ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 508
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Таблица по дисциплине:
«Психология личности – 1 часть (Теории личности)»
по теме:
«Зарубежные и отечественные теории личности»
Выполнили:
студент III курса
группы 29П20-з, Е.С. Корниенко
Проверил:
к. психол. н., доцент
кафедры общей и социальной психологии К.А.Володина
Тюмень, 2022
«Зарубежные теории личности»
| Название теории | Автор | Основные понятия | Краткое содержание теории |
1 | Психоанализ | З.Фрейд | 1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти); 2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности; 3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. | ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация. |
2 | Аналитическая теория | Карл Густав Юнг | СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов: 1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания; 2.Личное бессознательное - состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания; 3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами: а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями; б)Тень-воплощение нашей животной стороны; в)Анимус-маскулинное начало в бессознательном женщины; Анима-феминное начало в белом мужчины; г)Самость-архетип центрированности. | Индивидуализация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного Методы исследования–словесные ассоциации, анализ сновидений, психоанализ. |
3 | Индивидуальная теория | Альфред Адлер | 1)Чувство неполноценности –всякое чувство, возникающее из переживания своей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чувство неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм. | 1. Социально полезный тип личности. Ведущая установка: сотрудничество. 2. Управляющий тип личности. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность. 3. Берущий тип личности. Установка: паразитическая (за счет других). 4. Избегающий тип личности. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем. |
4 | Гуманистическая теория | Карл Роджерс | «Я» или «я»-концепция – понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах будущего. «Я» - неустойчивая, постоянно меняющаяся сущность. «Я»-идеальное – это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. Это структура постоянно трансформирующаяся и меняющая свое определение. Тенденция к самоактуализации. Самоактуализация – Стремление живого существа к росту, развитию самостоятельности, самовыражению, Активизации всех возможностей своего организма. Е. к с. – центр, на котором сфокусированы все остальные стремления. | ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – Личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей «Я»-концепции, отношений и «Я»-поведения. Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Он рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в котором ассимилируются всякое новое знание и опыт. |
5 | Когнитивная теория личности | Джордж Александер Келли | ЛИЧНОСТЬ - не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию, утверждая, что личность - наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с том, что может представлять определенную ценность. | Келли рассматривал людей как «человека-ученого», а не как совокупность базовых потребностей или структурированную личность. В людях заложена врожденная тенденция к активности и развитию. Мир открыт для построения бесконечного количества конструкций. |
6 | Гуманистическая и трансперсональная теория личности | Абрахам Маслоу | Личность – феноменальный мир человеческого «я», как результат самоактуализации, - индивидуальное соотношение реального и идеального «я». Каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое, или истинное «я», которое чел. ощущает при трансперсональных состояниях. Это «я» явл-ся источником мудрости, душевного здоровья и гармонии. | Маслоу описал 8 типов поведения, ведущих к самоактуализации: 1.Концентрация – возвышенные моменты осознания чув-ва слияния со всем миром; 2.Выбор роста – открытие нового и привлекательного опыта с риском встречи незнакомого и возможным провалом; 3.Самопознание – познание своей внутренней природы и действие в соответствии с этим; 4.Честность – поиск ответов в себе, благодаря кот. прикасаемся к своему внутреннему «я»; 5.Суждения – следование инстинктам ведет к более точным и крупным жизненным решениям; 6.Саморазвитие – прикрекращающегося процесс развития потенциальных возможностей чел.; 7.Вершинные переживания – краткие моменты в самоактуализации; 8.Отсутствие защиты для собственного «я» - необход-ть распиз-ть защиты своего «я» и борьба с ними в соответствующий момент. |
7 | Теория сознания | Уильям Джеймс | Наше «я» - личностная непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда просыпаемся утром. Оно больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт. Джеймс описал несколько слоев «я»: 1.Биологическое «я»-наше физическое, телесное сущ-во. Наша наследственная конституция, особенности физич-кой внешности и физиологические процессы. 2.реальное «я» - это слой, включающий в себе все предметы, с которыми чел-к идентифицирует себя как личность. В реальное «я» входят: его тело, дом, друзья, собственность. Социальное «я» - набор личных привычек, создающих опору для наших взаимодействий с другими людьми. Изменяющаяся, податливая и мягкая, поверхностная сторона личности: 1.Духовное «я» - внутренняя субъективная сущность личности. Элемент активен во всех видах сознания, наиболее устойчивая и интимная часть «я» | Основное качество, заложенное в человеке – это стремление к повышению своего благосостояния. Осознанность может привести к самоконтролю, а контролируемое сознание всегда улучшает качество человеческой жизни. |
8 | Факторная теория типов | Ганс Айзенк | Иерархическая система организации поведения, которая включает 3-и типа или суперфактора , которые независимы друг от друга и биполярны; имеют строгую биологическую основу, т.е. Айзенк сводил свойства личности к темпераменту. | Ядром теории Айзенка авляется разработанная им концепция того. Что элементы личности располагаются иерархически. Им была построена 4-хуровневая иерархическая система организации поведения: 1.Нижний уровень- специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, кот. могут быть характеристиками личности; 2.Второй уровень- привычные действия или мысли, т.е. реакции кот. при определенных условиях повторяются. Выделяются посредством анализа специфических реакций; 3.Третий- черта. Определяется как важное. Относительное, постоянное личное свойство. Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций; 4.Высший- уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собою черт. |
9 | Факторная теория черт | Раймонд Бернард Кеттелл | ЛИЧНОСТЬ – набор из 35-ти черт, т.е. факторов определяющих эмоциональный аспект, динамику и стиль поведения. Личность – это то, что позволяет предсказать, что делает человек в данной ситуации. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт: А. Аффектомия –Шизотимия; В. Интеллект; С. Слабое «я» - Сильное «я»; D. Флегматичный темперамент – Возбужденность; E. Комформность – Доминантность; F. Десугренсия – Сугренсия; G. Стабильность сверх «я» - Сила сверх «я»; H. Тректия – Пармия; I. Харрия – Премсия; L. Протенсия – Алаксия; M. Аутия – Праксерния; N. Дипломатичность – Прямолинейность; O. Гипотимия – Гипертимия; Q1. Радикализм – Конснрватизм; Q2. Самодостаточность – Зависимость от группы; Q3. Высокое самомнение – Низкое самомнение; Q4. Высокая эго-напряженность – Низкая эго-напряженность Вторичные факторы: F1. Высокая тревожность – Низкая тревожность; F2. Экставерт – Интраверт; F3. реактивная уравновешенность – Сензитивность; F4. Независимость – Конформность. | Теория личности основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кеттелл выделил 35 личностных черт первого порядка -23 черты присущие нормальной личности . среди которых 16 наиболее изучены и входят в 16-факторный опросник Кеттелла, и 12 патологических черт. Первичные факторы приобретают психологическое значение в свете 3-х категорий свойств личности – темперамента, способностей и мотивации. Первичные и вторичные черты факторы называются основными чертами личности, но все они преимущественно яв-ся темпераментными чертами. Кеттелл классифицировал способности и мотивационные (динамические) черты. Динамические подразделяются на врожденные побуждения (эрги), и приобретенные посредством культурного влияния мотивов (семы). Все они элементы динамической решетки, в которую входят аттитюды. |
«Отечественные теории личности»
| Название, автор | Определение (понятие) личности | Структура личности (если есть) либо основные характеристики личности | Этапы развития личности | Соотношение теории с теориями зарубежных авторов (найти похожие элементы, указать, в чем именно сходство) |
1 | Культурно-историческая теория личности, Л.С. Выготский | Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденная, но возникает в результате присвоения культуры данной исторической эпохи, и поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано не на выживание и потребление, а на овладение социального опыта. | Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций из природных, натуральных процессов, обеспечивающих выживание посредством потребления и адаптации организма к внешней среде. | Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития – «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, и к развития воли». | - |
2 | Теория деятельности, А.Н.Леонтьев | Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности». | Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип непосредственности, согласно которому организм прямо реагирует на воздействия (стимулы), исходящие от среды. Принцип предметности деятельности - «первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может». | По мнению Леонтьева, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей. | Можно заметить некоторые сходства с когнитивной теорией личности Джорджа Александера Келли,так как понимание развития личности рассматривается через постоянное движение - деятлеьность. |
3 | С.Л. Рубинштейн | Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности. | Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: - чего хочет человек (потребности, установки), - что может (способности, дарования), - что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). | Ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых). | - |
4 | Б.Г. Ананьев | Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями. | Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются: - статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); - общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; - мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; - мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); - характер и склонности. | Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. | Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения и предметной деятельности. |
5 | В.Н. Мясищев | «Личность — высшее интегральное понятие, — пишет он, — личность характеризуется, прежде всего, как система отношений че- ловека к окружающей действительности. | Главным в структуре личности Мясищев считает не столько соотношение составляющих, сколько единство личности, и не про- сто единство, а уровень интеграции. Единство личности автор раскрывает через направленность, уровень развития, структуру личности и динамику нервно-психической реактивности (темперамента). | Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических (витальных) импульсов поведения. | В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент). |