Файл: Ивановский Государственный Политехнический университет, рэу им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал Г. Иваново, Российская Федерация Аннотация д анная статья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВНЕДРЕНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИЮ: ФУНКЦИИ, ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ
Меркулова Дарья Алексеевна, студент,
Сперанский Даниил Сергеевич, студент
Научный руководитель: Пахотин Никита Евгеньевич,
(e-mail: dashakukjanowa@mail.ru)
(е-mail: spira1971@mail.ru)
Ивановский Государственный Политехнический университет,
РЭУ им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал
Г. Иваново, Российская Федерация
Аннотация: данная статья посвящена актуальным вопросам внедрения контроллинга на предприятии, его функциям, этапам проведения и типичным ошибкам.
Ключевые слова: контроллинг, контроль, система, функции контроллинга, этапы, типичные ошибки проведения контроллинга, внедрение, факторы, направления проведения.
Для эффективного управления любому бизнесу определенный инструмент, который позволит не только своевременно и быстро реагировать на негативные изменения, но и эффективно использовать появляющиеся возможности для роста. И чтобы поддержать управление и регулировать процессы, направленные на достижение целей предприятия, внедряют и активно применяют систему контроллинга.
Одним из главных преимуществ контроллинга является системная коммуникативность управленческих функций, во взаимосвязи между ними, формировании единой информационной базы, координации мер по достижению целей, которые организация ставит перед собой. Контроллинг в свою очередь представляет из себя концепцию управления организацией, которая опирается на комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, координацию мер по достижению целей организации, формирование информационной системы, соответствующей поставленным целям.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
-
координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия; -
информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений -
создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием; -
обеспечение рациональности управленческого процесса [1].
Ключевыми факторами, подталкивающие к проведению контроллинга являются следующие:
-
ухудшение в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей; -
появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования; -
устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия; -
отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений; -
дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.
При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям (см. таб. 1): организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность [2].
Таблица 1
Направления внедрения системы контроллинга и их сущность
Направление | Сущность |
Организация |
|
Продукция |
|
Закупки |
|
Персонал |
|
Оборудование |
|
Система инф. обеспечения и отчетность |
|
Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.
Проведение контроллинга состоит из нескольких этапов. Их можно подразделить на подготовительный работу и непосредственно проведение самого контроллинга.
1)Этап подготовительной работы состоит из: осмысления цели, определения учетных показателей и форм отчетности, организации учета, составления планов для отдельных подразделений, для всего предприятия, разработка планов для отдельных временных отсечек в рамках общего плана
2)Этап контроллинга заключается в: сборе информации, первичной обработки информации, анализе информации, информировании руководства о результатах анализа, о возможных последствиях развития нынешней ситуации, внесение изменений в деятельность предприятия на основании решения руководства.
После проведения контроллинга можно проанализировать его успешность. И выработать стратегию и методы для его усовершенствования. Изучение опыта и ошибок предшественников, конечно же, не застраховывает от появления новых ошибочных решений. Рассмотрим наиболее распространённые ошибки.
К числу очень грубых ошибок, которые могут полностью дискредитировать идею и концепцию контроллинга, следует отнести простое переименование классического бухгалтера в контроллера. Руководитель предприятия должен сначала понять, что такое контроллинг, затем осознать его необходимость для фирмы и лишь, потом шаг за шагом начать закладывать кирпичики в фундамент системы контроллинга. Если персонал не поймет собственной выгоды от внедрения контроллинга, то даже самые высококвалифицированные консультанты по контроллингу не смогут ничего сделать.
Концептуальная ошибка при построении системы контроллинга возникает и в том случае, если контроллеру ставится задача «указывать руководителям подразделений на их ошибки». Задача контроллинга заключается в выявлении и устранении причин, которые помешали достижению цели. На предприятии должна быть создана атмосфера терпимого отношения к промахам и ошибкам персонала, желания разобраться в причинах и обстоятельствах неправильных действий.
Также совершают ошибки в выборе целей. Большинство руководителей считают прибыль главной целью деятельности коммерческого предприятия. На практике же многие предприятия ставят соподчиненные цели: высокий уровень ликвидности, доля рынка, рост объемов продаж
, сохранение персонала, снижение риска. Если прибыль выбрана в качестве основной цели, то нужно обязательно уточнить временной аспект: идет ли речь о прибыли в краткосрочном, либо долгосрочном периоде.
Еще одной распространенной ошибкой является выбор источников информации. Во многих организациях проблему источников поступления сигнальной информации, на основании которой судят о степени достижения предприятием поставленных целей, решают достаточно просто – сигналы должны поступать из тех подразделений, которые занимаются вопросами учета, калькуляции, бухгалтерской и статистической отчетности.
Подводя итог можно сказать, что создание службы контроллинга на предприятии сложна и имеет свои плюсы и минусы. Правильно созданная система должна приводить организацию к положительным результатам. Если создание службы контроллинга с высокой степенью вероятности приводит к созданию нездоровой атмосферы в коллективе, конфликтам между подразделениями и не приводит ни к каким положительным результатам, стоит в этой ситуации отказаться от идеи создания такой службы.
Список литературы
-
Контроллинг на промышленном предприятии: учебник / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, И. Д. Грачев [и др.]; под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 304 с. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0549-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1831179 (дата обращения: 10.06.2023). – Режим доступа: по подписке. -
Контроллинг. Теория и практика: учебник и практикум/ Н.Н.Шляго. —Москва: Издательство Юрайт, 2023. —197с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10870-5. - Текст: электронный. - URL: https://urait.ru/viewer/kontrolling-teoriya-i-praktika-517767#page/2 (дата обращения: 10.06.2023). – Режим доступа: по подписке. -
Сперанский, С. Н. Цифровая экономика как фактор обеспечения экономической безопасности / С. Н. Сперанский, А. Ф. Хайрхуа, А. Ю. Чепелева // Сборник научных трудов XV-ой Международной научно-практической конференции «Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации». -
Сперанский, С. Н. Сбалансированная система показателей как инструмент управления сделками слияния и поглощения / С. Н. Сперанский, М. Е. Егорова // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сборник научных трудов 5-й Международнойнаучно-практической конференции, Курск, 04 апреля 2020 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. – С. 288-291. -
Сперанский, С. Н. Некоторые статистические аспекты российского рынка жилищного ипотечного кредитования на современном этапе его развития / С. Н. Сперанский // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Иваново, 17–19 апреля 2019 года. – Иваново: АО "Информатика", 2019. – С. 315-320. -
Степанова, С. М. Интегральная оценка экономического потенциала промышленного предприятия / С. М. Степанова, Л. В. Голощапова, С. Н. Сперанский, Н. Е. Пахотин // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2021. – № 1(391). – С. 5-10. – DOI 10.47367/0021-3497-2021-1-5. -
Миролюбова, А. А. Экономическая эффективность цифровой экономики региона: моделирование и сравнительный анализ / А. А. Миролюбова, Д. В. Туртин, Я. Э. Жукова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2020. – № 4(64). – С. 41-49.
Секция №1 Экономическое направление: Маркетинг и Менеджмент. Меркулова Дарья Алексеевна, студентка Ивановского филиала
РЭУ им. Г. В. Плеханова. dashakukjanowa@mail.ru Оплата за публикацию статьи, включая сборник в электронном виде(500р).