Файл: Экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Группа 22П112в
Студент
А.С. Алексеев

МОСКВА 2023

Практическое занятие № 1

Задание № 1.

Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».



ФИО ученого

Достижения

1.

А.П. Нечаев

Создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге.

2.

Н.Н. Ланге

Создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины.

3.

И.М. Сеченов

Основоположник отечественной научной психологии, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам.


Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения

1.

Зигмунд Экснер

Он ввел термин «время реакции». Исследования количественных аспектов психических процессов открыли возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики.

2.

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц

Измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций.

3.

Вильгельм Вундт

Открыл первую в мире лабораторию психологических исследований, преобразованную вскоре в институт.



Задание № 2

Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии.

Ему принадлежит ряд выдающихся открытий и теорий, которые фактически положили начало новой отрасли психологии – психофизиологии.

Гельмгольц был одним из авторов трансформации закона сохранения и превращения энергии к психологии, он впервые измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне (она считалась огромной и недоступной изучению) с помощью изобретенного им прибора – кинографа, позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане.

Раздражая участки нерва, отстоящие от мышцы на различном расстоянии, он определял скорость распространения импульса: она оказалась сравнительно небольшой – порядка нескольких десятков метров в секунду. Эти результаты стали исходными для психологических экспериментов, связанных с исследованием времени реакции.

Еще большее значение для психологии имеют работы Гельмгольца, относящиеся к экспериментальному изучению деятельности органов чувств. Важно, что в этих экспериментах он использовал и методы математической обработки данных.

Труды Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как функциональных основах теории музыки» (1873) и «Физиологическая оптика» (1867) составили фундамент современного знания о строении и функциях органов чувств. Гельмгольц считал, что ощущение возникает в результате высвобождения энергии при раздражении нерва каким-нибудь внешним сигналом.

Зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей отчетливо проявилась в классических экспериментах Гельмгольца по изучению формирования пространственного образа вещей.

Задание № 3

Ответьте на следующие вопросы

  1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
    на возникновение экспериментальной психологии?


Среди основных работ, которые сыграли огромную роль в выделении и становлении экспериментальной психологии были работы Я.Сваммердама, который выделил возбудимость нервной ткани. Голландский врач Г.Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. Ч.Белл открыл различие функций задних и передних корешков спинномозговых нервов, при раздражении передних происходит мышечное сокращение. Мышечное чувство обладает регулирующей функцией в построении различных движений (теория «нервного круга»).



Возникла тенденция распространения рефлекторного механизма на все уровни нервно-мозговой деятельности, в том числе и на психические явления. Возможности применения рефлекторной схемы для психических явлений были обусловлены и открытием И. Прохазке, Ф. Мажанди в структуре рефлекторной дуги чувствительных (сенсорными) и двигательных (моторными) нервных путей, ведущих в спинной мозг. Включение чувственных путей в структуру рефлекторной дуги связывало физиологию с психологией, приводило к новому пониманию соотношения между ними: психическое оказывалось только следствием телесного автоматизма, но не причиной.

  1. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость распространения возбуждений в нервном волокне.

  2. Френология – это наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.

  3. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?

Галль полагал, что уровень развития способности прямо связан с количеством мозгового вещества в данном участке мозга, что в свою очередь отражается на рельефе черепа. Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Галль, могут заменить анализ психических способностей человека [...]. Концепция френологии приобрела популярность в начале XIX века в ней поддерживалась античная традиция поиска локализации психических функций внутри человеческого тела и, в частности, внутри мозга (Гиппократ, Гален), стимулировалось развитие медицины и физиологии в этом направлении.

Идеи Франца Галля основывались на клинических наблюдениях и умозрительных заключениях. Следующие шаги в решении вопроса о локализации психических функций в головном мозге были сделаны уже на основе экспериментальных исследований.

Работая в этом направлении, французский физиолог и анатом Ж. Флуранс(1794-1867) впервые использовал метод экстирпации (удаления) участков мозга, а также воздействовал на отдельные его участки наркотическими веществами. Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, проведенных на птицах, Флуранс сформулировал идею мозга как целостного функционального органа с выраженными компенсаторными возможностями.

  1. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

Субъективное ощущение пропорционально логарифму интенсивности стимула.

  1. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?


В 1879 году в Лейпциге.

  1. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

задача науки психологии — с помощью эксперимента изучение этих простейших элементов, определяемых как ощущения чувства, а также связей между ними по следующему плану:

а) выделение исходных элементов сознания через анализ, который осуществляется с помощью метода интроспекции;

б) установление характера связи между этими простейшими элементами сознания;

в) нахождение законов этой связи;

  1. Основателем психофизики является... .

Основы психофизики заложили немецкие исследователи XIX в. Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер

  1. Основателем психометрии является... .

Фрэнсис Гальтон.

  1. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?

Г. Эббингуаз

  1. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

Закон интереса - Интересное запоминается легче

Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче

Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше

Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше

Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой

Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края»)

Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз

Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.


  1. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ, без упоминания которой не может обойтись ни один из исследователей, обращающихся к проблемам измерения индивидуальных различий. Это – «Умственные тесты и измерение» (Mental Test and Measurement) с послесловием Ф. Гальтона. Понятие «умственный тест» (mental test) вскоре приобретает популярность, становится своего рода символом той области психологии, которая изучает и стремится измерить индивидуальные различия.

  1. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

тест Бине-Симона, предложенный в 1905 г. французскими психологами А. Бине и Т. Симоном с целью отсева детей (от 3 до 13 лет) недостаточно развитых для обучения в обычной школе.

  1. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

На основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

  1. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

В 1910 году Александр Федорович создал новый метод – «естественный эксперимент», который сочетал в себе достоинства лабораторного эксперимента и систематического наблюдения.

  1. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т. е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т. д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности — от дошкольной педагогики до космонавтики.

Практическое занятие № 2
Задание № 1.

Этика психологических исследований.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Соответственно, Американской психологической ассоциацией (АПА) и аналогичными организациями в Канаде и Великобритании были выработаны основные инструкции по обращению с испытуемыми — как с людьми, так и с животными (Американская психологическая ассоциация, 1990). В Соединенных Штатах федеральное законодательство требует от любой организации, проводящей исследования на деньги федерального бюджета, чтобы внутри ее существовал внутренний наблюдательный совет, контролирующий предлагаемые исследования и гарантирующий, что со всеми испытуемыми будет должное обращение.