Файл: 2 Правовые основы бюджетной системы рф, структура бюджетной системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2 Правовые основы бюджетной системы РФ, структура бюджетной системы
РФ и бюджетные полномочия органов государственной власти
Лекция 2 2.1.
Правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджетное законодательство РФ - это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.
Согласно ст.2 БК РФ в структуру бюджетного законодательства РФ входят:
•
БК РФ;
• федеральные законы о федеральном бюджете;
• федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов
РФ;
• законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;
• муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
• иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов, муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.
Главенствующую роль в составе бюджетного законодательства РФ занимает
БК. Федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут ему противоречить.
Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс РФ состоит из пяти частей, тридцати глав и включает 307 статей:
•
Часть I. Общие положения
•
Часть II. Бюджетная система Российской Федерации
•
Часть III. Бюджетный процесс в Российской Федерации;
•
Часть IV. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения;
•
Часть V. Заключительные положения.
В соответствии со ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений.
Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.
Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.
Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется принятие внутригосударственных актов.
2.2.
Структура бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней.
В соответствии со ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации относятся:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации;
• бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
На основании ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
2.3. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В статьях
7, 8, 9 БК РФ установлены бюджетные полномочия для каждого уровня публичности власти - федерального, субъектов РФ, а также для муници
Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в РФ в русле бюджетного федерализма. Основное правило заключается в том, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, рамочного регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений закрепляется за федеральным уровнем, что является реализацией принципа единства бюджетной системы РФ.
При этом государственные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с принципом самостоятельности наделяются широкими, но законодательно ограниченными правами по осуществлению бюджетного процесса на своей территории. пальных образований.
Регламентация бюджетных полномочий, включая формы, методы и методики, осуществляется в нормативных правовых актах соответствующего уровня. Так, для федерального уровня она, прежде всего, устанавливается в БК
РФ, а также в принятых на его основе федеральных законах, актах Правительства
РФ и органов исполнительной власти РФ; для субъектов РФ - в законах субъектов
РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ; для муниципальных образований - в муниципальных правовых актах.
- бюджеты городских и сельских поселений.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ.
На основании ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
2.3. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Бюджетные полномочия - это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В статьях
7, 8, 9 БК РФ установлены бюджетные полномочия для каждого уровня публичности власти - федерального, субъектов РФ, а также для муници
Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в РФ в русле бюджетного федерализма. Основное правило заключается в том, что установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, рамочного регулирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений закрепляется за федеральным уровнем, что является реализацией принципа единства бюджетной системы РФ.
При этом государственные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с принципом самостоятельности наделяются широкими, но законодательно ограниченными правами по осуществлению бюджетного процесса на своей территории. пальных образований.
Регламентация бюджетных полномочий, включая формы, методы и методики, осуществляется в нормативных правовых актах соответствующего уровня. Так, для федерального уровня она, прежде всего, устанавливается в БК
РФ, а также в принятых на его основе федеральных законах, актах Правительства
РФ и органов исполнительной власти РФ; для субъектов РФ - в законах субъектов
РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ; для муниципальных образований - в муниципальных правовых актах.
К бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:
•установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешн
• установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ; ей проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
• составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
• установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
• определение порядка установления расходных обязательств публично- правовых образований;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств
РФ, установление и исполнение расходных обязательств РФ;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
• определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;
• установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
• определение общих принци
• определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; пов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
• осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субьектов РФ и муници
• осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом Российской Федерации и управление государственными активами РФ; пальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
• установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
• установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации;
• установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
• установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субьектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субьектов РФ (органов местного самоуправления);
• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субьектов РФ;
• установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответсвенности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
• установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям РФ.
К бюджетным полномочиям субьектов РФ относятся:
• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта
РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
• установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
• установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
• установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
• предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
• установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
• осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;
• детализация и определение порядка применения бюджетной классификации
Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
• в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных
• составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
• установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
• установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
• определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
• установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
• установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
• предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
• установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
• осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;
• детализация и определение порядка применения бюджетной классификации
Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
• временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
• в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
• иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга помимо вышеперечисленных