Файл: Р. М. Каменева Практическая работа 1 Тема Особенности содержания обновленных фгос ооо, фгос соо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 606

Скачиваний: 114

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прийменко Андрей Викторович, учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 им. Р.М. Каменева»
Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Требования к условиям реализации программ обучения

·   Срок получения ООО – 5лет

·   Не установлено сокращение

·   Общие, размытые формулировки

·   Не уделено внимание дистанционному обучению.

·   Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ.

·   В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности

·   Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.

·   Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»

·   В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»

·   Единый уровень требований по предметам
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов

·   Не уделено внимание дистанционному обучению

·   Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком

·   Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет. При реализации адаптированных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения: для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных для изучения учебных предметов учебного предмета «Музыка»; для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область «Русский язык и литература» обязательного для изучения учебного предмета «Развитие речи», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования; для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка; для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей, в том числе с учетом примерных адаптированных программ основного общего образования.


·   Детализированы требования к условиям реализации ООП:

·   Требования к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

·   Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

·   При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

·   В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

·   При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

·   В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

·   Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации


Требования к структуре основной образовательной программы

Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

 

Основная образовательная программа основного общего образования (термин)включает:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО

  3. Система оценки достижения планируемых результатов

  4. Программа формирования УУД

  5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

  6. Рабочая программа воспитания

  7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  8. Программа коррекционной работы

  9. Учебный план

  10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

  11. Система условий реализации основной образовательной программы

  12. В системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ предусматривается создание специальных условий проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями.

  13. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.




Основная образовательная программа среднего общего образования включает:

 

1.      пояснительную записку;

2.      планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

3.      систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

4.      программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

5.      программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

6.      рабочую программу воспитания;

7.      программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

 

Содержательный раздел: определяет общее содержание ООП и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей; программу формирования универсальных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания; программу коррекционной работы.

Организационный раздел: учебный план; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; календарный план воспитательной работы; характеристику условий реализации программы основного общего образования

Целевой раздел должен определять общее значение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты; систему оценки достижения планируемых результатов

Требования к результатам обучения

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания

Конкретизированы личностные результаты - как результаты воспитания (п.42) по направлениям воспитания, в т.ч. трудового

Конкретизированы метапредметные результаты – дан перечень конкретных УДД по всем трём группам (п.43)

Конкретизированы предметные результаты (п.45), результаты по «Математике», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» обозначены на базовом и углублённом уровнях

Требования к результатам освоения программы обучающихся с ОВЗ – в примерных адаптированных основных образовательных программах

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательскиеработа с информацией;

• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.


Конкретизируют результаты освоения программы.

Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы) – 36 конкретных формулировок личностных результатов.

Метапредметные результаты: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Всего 30/33 конкретных результатов.

Предметные результаты – умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразование и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах, видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено 15 конкретизированных формулировок предметных результатов

Новый формат представления личностных результатов–по областям воспитания
Патриотическое воспитание(ООО–3,СОО-3)
Гражданское воспитание(ООО–8,СОО-7)
Духовно-нравственное воспитание(ООО–3,СОО-5)
Эстетическое воспитание(ООО–3,СОО-4)
Воспитание ценности научного познания(ООО–3,
СОО-3)
Физическое воспитание.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия(ООО–8,СОО-3)
Трудовое воспитание(ООО–6,СОО-4)
Экологическое воспитание(ООО–5,СОО-5)
Новый формат представления метапредметных результатов–по трем направлениям
Универсальные учебные познавательные действия
Базовые логические действия(ООО–6,СОО-6)
Базовые исследовательские действия(ООО-4,СОО-14)
Работа с информацией(ООО–5,СОО-5)

Универсальные учебные коммуникативные действия
Общение(ООО-6,СОО-5)
Совместная деятельность(ООО-4,СОО-7)
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация(ООО-2,СОО-7)
Самоконтроль(ООО-3,СОО-4)
Эмоциональный интеллект(СОО-5)
Принятие себя и других(СОО-4)
Предметные результаты:
-формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений
-формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования
-определяют минимум содержания основного и среднего общего образования
-систематизированы
-конкретизированы



Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)

Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б)«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа учебного занятия

Предмет, класс

Тема анализируе- мого учебного занятия

Деятель- ность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-

деятельностно- го подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществля- мые действия

Формы и приемы организа-

ции

деятельнос- ти

Осуществляе- мые действия

Формы и приемы организа-

ции

деятельнос- ти

Осуществляе- мые действия

Формы и приемы организа-

ции

деятельнос- ти

Физика 7 класс

Механичес- кая работа. Мощность.

Предлагает ученикам продемон- стрировать движения разных спортсменов и предпо- ложить сколько энергии тратится на совершение движения спортсменом Диалог- беседа,

деятельность учителя

направляю-

Отвечают на вопросы учителя, демонстри- руют движения спортсменов, сравнивают, обобщают.

Групповая форма.

Выражают свои мысли. Учебное сотрудничес- тво.

Участвуют в беседе.

Формулируют выводы.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы учителя, анализи- руют и делают выводы, сравнивают обобщают, классифи- цируют.

Самоорганиза- ция: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Групповая форма работы: совместное выполне- ние задания.

Приём познава- тельной (внутрен- ней)

деятельнос- ти: оперирова- ние образами, суждения,

слушание, наблюде-

Урок полностью отвечает требованиям реализации системно- деятельност-

ного подхода:

-учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через совокупность поставленных вопросов и учебных задач ведет их к

открытию








щая.
















ние,

вычисле- ния.

новых знаний;

-учитель эффективно сочетает различные формы, методы, технологии и приемы обучения: повышающие активность учащихся; способствую- щих овладению знаниями и умениями, развитию инициативнос- ти,

самостоятель- ности, умению логически мыслить; создающих атмосферу сотрудничес- тва, сотворчества, психологичес- кого комфорта;

-учитель мотивирует учебную

деятельность школьников с







Предлагает измерить совершен- ную работу спортсменом

Производят измерения расстояния, массы, вычисляют совершен- ную работу

Практичес- кая работа

Учебное сотрудничес- тво.




Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Фронтальн ая работа с примене-

нием технологии проблемно- го обучения на этапе обсужде- ния и

индивиду- альная работа при

записи выводов.







Создает проблемную ситуацию: показывает фотографию шахматиста, который утверждает, что мышцы его разработаны благодаря игре в

шахматы.

Возможно ли такое?

Каждая группа производит измерения совершенной работы при игре в

шахматы

Решение проблем- ной задачи

Обсуждают, как выполнить задачу, сравнивают полученные результаты

Работа в малых группах

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Фронталь- ная работа с примене- нием технологии проблемно- го обучения







Ставит

учебную

Каждая

группа

Мини-

проект

Распределение

деятельности

Индивиду-

альная и




Индивиду-

альная и










задачу: измерить работу и мощность шахматиста за одну

партию игры в шахматы

производит измерения совершенной работы при игре в

шахматы, при этом необходимо распределить выполнение работы между каждым участником

группы




между членами команды для достижения поставленной цели

групповая работа, работа команды




групповая работа, работа команды

помощью реальных жизненных проблем, процессов и объектов;

-учитель обучает детей осуществлять самоорганиза- цию, самоконтроль и рефлексивную деятельность







Ставит задачу сравнить мощности разных устройств и мощность шахматиста

На шкале мощности распределя- ют мощности разных технических устройств, производят анализ, сравнение, делают

выводы

Групповая форма










Совместная работа по заверше- нию выполне- ния задания и обсужде- ние работ







Ставит проблемный вопрос: откуда спортсмен берет энергию?

Отвечают на вопрос учителя, переводят единицы измерения энергии из одной системы в

другую,

Индивиду- альная, фронталь- ное обсужде- ние

Участвуют в беседе, подводят итоги выполненной работы

Индивиду- альная, фронталь- ное обсужде- ние






















анализируют

и делают выводы.



















Урокфизики:

Современныйуроксовременногоучителя.mp4Яндекс.Диск(yandex.ru)