Файл: Зарубежные и отечественные теории личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 508

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Таблица по дисциплине:
«Психология личности – 1 часть (Теории личности)»
по теме:


«Зарубежные и отечественные теории личности»


Выполнили:
студент III курса
группы 29П20-з, Е.С. Корниенко

Проверил:
к. психол. н., доцент

кафедры общей и социальной психологии К.А.Володина
Тюмень, 2022

«Зарубежные теории личности»




Название теории

Автор

Основные понятия

Краткое содержание теории

1

Психоанализ

З.Фрейд

1)Оно (Ид) –исходная, хаотичная часть психики, включающая биологические врожденные инстинкты: а) Эрос (инстинкты жизни), б)Танатос -(инстинкты смерти);

2)Я (Эго) – часть психики, обеспечивающая нам

самосохранение и, обслуживающая Ид, подчиняясь принципу реальности;

3) Сверх Я (Супер –Эго) – высшая инстанция психики, которая «наблюдает» за Я, но само наблюдение остается бессознательным. Выполняет роль внутреннего цензора. Состоит из 3-х компонентов: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет «Эдипов комплекс» и защитные механизмы личности: вытеснение, противодействие, регрессия, проекция, замещение, рационализация, сублимация.

2

Аналитическая теория

Карл Густав Юнг

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ – состоит из 3-х взаимосвязанных компонентов:

1.Эго–центр сферы сознания и основа самосознания;

2.Личное бессознательное - состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания;

3.Коллективное бессознательное – основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества.

Архетипы – наследуемые склонности отвечать миру определенными способами:

а)Персона-маска, навязанная нам соц. условностями;

б)Тень-воплощение нашей животной стороны;

в)Анимус-маскулинное начало в бессознательном женщины; Анима-феминное начало в белом мужчины;

г)Самость-архетип центрированности.

Индивидуализация-процесс достижения целостности, развитие динамической связи между Эго и Самостью с интеграцией частей психики: эго, персоны, тени,анимы и анимуса и др. архетипов бессознательного

Методы исследования–словесные ассоциации, анализ сновидений, психоанализ.


3

Индивидуальная теория

Альфред Адлер

1)Чувство неполноценности –всякое чувство, возникающее из переживания своей беспомощности, слабости, несостоятельности и др в любой жизненной сфере;2)Стремление к совершенству – врожденно побуждение к постоянному развитию своих способностей и возможностей, т.е. компенсации нормального чув-ва неполноценности. Выделил 2-а направления: а)Позитивное – предполагает социальный интерес; б) Негативное –эгоистический интерес, самовозвышение и стремление ощущать личное превосходство за счет других; 3)Стремление к превосходству – результат стремления компенсировать преувеличенное чувство неполноценности, препятствующее позитивному росту и развитию. 4)Социальный интерес; 5)Творческое «Я»; 6)Порядок рождения; 7) Фикционный финализм.

1. Социально полезный тип личности. Ведущая установка: сотрудничество.

2. Управляющий тип личности. Ведущая установка: превосходство по сути враждебная и антисоциальная личность.

3. Берущий тип личности. Установка: паразитическая (за счет других).

4. Избегающий тип личности. Установка: избегание, страх неудач и бегство от решения проблем.


4

Гуманистическая теория

Карл Роджерс

«Я» или «я»-концепция – понимание человеком самого себя, основанное на жизненном опыте прошлого, событиях настоящего и надеждах будущего. «Я» - неустойчивая, постоянно меняющаяся сущность.

«Я»-идеальное – это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать. Это структура постоянно трансформирующаяся и меняющая свое определение.

Тенденция к самоактуализации. Самоактуализация – Стремление живого существа к росту, развитию самостоятельности, самовыражению, Активизации всех возможностей своего организма. Е. к с. – центр, на котором сфокусированы все остальные стремления.


ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ –

Личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей «Я»-концепции, отношений и «Я»-поведения.

Роджерс обосновал естественное движение личности от конфликта к его разрешению. Он рассматривает приспособленность не как статичное состояние, а как процесс, в котором ассимилируются всякое новое знание и опыт.



5

Когнитивная теория личности

Джордж Александер Келли

ЛИЧНОСТЬ - не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию, утверждая, что личность - наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с том, что может представлять определенную ценность.

Келли рассматривал людей как «человека-ученого», а не как совокупность базовых потребностей или структурированную личность. В людях заложена врожденная тенденция к активности и развитию. Мир открыт для построения бесконечного количества конструкций.

6

Гуманистическая и трансперсональная теория личности

Абрахам Маслоу

Личность – феноменальный мир человеческого «я», как результат самоактуализации, - индивидуальное соотношение реального и идеального «я».

Каждый индивид имеет, кроме обыденного, более глубокое, или истинное «я», которое чел. ощущает при трансперсональных состояниях. Это «я» явл-ся источником мудрости, душевного здоровья и гармонии.


Маслоу описал 8 типов поведения, ведущих к самоактуализации:

1.Концентрация – возвышенные моменты осознания чув-ва слияния со всем миром;

2.Выбор роста – открытие нового и привлекательного опыта с риском встречи незнакомого и возможным провалом;

3.Самопознание – познание своей внутренней природы и действие в соответствии с этим;

4.Честность – поиск ответов в себе, благодаря кот. прикасаемся к своему внутреннему «я»;

5.Суждения – следование инстинктам ведет к более точным и крупным жизненным решениям;

6.Саморазвитие – прикрекращающегося процесс развития потенциальных возможностей чел.;

7.Вершинные переживания – краткие моменты в самоактуализации;

8.Отсутствие защиты для собственного «я» - необход-ть распиз-ть защиты своего «я» и борьба с ними в соответствующий момент.

7

Теория сознания

Уильям Джеймс

Наше «я» - личностная непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда просыпаемся утром. Оно больше личностной идентичности, из него берут начало все процессы нашей психики, в нем отфильтровываются все наши знания и весь жизненный опыт. Джеймс описал несколько слоев «я»:

1.Биологическое «я»-наше физическое, телесное сущ-во. Наша наследственная конституция, особенности физич-кой внешности и физиологические процессы.

2.реальное «я» - это слой, включающий в себе все предметы, с которыми чел-к идентифицирует себя как личность. В реальное «я» входят: его тело, дом, друзья, собственность.

Социальное «я» - набор личных привычек, создающих опору для наших взаимодействий с другими людьми. Изменяющаяся, податливая и мягкая, поверхностная сторона личности:

1.Духовное «я» - внутренняя субъективная сущность личности. Элемент активен во всех видах сознания, наиболее устойчивая и интимная часть «я»

Основное качество, заложенное в человеке – это стремление к повышению своего благосостояния. Осознанность может привести к самоконтролю, а контролируемое сознание всегда улучшает качество человеческой жизни.

8

Факторная теория типов

Ганс Айзенк

Иерархическая система организации поведения, которая включает 3-и типа или суперфактора , которые независимы друг от друга и биполярны; имеют строгую биологическую основу, т.е. Айзенк сводил свойства личности к темпераменту.

Ядром теории Айзенка авляется разработанная им концепция того. Что элементы личности располагаются иерархически. Им была построена 4-хуровневая иерархическая система организации поведения:

1.Нижний уровень- специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, кот. могут быть характеристиками личности;

2.Второй уровень- привычные действия или мысли, т.е. реакции кот. при определенных условиях повторяются. Выделяются посредством анализа специфических реакций;

3.Третий- черта. Определяется как важное. Относительное, постоянное личное свойство. Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций;

4.Высший- уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собою черт.

9

Факторная теория черт

Раймонд Бернард Кеттелл

ЛИЧНОСТЬ – набор из 35-ти черт, т.е. факторов определяющих эмоциональный аспект, динамику и стиль поведения. Личность – это то, что позволяет предсказать, что делает человек в данной ситуации.

Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт:

А. Аффектомия –Шизотимия;

В. Интеллект;

С. Слабое «я» - Сильное «я»;

D. Флегматичный темперамент – Возбужденность;

E. Комформность – Доминантность;

F. Десугренсия – Сугренсия;

G. Стабильность сверх «я» - Сила сверх «я»;

H. Тректия – Пармия;

I. Харрия – Премсия;

L. Протенсия – Алаксия;

M. Аутия – Праксерния;

N. Дипломатичность – Прямолинейность;

O. Гипотимия – Гипертимия;

Q1. Радикализм – Конснрватизм;

Q2. Самодостаточность – Зависимость от группы;

Q3. Высокое самомнение – Низкое самомнение;

Q4. Высокая эго-напряженность – Низкая эго-напряженность

Вторичные факторы:

F1. Высокая тревожность – Низкая тревожность;

F2. Экставерт – Интраверт;

F3. реактивная уравновешенность – Сензитивность;

F4. Независимость – Конформность.

Теория личности основана на психометрических процедурах, а не на клинических исследованиях. Кеттелл выделил 35 личностных черт первого порядка -23 черты присущие нормальной личности . среди которых 16 наиболее изучены и входят в 16-факторный опросник Кеттелла, и 12 патологических черт. Первичные факторы приобретают психологическое значение в свете 3-х категорий свойств личности – темперамента, способностей и мотивации. Первичные и вторичные черты факторы называются основными чертами личности, но все они преимущественно яв-ся темпераментными чертами.

Кеттелл классифицировал способности и мотивационные (динамические) черты. Динамические подразделяются на врожденные побуждения (эрги), и приобретенные посредством культурного влияния мотивов (семы). Все они элементы динамической решетки, в которую входят аттитюды.




«Отечественные теории личности»




Название, автор

Определение (понятие) личности

Структура личности (если есть) либо основные характеристики личности



Этапы развития личности

Соотношение теории с теориями зарубежных авторов (найти похожие элементы, указать, в чем именно сходство)

1

Культурно-историческая теория личности, Л.С. Выготский

Личность есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденная, но возникает в результате присвоения культуры данной исторической эпохи, и поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано не на выживание и потребление, а на овладение социального опыта.

Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций из природных, натуральных процессов, обеспечивающих выживание посредством потребления и адаптации организма к внешней среде.

Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Этот закон носит название общего генетического закона культурного развития – «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, и к развития воли».

-

2

Теория деятельности, А.Н.Леонтьев

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она «производится», создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности».

Благодаря феномену деятельности, А.Н. Леонтьев преодолевает принцип непосредственности, согласно которому организм прямо реагирует на воздействия (стимулы), исходящие от среды. Принцип предметности деятельности - «первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».

По мнению Леонтьева, структура личности представляет собой относи­тельно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, моти­вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий обра­зуют как бы общий «психологический» профиль личности». Все это позволяет Леонтьеву выделить три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Можно заметить некоторые сходства с когнитивной теорией личности

Джорджа Александера Келли,так как понимание развития личности рассматривается через постоянное движение - деятлеьность.



3

С.Л. Рубинштейн

Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:

- чего хочет человек (потребности, установки),

- что может (способности, дарования),

- что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).


Ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).



-

4

Б.Г. Ананьев

Личность — это в полном мере состоявшийся человек с собственной сформированной в течение всей жизни определенной системой ценностей, привычек, моделью поведения, моделью взаимодействия с прочими личностями.

Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются:

- статус лично­сти, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

- общественные функции, осуществляемые лично­стью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

- мо­тивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и цен­ностей, образующих внутренний мир;

- мировоззрение и вся совокуп­ность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);

- характер и склонно­сти.

Б. Г. Ананьев считал, что индивидуальная изменчивость свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека.

Это «связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения и предметной деятельности.

5

В.Н. Мясищев

«Личность — высшее интегральное понятие, — пишет он, — личность характеризуется, прежде всего, как система отношений че- ловека к окружающей действительности.

Главным в структуре личности Мясищев считает не столько соотношение составляющих, сколько единство личности, и не про- сто единство, а уровень интеграции. Единство личности автор раскрывает через направленность, уровень развития, структуру личности и динамику нервно-психической реактивности (темперамента).



Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических (витальных) импульсов поведения.

В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).