Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание практики
Введение……………………………………………………………………….2
Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей
§1. История создания мировых судей в РФ……………………….…………3
§2.Организационная структура управления………………………………….4
§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей………………………………………………………………….………...7
Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей
§1.Правовые основы деятельности…………………………………………..9
§2. Компетенция мировых судей……………………….……………………10
§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО………………………………………………………………………..……13
§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения…………………………………………..…………………14
§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан …………………………………………………………………….…………..15
Заключение ……………………………………………………………………18
Введение
Я проходил практику в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, руководителем практики назначена Исухина Ольга Анатольевна – начальник отдела делопроизводства.
Целью моей практики было:
а) ознакомление с материалами дел, находящихся в архиве суда или в производстве у судьи-руководителя практики;
б) присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел для получения информации, которая может быть использована в упомянутых выше целях;
в) знакомство с обобщениями или обзорами судебной практики по отдельным категориям дел, подготовленными отделами по обобщению и анализу судебной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
г) самостоятельный анализ судебной практики по отдельным категориям гражданских дел;
д) получение от судей информации, содержащей в себе их мнение об эффективности конкретных норм права, их предложения о необходимости внесения изменений или дополнений в действующие нормативные правовые акты.
В связи с поставленной целью на практике я решал следующий круг задач:
-
ознакомление с нормативной основой мировых судей в РФ; -
ознакомление с правовым статусом и общим порядком деятельности мировых судей в РФ.
Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей
§1. История создания мировых судей в РФ
В Российской Империи первые мировые судьи появились в 1864 году, в ходе либеральных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Современные исследования, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Как видно из Декрета о суде № 1 от 22.11(05.12).1917 Совнаркома РСФСР мировые судьи всего лишь были заменены на местные суды — а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды — как и мировые судьи — нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районах СССР до периода Перестройки районный народный суд состоял из одного судьи и нескольких народных заседателей — так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином «судья», термин «народный судья» — судья нижнего уровня, избираемый населением.
В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.)
Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковых и специализированных. Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.
9 декабря 1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнению в действующую тогда Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации — России. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет». На практике эти положения реализованы не были.
В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 г. институт мировых судей не закреплялся. В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).
Впоследствии (11 ноября 1998 года) был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» — после чего начались в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России — через несколько лет, в целом, завершённые.
Первые мировые судьи в Тюменской области были назначены после принятия Тюменской областной Думой Закона «О мировых судьях Тюменской области» №179 от 06.05.2000.
§2.Организационная структура управления
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъектов Российской Федерации определено Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» №218-ФЗ от 29 декабря 1999 года. На основании Федерального закона №-218-ФЗ и закона Тюменской области «О мировых судьях» от 06.05.2000 №179 в Тюменской области были созданы 64 судебных участка.
В границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского районов по одному судебному участку, в границах Заводоуковского, Ишимского районов и города Ялуторовска - по два судебных участка
, в границах города Ишима три судебных участка, в границах Тюменского района – четыре судебных участка, в границах города Тобольска - пять судебных участков, в границах Калининского и Центрального административных округов города Тюмени – по восемь судебных участков. В границах Ленинского административного округа города Тюмени – одиннадцать судебных участков.
Территориальное деление судебных участков в границах одного района (города) осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Тюменской области по представлению председателя районного (городского) суда.
В структуру каждого судебного участка входят:
-мировой судья
-главный специалист судебного участка (помощник судьи)
-ведущий специалист судебного участка (секретарь судебного заседания)
-секретарь судебного участка
В объединенную канцелярию судебных участков входят:
-главный специалист судебных участков( заведующая объединенной канцелярии)
-секретарь по гражданским делам судебных участков
-секретарь по уголовным делам судебных участков
-секретарь по административным делам судебных участков
-специалисты первой и второй категории (архивариус)
-специалисты первой и второй категории (курьер)
Для организации деятельности мировых судей в пределах Тюменской области на основании Соглашения №-252 от 23.10.2000 между Администрацией Тюменской области и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тюменской области был создан отдел по обеспечению деятельности мировых судей . 8 января 2003 года Отдел был реорганизован в Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области.
Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области в соответствии с установленной компетенцией:
-осуществляет подбор кадров на должность работников аппарата мировых судей области в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года №327 «О государственной гражданской службе Тюменской области»;
-изучает организацию деятельности мировых судей и принимает меры по её совершенствованию;
-организует судебное делопроизводство и архивную работу;
-обеспечивает мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства и информационно-правового обеспечения деятельности мировых судей;
-обеспечивает мировых судей материально-техническими средствами;
-организует реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями области;
-рассматривает обращения, жалобы и заявления граждан и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области;
-осуществляет иные меры по обеспечению деятельности мировых судей области.
Существующую схему управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области можно представить в виде следующей схемы:
Соглашение
Управление судебного департамента в Тюменской области
Правительство
Тюменской области
Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области
(с правами юридического лица)
Отдел организационно-правового обеспечения | Отдел кадрового обеспечения | Отдел по управлению имуществом и хозяйственному обеспечению | Отдел бухгалтерского учета и отчетности | Отдел информационно- технического обеспечения |
Статистическая отчетность. Организация и контроль за состоянием делопроизводства на судебных участках. Правовая и договорная работа. | Прием и увольнение сотрудников. Ведение личных дел. Аттестационная работа. Обеспечение медицинского и пенсионного страхования. Организация повышения профессионального уровня. | Организация капитального ремонта, строительства и надзор за ними. Материально-техническое обеспечение. | Ведение бухгалтерского учета и отчетности Начисление и выдача денежного содержания. | Сопровождение и поддержка программ делопроизводства. Информационно-правовое обеспечение. Обслуживание компьютерной и оргтехники, систем безопасности. Обеспечение информационно-правовыми системами и нормативно-правовыми материалами. Работа с Интернет сайтами судебных участков. |