Файл: Экзамен идм. Охарактеризовать цивилизацию Минойского Крита.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экзамен ИДМ.
1. Охарактеризовать цивилизацию Минойского Крита.
Минойская цивилизация, центр которой находился в Крите, существовала во II тысячелетии до н.э. Мореплаватели минойцы имели сложную систему религиозного культа, вели широкую торговлю.
Найденные примеры изобразительного искусства минойцев говорят о жизнелюбии тех людей и наличии у них чувства прекрасного. В городах жили представители высшего класса — царь и его семья, жрецы и знатные особы, а также «середняки» и рабы. Женщины имели равные права с мужчинами, занимались любой деятельностью, в том числе занятиями атлетикой.
Крестьяне выращивали ячмень и пшеницу, миндаль и оливки, виноград и лен. Также в сельской местности занимались выделкой шерсти. Городские мастера искусно украшали резьбой слоновую кость и драгоценные камни, кузнецы делали украшения из золота, изготавливались вазы и кубки, писались картины.
Жители города развлекали себя танцами, занятиями атлетикой и кулачным боем. Популярнее всего было прыгать через быка. Человек вставал перед бегущим на него животным хватал его за рога, и когда парнокопытное встряхивало головой, человек делал сальто через его голову, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.
Сведений о верованиях людей немного. Известно, что в чести было несколько богов. В святилищах, устроенных в горах, поклонялись Йа-ша-ша-ла-муу (переводится как «Тот, Кто Дает Благополучие»).
Известнейшее минойское божество — богиня, изображавшаяся, как правило, в юбке с оборками. Руки ее подняты и разведены. Нередко богиня изображалась с обвивающими ее руки и туловище змеями.
Важную роль в религии цивилизации принадлежала быку. Алтари и крыши святилищ часто имели выступы в форме рога. Кстати, прыжки через это животное, упомянутые выше, имели религиозную подоплеку.
На фресках крито-минойской цивилизации можно видеть молодых людей, перепрыгивающих быков; козлов, скачущих по скалам Крита; дельфинов и летучих рыб в море. Характерной особенностью является изображение несущихся галопом животных. Использовали мастера и статичные рисунки: зигзаги, штриховку, всевозможные линии.
Наиболее полное представление об архитектуре минойцев дают руины дворцовых городов — Кносс или Фест, например. Городская планировка, как таковая, отсутствовала. Дворец возводился в лучшем месте, родичи правителя строили свои жилища вокруг него. Так, если и была планировка, получалась она радиальной.
Самые грандиозные дворцы минойской культуры были лабиринтообразными. Здания строились многоэтажные, крыши делались плоскими. Для постройки дворцов использовался тесаный камень, а для нижних этажей обыкновенных домов — необработанный камень, как правило. Верхние этажи возводились из кирпича-сырца. Иногда для обеспечения хоть какой-то защиты от землетрясений дворцовые стены укреплялись деревянными связями.
Известнейшим дворцом минойской культуры является Кносский дворец.
2. Охарактеризовать цивилизацию Микенской (Ахейской) Греции.
Основные города цивилизации Микен, как правило, строились на вершинах холмов. Именно они стали первыми акрополями. Размер микенских царств был невелик. Города хорошо защищались, вокруг них возводились массивные стены.
В городе стоял дворец правителя, располагались жилища воителей, слуг и ремесленников. Также здесь было много хранилищ, в которых сберегалось вино, зерно и масло. На улицах города работали всевозможные мастерские.
Благодаря глиняным табличкам, испещренных надписями, обнаруженным в Микенах и Пилосе, удалось узнать, что во дворце трудилось до 5000 ремесленников разного рода занятий, а развитая бюрократия учитывала буквально все — от сломанной телеги до разбитой вазы.
Самые известные из укрепленных дворцов были возведены в Пилосе, Тиринфе и Микенах, конечно. Последний дворец был крупнейшим. В 1250 г. до н. э. Микенский акрополь был обнесен массивной каменной стеной, чья толщина доходила до 7 м на определенных участках. В этой стене проделали Львиные ворота, с изображенными над ними двумя львами на задних лапах. По мнению исследователей, колона между зверями — это не иначе как символическое изображение богини охоты Артемиды — покровительницы города. Ее то и приветствуют хищники.
Вероятнее, львы символизировали род Атридов. Одна легенда рассказывает, что правитель, звали которого Агамемнон, вызвал гнев Артемиды тем, что не принес ей в жертву дочь Ифигению — первого своего ребенка. Разгневанная богиня наслала бурю, из-за которой ахейские не смогли покинуть гавань и пуститься к Трое. Буря не успокаивалась, пока правитель не отдал Ифигению на заклание, но Артемида отправила на жертвенник золотую лань, Ифигению богиня превратила в жрицу в храме.
Дворец в Микенах был построен из кирпича сырца, а каркас его был выполнен из дерева. Интерьер и экстерьер дворца украшали яркие узоры. Царский трон находился по правую руку от входа в зал с колоннадой, вдоль стен располагались скамьи.
От микенского мегарона осталось мало что, и реконструировать его смогли лишь после ознакомления с планировкой залов других подобных сооружений, к примеру дворца в Пилосе.
Благодаря глиняным табличкам удалось узнать, что царь назывался ванака, а правители рангом помельче, подчинявшиеся ванаке, — басилевсами.
Войско возглавлял равакета. Этот человек был вправе проводить приемы в мегароне меньшего размера. Четырнадцать советников правителя именовались телестами, они набирались из числа чиновников при дворе и знатных особ.
Жрецов главных храмов люди почитали и называли «божьими людьми».
Египетские папирусы поведали, что в XIII столетии до н.э. был период больших неурожаев, ставших причиной великого голода в Средиземноморье. В древней Греции снизились объемы торговли, а ремесленники стали производить куда меньше продукции. Огромные территории рисковали остаться незаселенными. Шли войны за продовольствие.
Микенский мир был разрушен после того, как с севера пришли захватчики дорийцы.
Дворец в Микенах завоевали где-то в 1125 г. до н.э., но до этого микенцы выиграли Троянскую войну.
3. Сделать оценку значения Гомеровского периода в истории Древней Греции (XI–IX
вв. до н. э.).
Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах.
В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».
На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.
По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.
Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.
От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.
Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.
4. Проанализировать особенности социально-экономического развития Греции в Архаический период.
Экономика: Основными ячейками сельскохозяйственного производства в VIII–VI вв. до н. э. были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые попавшими в зависимость от нее обедневшими сородичами. Зачастую земельное владение аристократа сдавалось в аренду беднякам — соплеменникам, которые выплачивали землевладельцу в качестве арендной платы до половины урожая (работали исполу), с трудом сводя концы с концами. Аграрные отношения в Греции VIII–VI вв. до н. э. характеризуются укреплением крупного землевладения аристократии (потомков родовой знати) и разорением мелких землевладельцев, составлявших основную массу населения, что способствовало росту имущественного расслоения и усилению социальной напряженности в рождающихся греческих полисах.
Важные изменения происходят в области ремесленного производства, которое отделяется от сельского хозяйства. Если в предшествующий период ремесло и сельское хозяйство сосуществовали в рамках каждого поселения, то в VIII–VI вв. до н. э. ремесленное производство сосредоточивается в городах, а земледельцы, проживающие в деревнях, должны покупать ремесленные изделия у городских мастеров.
Отделение ремесла от сельского хозяйства стало важным фактором и условием развития как земледелия, так и ремесленного производства, определило рост специализации и профессионализма работников. В области ремесла это способствовало техническому прогрессу и организации четко оформившихся отраслей: металлургии и обработки металлов, керамического производства и кораблестроения. Крупные достижения были сделаны в металлургии и обработке металлов. Греческие мастера хорошо освоили так называемый сыродутный способ получения железа. В VIII–VI вв. до н. э. греческие металлурги разработали технологию обработки железа, стали широко применять его для изготовления оружия (мечи, кинжалы, наконечники копий) и орудий труда (лемехи для плугов, разные виды ножей, молоты, мотыги, лопаты, кузнечные инструменты). Греки научились придавать особую твердость железу (закаливать) через проковку на кузнечной наковальне или через науглероживание железа, т. е. могли получать некоторые виды стали (славилась лаконская сталь).
Процветающей отраслью производства становится изготовление разнообразных керамических изделий: парадной и повседневной посуды, светильников, черепицы для кровли домов и общественных зданий, специальных сосудов (амфор и пифосов) для перевозки и хранения жидких продуктов и зерна, облицовочных плит, применяемых для отделки внешних стен зданий, керамических труб, грузиков для ткацких станков и других изделий.
В VIII–VI вв. до н. э. приобретает жизненно важное значение кораблестроение. Больших военных флотов в Греции этого времени не было, поскольку морских войн греки еще не вели, но для ведения торговли, создания многочисленных колоний в разных областях Средиземноморья и Причерноморья требовался значительный пассажирский и торговый флот.
Постепенное распространение монет, укрепляющиеся торговые связи между различными полисами, а также с окружающей варварской периферией свидетельствовали о проникновении товарного производства в греческую экономику.