Файл: Общая характеристика института мировых судей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Содержание практики
Введение……………………………………………………………………….2
Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей

§1. История создания мировых судей в РФ……………………….…………3

§2.Организационная структура управления………………………………….4

§3. Основные показатели, характеризующие деятельность мировых судей………………………………………………………………….………...7
Раздел 2. Аспекты деятельности мировых судей

§1.Правовые основы деятельности…………………………………………..9

§2. Компетенция мировых судей……………………….……………………10

§3. Изучение состояния борьбы с правонарушениями в Тюменском районе ТО………………………………………………………………………..……13

§4. Порядок, основания и правовые последствия привлечения должностных лиц к ответственности за превышение полномочий или иные правонарушения…………………………………………..…………………14

§5. Порядок рассмотрения материалов и сообщений граждан …………………………………………………………………….…………..15
Заключение ……………………………………………………………………18

Введение
Я проходил практику в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области, руководителем практики назначена Исухина Ольга Анатольевна – начальник отдела делопроизводства.

Целью моей практики было:

а) ознакомление с материалами дел, находящихся в архиве суда или в производстве у судьи-руководителя практики;

б) присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении гражданских дел для получения информации, которая может быть использована в упомянутых выше целях;

в) знакомство с обобщениями или обзорами судебной практики по отдельным категориям дел, подготовленными отделами по обобщению и анализу судебной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

г) самостоятельный анализ судебной практики по отдельным категориям гражданских дел;

д) получение от судей информации, содержащей в себе их мнение об эффективности конкретных норм права, их предложения о необходимости внесения изменений или дополнений в действующие нормативные правовые акты.


В связи с поставленной целью на практике я решал следующий круг задач:

  • ознакомление с нормативной основой мировых судей в РФ;

  • ознакомление с правовым статусом и общим порядком деятельности мировых судей в РФ.


Раздел 1. Общая характеристика института мировых судей
§1. История создания мировых судей в РФ
В Российской Империи первые мировые судьи появились в 1864 году, в ходе либеральных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году. Современные исследования, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Как видно из Декрета о суде № 1 от 22.11(05.12).1917 Совнаркома РСФСР мировые судьи всего лишь были заменены на местные суды — а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды — как и мировые судьи — нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районах СССР до периода Перестройки районный народный суд состоял из одного судьи и нескольких народных заседателей — так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином «судья», термин «народный судья» — судья нижнего уровня, избираемый населением.

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.)

Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории — участковых и специализированных. Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.



9 декабря 1992 года принимается Закон РФ № 4061-1, которым вносились изменения и дополнению в действующую тогда Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации — России. Этим законом существование института мировой юстиции в России было закреплено на конституционном уровне. В частности, статья 164 Конституции в редакции Закона предусматривала, что «мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет». На практике эти положения реализованы не были.

В пришедшей на смену прежнему Основному закону Конституции России 1993 г. институт мировых судей не закреплялся. В дальнейшем в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. было закреплено, что «Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции» (ст. 28).

Впоследствии (11 ноября 1998 года) был принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» — после чего начались в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России — через несколько лет, в целом, завершённые.

Первые мировые судьи в Тюменской области были назначены после принятия Тюменской областной Думой Закона «О мировых судьях Тюменской области» №179 от 06.05.2000.
§2.Организационная структура управления
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков  субъектов Российской Федерации определено Федеральным законом «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» №218-ФЗ от 29 декабря 1999 года. На основании Федерального закона №-218-ФЗ и закона Тюменской области «О мировых судьях» от 06.05.2000 №179 в Тюменской области были созданы 64 судебных участка.

В границах Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Вагайского, Викуловского, Голышмановского, Исетского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тобольского, Уватского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского районов по одному судебному участку, в границах Заводоуковского, Ишимского районов и города Ялуторовска - по два судебных участка
, в границах города Ишима  три судебных участка, в границах Тюменского района – четыре судебных участка, в границах города Тобольска - пять судебных участков, в границах Калининского и Центрального административных округов  города Тюмени – по восемь судебных участков.  В границах Ленинского административного округа города Тюмени – одиннадцать судебных участков.

Территориальное деление судебных участков в границах одного района (города) осуществляет Управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Тюменской области по представлению председателя районного (городского) суда.

В структуру каждого судебного участка входят:

-мировой судья

-главный специалист судебного участка (помощник судьи)

-ведущий специалист судебного участка (секретарь судебного заседания)

-секретарь судебного участка

В объединенную канцелярию судебных участков входят:

-главный специалист судебных участков( заведующая объединенной канцелярии)

-секретарь по гражданским делам судебных участков

-секретарь по уголовным делам судебных участков

-секретарь по административным делам судебных участков

-специалисты первой и второй категории (архивариус)

-специалисты первой и второй категории (курьер)

Для организации деятельности мировых судей в пределах  Тюменской области  на основании Соглашения №-252 от 23.10.2000 между Администрацией Тюменской области  и Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Тюменской области  был создан отдел по обеспечению деятельности мировых судей . 8 января 2003 года Отдел был реорганизован в Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области.

Управлением по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области  в соответствии  с установленной компетенцией:

-осуществляет подбор кадров на должность работников аппарата мировых судей области  в соответствии с требованиями  Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 –ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Законом Тюменской области от 28 декабря 2004 года  №327 «О государственной гражданской службе Тюменской области»;

-изучает организацию деятельности мировых судей и принимает меры по её совершенствованию;

-организует судебное делопроизводство и архивную работу;

-обеспечивает мировых судей программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства, делопроизводства и информационно-правового обеспечения деятельности мировых судей;


-обеспечивает мировых судей материально-техническими средствами;

-организует реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями области;

-рассматривает обращения, жалобы и заявления граждан и юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области;

-осуществляет иные меры по обеспечению деятельности мировых судей области.

Существующую схему управления по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области можно представить в виде следующей схемы:


Соглашение


Управление судебного департамента в Тюменской области


Правительство

Тюменской области





Управление по обеспечению деятельности мировых судей в Тюменской области

(с правами юридического лица)





Отдел

организационно-правового обеспечения

Отдел

кадрового обеспечения




Отдел по управлению имуществом и хозяйственному обеспечению




Отдел бухгалтерского учета и отчетности




Отдел

информационно- технического

обеспечения







Статистическая отчетность. Организация и контроль за состоянием делопроизводства на судебных участках. Правовая и договорная работа.


Прием и увольнение сотрудников. Ведение личных дел. Аттестационная работа. Обеспечение медицинского и пенсионного страхования. Организация повышения профессионального уровня.


Организация капитального ремонта, строительства и надзор за ними. Материально-техническое обеспечение.


Ведение бухгалтерского учета и отчетности

Начисление и выдача денежного содержания.


Сопровождение и поддержка программ делопроизводства. Информационно-правовое обеспечение. Обслуживание компьютерной и оргтехники, систем безопасности.

Обеспечение информационно-правовыми системами и нормативно-правовыми материалами. Работа с Интернет сайтами судебных участков.