Файл: Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
2 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год. Количество часов в неделю - 2 ч. Планируемые предметные результаты понимать особую роль России в мировой истории рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиями описывать достопримечательности регионов и городов России называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства
объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка; раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России рассказывать о мире сточки зрения астронома, географа, историка, эколога проводить несложные астрономические наблюдения изготавливать модели планет и созвездий использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России давать краткую характеристику своего края различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом- определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы давать краткую характеристику природных сообществ своего края выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах рассказывать об охране природы в своём крае
3 различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края
соотносить дату исторического события с веком, находить место события на ленте времени
пчитать историческую карту перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России
раскрывать связь современной России се историей использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем. Содержание учебного предмета в 4 классе Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая книга природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России. Природные зоны нашей страны зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.
4 Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия Лес и человек. Практические работы Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д. Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др. Породы домашних животных. Экскурсия Поверхность нашего края. Практические работы Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. Страницы Всемирной истории (5 ч Представление о периодизации истории. Начало истории человечества первобытное общество. Древний мир древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время достижения науки и техники, объединившие весь мир пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия Мир древности. экскурсия в краеведческий музей. Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь
– страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо- западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
5 Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия вначале в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. МИ. Кутузов.
Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России вначале в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция Мир. Преобразования в России в е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей. Современная Россия (9 ч.)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн. Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
6
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
№ Тема Кво часов Дата Примечание По план Фактич.
1 четверть Земля и человечество (9 часов Мир глазами астронома.
1 2 Планеты Солнечной системы.
П/Р №1: Демонстрация смены дня и ночи, моделирование планет Солнечной системы 3 Звездное небо – Великая книга Природы. ПР №2: Знакомство с картой звёздного мира 4 Мир глазами географа
П/Р Поиски показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте 5 Мир глазами историка.
П/Р Знакомство с историческими картами 6 Когда и где
1 7 Мир глазами эколога.
1 8 Сокровища Земли под охраной человечества.
1 9 Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Земля и человечество
1 Природа России (10 ч
10 Равнины и горы России
П/Р №5:
Поиски показ изучаемых географических объектов 11 Моря, озера и реки России ПР №6: Поиски показ изучаемых географических объектов 12 Природные зоны России
1 13 Зона арктических пустынь. ПР №7: Поиски показ изучаемых географических объектов
7 14 Тундра. ПР №8: Поиски показ изучаемых географических объектов 15 Леса России. ПР №9: Поиски показ изучаемых географических объектов 16 Лес и человек.
1 17 Зона степей. ПР №10: Поиски показ изучаемых географических объектов
2 четверть
18 Пустыни ПР Поиски показ изучаемых географических объектов 19 У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Природа России ПР №12: Поиски показ изучаемых географических объектов Родной край – часть большой страны (ч
20 Наш край
1 21 Поверхность нашего края.
ПР №13: Знакомство с картой края 22 Поверхность нашего края. Экскурсия 23 Водные богатства нашего края.
П/Р №14. « Показ на карте водоемов родного края.
1 24 Наши подземные богатства.
П/Р №15 Знакомство с полезными ископаемыми 25
Земля-кормилица.
1 26 Экскурсия в лес и на луг.
1 27 Жизнь леса. ПР №16
« Рассматривание гербарных экземпляров
1 28 Жизнь луга. ПР №17
« Рассматривание гербарных экземпляров 29 Жизнь в пресных водах.
1
8 ПР №18
« Рассматривание гербарных экземпляров Экскурсия к водоему.
1 31 Растениеводство в нашем крае. ПР №19 « Знакомство с культурными растениями нашего края 32 Животноводство в нашем крае.
1
3 четверть
33 Наши проекты
1 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Родной край – часть большой страны»
Страницы всемирной истории
(5 ч
1 35 Начало истории человечества
1 36 Мир древности далекий и близкий
1 37 Средние века время рыцарей и замков
1 38 Новое время встреча Европы и Америки
1 39 Новейшее время история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы всемирной истории.
1 Страницы истории Отечества
(20 ч
40 Жизнь древних славян
1 41 Во времена Древней Руси
1 42 Страна городов
1 43 Из книжкиной сокровищницы Древней Руси
1 44 Трудные времена на Русской земле
1 45 Русь расправляет крылья
1 46 Куликовская битва ПР №20 Работа с картой 47 Иван III
1 48 Мастера печатных дел
1 49 Патриоты России
1 50 Петр Великий
1 51 Михаил Васильевич Ломоносов
1 52 Екатерина Великая
1 53 Отечественная война 1812 года
1
9
ПР №21 Работа с картой Страницы истории XIX века
1
4 четверть
55 Россия вступает ввек Страницы истории х годов
1 57-
58 Великая война и Великая Победа ПР №22 Работа с картой 59 Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы истории Отечества Современная Россия (9 ч
60 Основной закон России и права человека
1 61 Мы- граждане России
1 62 Славные символы России
1 63 Такие разные праздники
1 64 Путешествие по России
1 65 Путешествие по России
1 66 Путешествие по России
1 67 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Современная Россия
1 68
Наши проекты
1