Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Цель занятия закрепление знаний о философии нового времени, формирование умений применять их.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Старцева Елена Викторовна

Самостоятельная работа по теме 1.3

Цель занятия: закрепление знаний о философии нового времени, формирование умений применять их.

Задания для самостоятельной работы: 

Задание 1.Составьте сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

Рационализм -направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Эмпиризм -направление в философии,  которого считают, что в основе познаний лежит опыт.

Ведущая роль в познании принадлежит рациональным структурам сознания и дедукции(от общего к частному).

Ведущая роль в познании принадлежит опытным данным и индукции(от частного к общему)

Задание 2. Аргументируйте, почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?. Ответ не должен превышать одну страницу.

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Возникновение позитивизма было теснейшим образом связано с успехами различных наук – математики, физики, химии, биологии. Наука становилась все более популярной, оказывала огромное влияние на умы людей. К тому же в это время началось развитие науки как специфического нового социального института: она почти полностью освободилась из-под опеки церкви, ее идеи получали все большее общественное признание.

Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и
оценки тех философских систем, которые считали научной истину, не связанную с эмпирическим опытом.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

−          классический позитивизм;

−          эмпириокритицизм;

−          неопозитивизм;

−          постпозитивизм.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798–1857) – французский философ, ученик Сен-Симона.

Главное дело жизни Конта − это его шеститомный «Курс позитивной философии», который он систематично и упорно издавал на протяжении 12 лет − с 1830 до 1842 года, и последовавший затем четырехтомник «Система позитивной политики, или трактат по социологии, учреждающей религию человечности» (1851—1854).

Развитие позитивизма происходило в 3 этапа:

1)1819 – 1828 гг. Конт работает вместе с Сен-Симоном и развивает его идеи. Он формирует собственное мнение о роли науки и ученых для общества. Формирует понятие «позитивной политики», издает программные сочинения «опускулы». Выделяет главные эпохи развития человечества: критическую и органическую.

2)1830 – 1842 гг. Конт разрабатывает основы позитивного мировоззрения. Находит подтверждение своей теории о включенности человечества в общую систему мироздания. Конт издает «Курс позитивной психологии» – собрание сочинений, в котором изложил свои взгляды на роль философии, ее дальнейшие пути развития.

3)1845 – 1857 гг. Конт рассматривает свою теорию через призму религии. Он полагает, что наука подчинена религиозной морали, а становление общества является результатом человеческой деятельности.

На позднем этапе работы, основной задачей Конт считал примирение науки и религии. Положительная философия с помощью субъективного метода должна была превратить религию в положительную религию, основанную на позитивном (научном) знании.

С точки зрения Кона три стадии развития человеческого Ума последовательно возникают вслед друг за другом: каждый следующий является более прогрессивной, но не отменяет предыдущий.

Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы 

Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

Первой значительной философской работой Людвига Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (первый том, 1833). Здесь ещё

ясно чувствуется влияние гегельянства, однако уже зарождается главный для Фейербаха вопрос – об отношении философии к религии. Первый том «Истории новой философии» позже был дополнен двумя другими, посвящёнными Лейбницу (1837) и Пьеру Бейлю(1838). Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже отвергается, как и в ранней анонимной работе Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии» (1830). Когда имя её автора стало известным, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. В томе, посвящённом Бейлю, Фейербах открыто склоняется к атеизму и начинает формулировать главные основы своей психологической трактовки религии. Он подробно излагает её в двух своих последующих известных работах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841). В сочинениях более позднего периода: «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) Людвиг Фейербах еще более радикально развивает сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму (его известное изречение «человек есть то, что он ест»), к которому вместе с ним и независимо от него склонились и многие другие представители левого гегельянства.

Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на МарксаЭнгельса и других духовных вождей немецкой социал-демократии (подробнее - см. в статье Маркс и Фейербах). Выдающийся русский философ С. Булгаков писал, что если в Марксе германский материалистический социализм имеет своего политэконома, то Фейербах является его богословом и философом.