духу, а не только на словах, воспитывать в себе чувство гражданского долга»; «О подвигах тех, кто пожертвовал своей жизнью, чтобы у нас было мирное небо над головой, забывать нельзя. Забыть их - удел слабой мелочной душонки, надо иметь мужество помнить все, каким бы страшным ни было это воспоминание. Ведь без прошлого нет будущего».)
4. Работа над текстом повести «А зори здесь тихие…». Комментированное чтение. * Характеристика образов главных героев. | |
Назовите главных героев повести. | Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак |
Почему имена девушек неполные? | Они - молоденькие девчонки, «почти» не видевшие жизнь. |
Почему Федот Васков считал себя старше своего возраста? | Чтение текста от слов «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был…»до слов«... от естества, от сути его старшинской», сообщает, что герою всего-то было 32. |
Какое пополнение получил Васков? | «Федот Евграфыч... надел фуражку и вышел. И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из- под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов». |
Как он чувствует себя рядом с девчатами? | «Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался...» «Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц». |
Какие отношения устанавливает старшина? | «Прежде всего, конечно, дисциплина... старшина был строг и придирчив... вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком... Кричал и расстраивался: не так, не так надо! Разве горлом сознательности добьешься? До кондрашки добраться можно, а дела от этого не прибудет. Однако разговаривать стали больно. Щебетать. А щебет военному человеку - штык в печенку... ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени...» |
Зачем Васков должен был уйти с бойцами с разъезда? | Рита Осянина навещала мать и сына. Возвращаясь, увидела в лесу двух немецких разведчиков. Васков с разрешения командования , взяв пятерых бойцов, решил захватить в плен немцев, не позволить им топтать родную землю… |
Кого из бойцов он взял с собой? Почему? | Осянину - серьезная, видела немцев, Гурвич - знает немецкий язык, Комелькову, Бричкину, Четвертак - назначила Кирьянова. |
Что привело этих девушек на фронт ? | У каждой из них личный счет с немцами: у Гурвич родители, евреи-интеллигенты, в оккупированном Минске, вероятнее всего, погибли, у Осяниной - на второй день войны убили мужа- пограничника, осиротили ее сына, у Комельковой - расстреляли всю семью, у мечтательной сироты-подкидыша, бесконечной выдумщицы Четвертак - отобрали мечту о сцене, славе, семье, у Бричкиной - лишили возможности стать любимой. |
Просмотр прошлой, довоенной жизни и мечтах девушек из кинофильма «А зори здесь тихие...» | |
Почему описание довоенной жизни девушек дается перед описанием их гибели? | Чтобы читатель еще острее почувствовал, как война обрывает их жизнь, рушит мечты на создание семьи, на воспитание детей, на человеческое счастье, на саму жизнь. |
Соня Гурвич. Как погибла Соня Гурвич? | Романтичная девушка, гибкая, как тростинка, «худющая, как весенний грач», погибла от двух ударов ножом в грудь. Фашист ее не пожалел - напал со спины и рассчитанным на мужчину ударом убил девушку |
Галя Четвертак. Правы ли Рита и Женя, когда хотят поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? Как расценивает поведение Гали Васков? | Нет, девчонки, не правы. Они обвинили Галю в трусости, отказывая ей в простом человеческом чувстве самосохранения. Это хорошо понял Васков и объяснил девушкам: «Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности». |
Почему он берет ее с собой в разведку? | «Конечно, шевельнулась мысль, что не надо бы с Четвертак на такое дело идти, не надо. Но командир - он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано. А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал назубок и выполнял неукоснительно. И поэтому сказал Гале: «Вещмешок и шинельку здесь оставишь. За мной идти след в след и глядеть, что делаю. И, что б ни случилось, «молчать. Молчать и про слезы забыть». Слушая его, Четвертак кивала поспешно и испуганно...» Да и защитить ее хотел по-отцовски, зная, что никто лучше его это не сделает. |
Почему погибла Галя Четвертак? | «Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая... Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились» - она просто испугалась, не смогла совладать со своим страхом. |
Как меняется отношение Васкова к подчиненным? | «- Эх, девчонки вы мои, девчоночки! Съели-то хоть кусочек, спали-то хоть вполглазика? - Не хотелось, товарищ старшина... - Да какой я вам теперь старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат». |
Женя Комелькова. Какие чувства у вас вызывает Женя Комелькова? Она для вас только художественный образ или что-то большее? | «Она всем очень нравится»; «Она очаровывает озорством, жизнелюбием»; «Она идеал женственности»; «Она воплощение красоты, уничтожить которую то же, что убить себя самого»; «Она обобщенный символ Женщины, у которой в руках должно быть не оружие. У нее на руках должен быть младенец, как у мадонны». |
Чем поражает читателей Женька? Опишите ее внешность | Рита ее «увидела и залюбовалась: высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца»; «Высокая, белотелая, гибкая... волосы, как грива, до пояса... Распустила - спины не видно. Стала гребенку вести - руки не хватает: перехватывать приходится. А Волос густой, мягкий, медью отливает. И руки у нее плавно так ходят, неторопливо, покойно... Ах, хороша она была сейчас, чудо как хороша! ... характер ее был весел и улыбчив... ох, хороша девка, не приведи бог влюбиться, хороша!» |
Какую деталь подчеркивает автор в ней? | Огненные волосы, отчаянные глаза - зеркало души: «с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой... Опасные глазищи, как омуты... сквозь рыжее пламя зеленый глаз проглядывает. Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица... глянула - прямо в душу глянула. Прямо в душу...» |
Расскажите, почему старшина постоянно подбадривает бойцов. | Он очень переживает, что молоденькие неопытные девчушки испугаются, запаникуют, не справятся с поставленной боевой задачей. |
С каким количеством немцев придется воевать? | Их 16, взрослых сильных мужчин, хорошо подготовленных и проинструктированных. По следу одного из них Васков определил: «детина под два метра и весом пудов на шесть с гаком». |
Лиза Бричкина. За чем Лиза Бричкина ушла на разъезд? Почему погибла Лиза, ведь она была опытнее других? | За помощью. Задумавшись-замечтавшись о возможном будущем с Васковым, она проскочила слеги, а возвращаться не стала, чтобы не терять времени, а потом, не отдохнув, продолжила путь и, испугавшись неожиданно вздувшегося пузыря болотного газа, оступилась и утонула в болоте. |
Почему Васкову нужно было перехитрить немцев? | Потому что, ввяжись они в открытый бой, силы были бы не равны: и девушки с Васковым погибли бы, и немцев бы не остановили. |
Как они это сделали? | Решили обмануть фашистов, представившись бригадой лесорубов, где и женщин, и мужчин, способных оказать сопротивление, достаточно и, если не уничтожить, то рассекретить коварные замыслы противника и сорвать готовящуюся диверсию. |
Просмотр эпизода «Лесорубы» из кинофильма «А зори здесь тихие...» | |
Зачем было устроено купание под прицелами автоматов? | Нужно было заставить немцев идти в обход, задержать их, выиграть время и дождаться помощи. |
Вчем контраст этой сцены? | Мирный труд красив и гармоничен, человек в нем свободен, счастлив, красив, а война разрушает эту естественную гармонию, несет в себе угрозу самой жизни. Война безобразна и бесчеловечна. |
Рита Осянина. Права ли Рита, выстрелив себе в висок? Может, это проявление слабости? | Нет, не слабости. Мы помним, как цеплялся- боролся за свою жизнь летчик Мересьев (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке») ... Рита очень хотела жить - ради маленького сына, ради старенькой больной матери, но понимала она и то, что рана ее тяжелая, смертельная, а товарищи ее не бросят. Значит, погибнут вместе с ней. Немцы уйдут, и тогда смерти подруг вообще будут бессмысленны. Не желая быть обузой, она неимоверным усилием воли подавляет инстинкт самосохранения и кончает жизнь самоубийством, тем самым «развязывая руки» Васкову.) |
Можно ли обо всех девушках сказать, что они ведут себя героически? | Да, все без исключения: Рита оставляет сына матери и уходит воевать; не желая подвергать опасности подруг, став для них обузой, кончает жизнь самоубийством, Женя - жертвует своей жизнью, уводя немцев подальше от раненой подруги, Лиза - бросается в болото, преодолевая страх и усталость, чтобы позвать поскорее помощь, Соня - потеряв родителей, не желает отсиживаться в библиотеках и пытается помогать чем может армии и своему народу. Даже Галя Четвертак не осталась в тылу, а пошла на фронт, хотя и была ужасной трусихой и очень хотела жить... |
Федот Васков получил ранение. Как раненому старшине удалось взять в плен немцев? | Он мстил за всех своих девчат, он не мог проиграть, и столько было в нем уверенности и силы, что фашистам и в голову не пришло, что их «голыми руками» берут на испуг, нахрапом, без оружия. |
Почему Васков плачет и смеется одновременно? Что он кричит немцам? | Он смеется, потому что немцы не прошли, не смогли выполнить своего задания, 16 здоровенным мужикам противостояли пять девчушек, и выстояли они, и победили, а плачет оттого, что слишком велика оказалась цена этой «маленькой» победы - пять человеческих жизней, пять девушек, каждая из которых еще могла подарить миру детей, значит пять ниточек жизней человеческих, помноженных многократно на жизни нерожденные, оборвались… |
Определение темы, идеи повести. Звучит песня на стихи Р. Гамзатова «Журавли». Демонстрируются кадры о гибели девушек из кинофильма «А зори здесь тихие...» (реж. Мао Вэйнин, Россия / Китай, 2006 г.) *Обсуждение песни.Что вы услышали в этой песне? (Печаль израненного сердца, горечь от того, что так много жизней не случилось). | |
Какие строки из повести вы хотели бы выписать для себя? | «Жизнь, как лес, прореживать надо, чистить»; «врага да медведя с глазу спускать не годится»; «сомнение в удаче... равнялось почти предательству»; «Врага понимать надо... Война - это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает»; «Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих»; «Бывает горе - что косматая медведица. Навалится, рвет, терзает - света невзвидишь... А отвалит - и ничего, вроде можно дышать, жить, действовать. Как не было. А бывает пустячок, оплошность. Мелочь, но за собой мелочь эта такое тянет, что не дай бог никому»; «Осуществленная мечта всегда лишена романтики»; «А зори-то здесь тихие-тихие»; «Я еще живой, меня еще повалить надо!..» |
Какова, на ваш взгляд, идея повести? | «Жизнь тогда чего-то стоит, когда прожита с пользой не только для себя. Мир - общее дело, и защитить его должно каждому неравнодушному»; «Погибнуть - еще не значит проиграть. Можно умереть физически, но победить морально. В этом и состоит оптимистический смысл трагедии». |
Объясните роль эпилога в данном произведении. | «Иногда мы забываем о тех, кто отстоял мир, кто отдал свою жизнь, чтобы жили мы. И захлестывает волна пронзительного стыда за свои равнодушие и забывчивость, и хочется остановиться, оглянуться по сторонам, и заметить внезапно то, что прежде казалось таким обыденным и привычным, и по-новому начать это ценить»; «Сейчас мирное время, а вокруг столько подлости и грязи! Неужели нам обязательно нужна очередная беда, чтобы «очиститься»?!»; «Девушки стали для меня нравственным ориентиром. Постараюсь жить, чтобы не было стыдно перед теми, кто жизни своей не пожалел ради того, чтобы жил я». |
В какое время года происходят события, описываемые в повести? Какой создается контраст? | Конец мая, когда природа особенно буйно цветет и благоухает, поражая нас разнотравьем, красками и пением птиц. А главные герои погибают. |
Как вы понимаете название повести, ведь речь в ней идет о войне? | Война - это не нормальное состояние человека, а противоестественное. Мир, тишину, красоту родной природы начинаешь замечать тогда, когда возникает реальная угроза все это утратить. |
Как вы считаете, в чем «популярность» повести? | «Эта книга на все времена, пока бьется человеческое сердце»; «В том, что еще раз убеждаешься, что победа никогда не дается легко, а лишь с потом, слезами, кровью»; «В том, что каждый может «примерить» роль девушек, представив себя на их месте». |
Согласны ли вы с формулировкой темы нашего сегодняшнего урока «Судьба женщины на войне...», ведь у нас равноправие? | «Да, согласны. Стоит только вспомнить, как чувствовала себя Женя Комелькова, когда, спасая Васкова, убила немца: «первая рукопашная всегда ломает человека, преступая через закон «не убий»». Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, и не такие бойцы, как Евгения, а здоровенные мужики мучительно страдали, пока на новый лад «перекраивалась» их совесть. А тут ведь женщина по живой голове прикладом била, баба, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена»; «Когда думаешь о войне, сразу предоставляешь парня в форме с оружием в руках, а не девушку - «хрупкое существо», представительницу слабого, нежного пола»; «Испокон веков так повелось: женщинам рожать-воспитывать детей и хранить домашний очаг, а мужчинам обеспечивать покой и достаток своей семьи и, в случае необходимости, защищать ее даже ценой собственной жизни. Это и есть его право сильного на большую ответственность». |
Обучающиеся читают собственные стихотворения, посвященные войне и изучаемому произведению. | |
Просмотр «Послесловие» из кинофильма «А зори здесь тихие...» (реж. С. Ростоцкий, 1972г.). | |
5. Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение. «Представьте себе, что в гимнастерке смертельно раненной Риты Осяниной Федот Васков нашел письмо к ее маленькому сыну, которое следует вскрыть, когда тому исполнится 18 лет. Каким, по-вашему, мог бы быть текст этого письма? Напишите его». |