Файл: Методические рекомендации по учебной практике (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков).docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценочные средства
Текущий контроль: собеседование; проверка заполнения дневников практики; беседа с руководителем от профильной организации.
Промежуточный контроль (дифференцированный зачет): проверка документов по практике.
Шкала оценивания и критерии оценки
Отлично (зачтено):
Программу практики выполнил в полном объёме на высоком уровне.
Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Нахождение новых идей, способов использования знакомых технологий.
Документация полностью соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично».
Показал высокий уровень предпрофессиональной компетентности.
Хорошо (зачтено):
Программу практики выполнил в полном объёме, допустив негрубые ошибки.
Показал недостаточную интеграцию знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Затруднялся в поиске способов использования знакомых технологий.
Документация не в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично» / «хорошо».
Показал средний уровень предпрофессиональной компетентности.
Удовлетворительно (зачтено):
Программу практики выполнил в неполном объёме, предусмотренные программой практики.
Практически не показал интеграцию знаний, умений, навыков, полученных при изучении дисциплин.
Документация не в полном объеме соответствует предъявляемым требованиям.
Документация сдана в установленные сроки.
Прохождение практики оценено на оценку «отлично»/ «хорошо»/ «удовлетворительно».
Показал низкий уровень предпрофессиональной компетентности.
Неудовлетворительно (не зачтено):
Не выполнены требования, предъявляемые к умениям и навыкам, оцениваемым «удовлетворительно».
Список литературы
Основная литература:
-
Амбросова, В. И. Психологическое консультирование. Ч. 1 : учебное пособие / В. И. Амбросова. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 104 c. — ISBN 978-5-4497-0162-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86461.html -
Бернис, Грюнвальд Консультирование семьи / Бернис Грюнвальд Б., Гарольд Макаби В. ; перевод И. Ю. Хамитова. — 3-е изд. — М. : Когито-Центр, 2019. — 416 c. — ISBN 1-56032-656-5, 978-5-89353-252-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88280.html -
Ермакова, Н. И. Психодиагностика : учебное пособие для бакалавров / Н. И. Ермакова, Н. О. Перепелкина, Е. П. Мутавчи. — 2-е изд. — М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 224 c. — ISBN 978-5-394-02974-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72995.html -
Забродин, Ю. М. Психологическое консультирование : учебное пособие / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян ; под редакцией Ю. М. Забродин. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 286 c. — ISBN 978-5-4486-0385-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76805.html -
Карпович, Т. Н. Психопрофилактика и психокоррекция патологических черт характера учащихся в подростковом и юношеском возрасте : учебно-методического пособие / Т. Н. Карпович. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2018. — 176 c. — ISBN 978-985-503-804-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84887.html -
Лучинин, А. С. Психодиагностика : учебное пособие / А. С. Лучинин. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1812-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81043.html -
Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция» / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 143 c. — ISBN 978-5-238-01702-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81548.html -
Мартынова, Е. В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е. В. Мартынова. — М. : Генезис, 2015. — 384 c. — ISBN 978-5-98563-320-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64220.html -
Обухова, Ю. В. Практическая психология личности: драматические и игровые техники в работе психолога / Ю. В. Обухова. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. — 124 c. — ISBN 978-5-9275-2568-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87471.html -
Опевалова, Е. В. Психодиагностика : практикум / Е. В. Опевалова. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 232 c. — ISBN 978-5-4497-0142-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85826.html -
Опевалова, Е. В. Психодиагностика: теоретические основы : учебное пособие / Е. В. Опевалова. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 162 c. — ISBN 978-5-4497-0143-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86460.html -
Пахальян, В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании : материалы к организации и проведению учебных занятий / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 288 c. — ISBN 978-5-4487-0251-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76799.html -
Пахальян, В. Э. Практическая психология. Введение : учебное пособие / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 245 c. — ISBN 978-5-4487-0219-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76800.html -
Семенова, Л. Э. Психодиагностика : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 92 c. — ISBN 978-5-4487-0151-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72884.html
Дополнительная литература:
-
Алёшичева, А. В. Психологическое здоровье личности : монография / А. В. Алёшичева, Н. Г. Самойлов. — М. : Когито-Центр, 2019. — 216 c. — ISBN 978-5-89353-555-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88098.html -
Аллан, Джон Ландшафт детской души. Юнгианское консультирование в школах и клиниках / Джон Аллан ; перевод Ю. М. Донец ; под редакцией В. В. Зеленского. — 2-е изд. — Москва, Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 272 c. — ISBN 978-5-4486-0580-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88174.html -
Бодров, М. А. Психологическое воздействие на личность : учебно-методическое пособие / М. А. Бодров. — Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017. — 225 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73254.html -
Герман, Роршах Психодиагностика: методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Роршах Герман ; перевод В. И. Николаева. — 2-е изд. — М. : Когито-Центр, 2019. — 319 c. — ISBN 3-456-30554-0, 5-89353-089-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88304.html -
Евдокимова, Е. В. Психологическое сопровождение деятельности «Школы приемных родителей» (методические материалы для проведения занятий) : учебно-методическое пособие / Е. В. Евдокимова. — Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2018. — 134 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76825.html -
Забродин, Ю. М. Психодиагностика : монография / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян ; под редакцией Ю. М. Забродин. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 449 c. — ISBN 978-5-4487-0257-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76801.html -
Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте : учебное пособие / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 180 c. — ISBN 978-5-4487-0278-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76804.html -
Позитивная психология личности / Р. М. Шамионов, И. Е. Гарбер, Е. Е. Бочарова [и др.] ; под редакцией Р. М. Шамионова. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 2018. — 200 c. — ISBN 978-5-292-04480-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/83571.html -
Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / Т. В. Галкина, А. А. Грачев, М. С. Гусельцева [и др.] ; под редакцией А. Л Журавлева, , А. В. Юревича. — Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2018. — 717 c. — ISBN 978-5-9270-0365-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88099.html (дата обращения: 30.04.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Периодические издания
-
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. http://www.iprbookshop.ru/25613.html -
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. http://www.iprbookshop.ru/32606.html -
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. http://www.iprbookshop.ru/56877.html -
Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. http://www.iprbookshop.ru/59949.html -
Педагогика и психология образования. http://www.iprbookshop.ru/70186.html -
Вестник Российского нового университета. Серия Проблемы социально-гуманитарных и психологических наук. http://www.iprbookshop.ru/21398.html -
Вестник Российского нового университета. Серия Психологические науки. Педагогические науки. Иностранные языки. http://www.iprbookshop.ru/26395.html
Интернет-ресурсы:
1. «Гарант». – http://www.garant.ru
2. Официальный сайт Президента РФ. - http://www.kremlin.ru
3. Правительство Российской Федерации: (официальный сайт). – http://government.ru.
4. ЭБС «IPRbooks». - http://www.iprbookshop.ru/47702
5. Правительство Российской Федерации http://www.government.ru/
6. Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru
7. Консультант плюс http://www.consultant.ru/
Журналы и другие сайты широкой тематики:
www.psy.1september.ru (электронный журнал «Школьный психолог»)
www.psyedu.ru (электронный журнал "Психологическая наука и образование")
www.psycholog-school.ru (сайт Школьных психологов России)
www.rospsy.ru (сайт Федерации психологов образования России).
Приложение 1.
Перечень методик
1) Диагностика личности и психических свойств личности:
- Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттела (16 PF) – любая форма (А, В,С);
- MMPI, ММИЛ (модификация Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик);
- Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ).
- Тест-опросник Айзенка;
- Тест-опросник Стреляу ;
- Семантический дифференциал Осгуда и др.
2) Диагностика общих интеллектуальных способностей:
- Шкалы измерения интеллекта Векслера;
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра;
- Прогрессивные матрицы Равена;
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ);
- ШТУР и др.
3) Диагностика мотивационной сферы личности:
- Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS);
- Опросник для измерения результирующей тенденции мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана;
- Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана;
-Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея;
- Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM) и др.
4) Диагностика самосознания и самоотношения:
- Шкала «Я-концепции» Теннеси;
- Техники репертуарных решеток Дж. Келли;
- Символические задания на выявление «социального Я» (разработаны Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном);
- Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев);
- Тест двадцати утверждений на самоотношение и др.
4) Диагностика межличностных отношений:
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- Социометрический тест Дж. Морено;
- Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса;
- Ситуационный тест Р. Бейлса;
- Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера и др.
Приложение 2
Анализ практических ситуаций
Выберите 1-2 ситуации, проанализируйте их, выскажите и запишите свое мнение с позиции будущего психолога-консультанта, используя теоретические знания.
Ситуация 1. Прошло три месяца после свадьбы, но Андрея одолевали неясные сомнения. В каждой мелочи он ощущал причину для разочарования и какой-то душевной тревоги. Леночка, чей образ всегда был связан с сердечным трепетом и радостным ожиданием, теперь вызывала в нем непонятную настороженность и даже неосознанное раздражение. Приветливая и улыбающаяся Сказочная Принцесса на глазах превращалась в ворчливого, требующего постоянного внимания Домашнего жандарма в стертых шлепанцах: «Газету читаю – недовольна, хоккей смотрю – ворчит, пальто не подам – замечание, а у друга задержусь – и вовсе скандал» - говорит Андрей, вспоминая, что у него в семье все по-другому было. Мать отцу полную свободу давала. Да и вставала всегда раньше его, чтобы завтрак приготовить. Кто мог подумать, что она такая лежебока – Ленку не то, что завтрак готовить, на работу не добудишься. У нее, говорит, отец всех завтраком кормил. Ужин, правда, делает, да и то похвалы постоянно требует. Вообще уж больно она комплименты любит да признания в любви: каждый день готова их слушать. А он – не попугай, чтобы одно и то же повторять. Да и любовь как-то незаметно проходит… а жаль! Ведь они раньше любили друг друга, всё свадьбы дождаться не могли. - Почему не сложились отношения у Андрея и Лены в начальный период брака, каковы причины. Какое развитие ситуации представляется вам наиболее вероятным?
Ситуация 2. Супруги К., будучи очень молодыми, не имели ни малейшего представления, как строить семейную жизнь. Зато оба были самонадеянны; им казалось: раз любим, - значит, жизнь сложится сама. Дочурке было уже три года, а отношения жены с мужем все еще не налаживались. Из-за чего? Чаще всего из-за пустяков и вздорности…начиналось с резкого слова, вырвавшегося от раздражения или усталости, потом пошло: «Ты первой начала!» - «Нет, это ты!», «Почему мне первой уступать?» и т.д. Однажды супруги так поссорились, что представилось самое худшее: развод… всю ночь она не могла уснуть, а когда рассвело, подошла к окну. Была осень. Листья слетали с деревьев, и улица была золотой от них. И вдруг она вспомнила: такой же был рассвет, когда они бродили всю ночь после объяснения в любви. Жена обернулась к мужу – он спал, поджав колени под подбородок, как спят мальчишки, и было в его позе столько трогательного, милого, что она почувствовала, что не все еще прошло, он здесь, с ней. Она прикоснулась к его волосам, он открыл глаза – они были ясные и светлые. И вдруг глаза его померкли. Она очень испугалась этого ушедшего в себя взгляда. По привычке хотела упрекнуть: вот, мол, до чего я тебе опротивела, и улыбнуться не можешь. Но поняла: упрекну – все останется по-прежнему, и грубое слово застыло на губах…Жена смотрела на мужа, стараясь всю свою любовь передать в этом взгляде. Наконец он тоже улыбнулся. «Доброе утро», - сказала она… - В чем причина неблагоприятного семейного микроклимата? Какие вопросы, проблемы не были решены в первые годы совместной жизни?
Ситуация 3. «Семья…Как это много значит для человека. Каждому свой дом несет радость, каждый стремится поскорее войти в него. От него так и веет теплом. А мне он кажется холодным, и нет никакого желания возвращаться домой после школы. Для каждого отец и мать – самые близкие и родные. А мне они кажутся то близкими, то очень далекими. Отец относится к матери с презрением, упрекает ее в неверности, доводит до слез и скандалов, а она все терпит. Не пойму только, почему, ради чего и кого она это делает? Неужели ради меня? Но видеть ее слезы, слышать их скандалы – разве это не пытка?! Когда я была маленькой, я этого не понимала. Но сейчас, когда мне 16, я не могу этого видеть, не могу больше жить в этом доме. - охарактеризуйте проблемы данной семьи? - Каковы могут быть причины подобного поведения супругов? Каковы могут быть последствия такой семейной жизни для девушки?