ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12. Нестандартные уроки информатики.
Термин «нестандартный урок» был предложен педагогом И.П. Подласым. Согласно его определению, нестандартным уроком является «учебное занятие, обладающее нетрадиционной (неопределенной) импровизационной структурой».
Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным. Они предоставляют возможность обеспечивать развитие отношений личности ученика с позиций личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Нестандартные подходы проведения уроков предоставляют возможность не только поднять заинтересованность учеников к исследуемому объекту, но и активизировать их самостоятельность, творческую активность, обучать работе с различными, в том числе необычными источниками знаний. Интерес к работе повышается за счет необычных методов проведения урока, а непохожесть на традиционные уроки формирует интерес и, как следствие, активизирует образовательную деятельность.
Нетрадиционные уроки предполагают:
• использование коллективных форм работы;
• формирование интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• самостоятельный поиск интересного материала;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения. Кроме того, в задачи урока включается общекультурное и личностное развитие школьников; развитие у них познавательных мотивов и интересов, инициативы и коммуникативной компетентности; формирование умения учиться.
В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:
-
интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
-
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
-
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников,комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
-
уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация «дублер начинает действовать»;
-
уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;
-
уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему «инопланетяне»; -
уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
-
уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
-
перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренники, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и т. д.
Некоторые рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
2.Слишком частое обращение к таким формам организации уроков нецелесообразно, так как это может привести к потере интереса к другим урокам.
3.Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка.
4.При выборе форм нестандартных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента.
5.При проведении нетрадиционных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей».
Говоря об уроках информатики выделяются следующие эффективные формы и методы деятельности на уроке:
1.Рассказ и объяснение. Чаще всего они используются при изложении материала, который носит описательный характер. При применении данного метода преподавания информатики следует обратиться к таким нетрадиционным урокам как:
-
Лекция – «парадокс» (Вид лекции, текст которой состоит из ранее изученного материала и содержит ошибочную информацию, которую учащиеся должны определить в ходе урока.); -
Урок-путешествие (Классу предлагается совершить «путешествие» по станциям. Каждая станция включает в себя ранее не изученный материал.); -
Кино-урок (Это урок с использованием мультимедийных технологий, например, фильма. Такая форма урока является более наглядной и интересной.); -
Урок-заочная экскурсия.
2. Беседа. Главный смысл беседы – побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям и умозаключениям, к самостоятельному «открытию» новых выводов, идей и других теоретических обобщений. На уроках информатики можно провести дискуссии по следующим темам: «Видеоигры, польза или вред», «Интернет. плюсы и минусы», «Необходимо ли изучать архитектуру компьютера?», «Искусственный интеллект» и т.п.
3.Групповая работа. При групповой работе класс временно делится на несколько групп и каждой дается задание. В этом виде работы могут себя реализовать практически все члены группы. Данный метод работы может быть реализован как в традиционной форме, так и в форме нестандартных уроков.
-
Уроки в форме соревнований и игр (турнир, конкурс, деловая или ролевая игра); -
Урок-дискуссия; -
Урок-КВН; -
Урок-викторина и т.д.
4.Взаимопроверка учащимися.
Для данного метода обучения подойдут любые нестандартные групповые формы работы на уроках. Это могут быть уроки-конференции, ролевые игры, урок-суд, урок-соревнование, урок-диспут, интеллектуальные игры и др.
13. Методы обучения на уроке информатики.
Метод (от греч. Metodos- путь к чему-либо) означает способ достижения цели.
В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
-
Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; -
Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляются их общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:
-
- по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические); -
- в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления, методы проверки знаний, умений, навыков); -
- по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, программированный, модельный методы и метод проектов).
Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся.
Краткое содержание метода | Деятельность обучающего | Деятельность обучаемого |
1.Объяснительно-иллюстративный метод Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества | 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. | 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации |
2. Репродуктивный метод. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний | 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения | 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий |
3. Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения | 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. | 3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.) |
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем | 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы | 4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5. Исследовательский метод. Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем | 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. | 5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д. |
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников, через электронные продукты в виде электронных учебников, обучающих программ и др. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Модельный метод. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. Моделирование – это методика исследования, в основе которой лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком – либо плане (аспекте). Модель всегда является упрощением исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа.
Метод проектов может использоваться как самостоятельный метод обучения. Метод проектов – создание какого – то результата, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Основными задачами базового школьного курса информатики являются: формирование званий о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в научно-техническом прогрессе и развитии общества, основных принципах работы компьютера, способах обработки информации.
При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием выбранных методов, поставленным целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).