Файл: Категории обучающихся с овз в образовательном инклюзивном пространстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категории обучающихся с ОВЗ в образовательном инклюзивном пространстве
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья указаны основные категории обучающихся с ОВЗ. В категорию детей с ОВЗ входят слабослышащие и позднооглохшие дети, глухие, слепые, слабовидящие, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития,
детей с нарушениями аутистического спектра, дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с нарушенным слухом.
По характеру нарушения слуховой функции выделяются: кондуктивные нарушения, носящие временный характер; необратимые сенсоневральные поражения внутреннего уха; смешанные нарушения, при которых отмечаются как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети cо стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу не только по степени, характеру и времени снижения слуха, но и по уровню общего и речевого развития, наличию или отсутствию дополнительных нарушений. По классификации Л.В.Неймана дети с нарушениями слуха делятся в зависимости от средней величины потери слуха на две подкатегории: слабослышащие и глухие. Каждая подкатегория также неоднородна. Различают три степени тугоухости, основаниями служат средняя потеря слуха в диапазоне (500-4000 Гц) и условия разборчивого восприятия речи. I степень - не превышает 50 дБ (Речь разговорной громкости - на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее) II степень - от 50 до 70 дБ (Речь разговорной громкости - на расстоянии 0,5-1 м, шепот – нет) III степень - более 70 дБ (Речь разговорной громкости - ушная раковина – 0,5 метра, шепот – нет) В России условной границей между тугоухостью и глухотой принято считать 85 дБ (как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 1000 и 2000 Гц). В международной классификации снижение слуха разводится по четырем степеням в зависимости от средней его потери на частотах 500 – 2000 Гц: тугоухость I степени (26 - 40 дБ); тугоухость II степени (41 - 55 дБ); тугоухость III степени (56 - 70 дБ); тугоухость IV степени (более 90 дБ). Дифференциация детей на группы по степени выраженности, характеру и времени наступления нарушения слуха (первичного нарушения) принципиально недостаточна для выбора оптимального
образовательного маршрута - требуется оценка общего и речевого развития ребенка.
Дети с нарушенным зрением.
Отечественные специалисты выделяют три группы детей с нарушенным зрением: слепые; слабовидящие, дети с косоглазием и амблиопией. Согласно последней уточненной педагогической типологии детей с нарушениями зрения В.З.Денискиной, выделяются три группы с учетом остроты зрения, особенностей нарушения других зрительных функций, а также возможностей использования ребенком имеющегося зрения при ориентировке в пространстве и в познавательной деятельности. Международная классификация клинических болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделяет детей со следующими нарушениями зрения: Н54.2 Пониженное зрение обоих глаз (МКБ–10); H54.0 Слепота обоих глаз (МКБ–10); H54.4 Слепота одного глаза (МКБ–10); H54.5 Пониженное зрение одного глаза (МКБ–10).
Дети с речевыми нарушениями.
Согласно клинико-педагогической классификации, выделяются нарушения устной и письменной речи. I. Нарушения устной речи: 1.1.Расстройства фонационного оформления: афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса брадилалия – патологически замедленный темп речи, тахилалия – патологически убыстренный темп речи, заикание – нарушение темпо–ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо–физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. 1.2.Нарушение структурно–семантического оформления высказывания: алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, афазия – полная или частичная утрата речи вследствие поражения определенных участков (зон) головного мозга. - Нарушения письменной речи. дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Психолого–педагогическая классификация Р.Е. Левиной cтроится на иных основаниях и различает два основных типа нарушений - в формировании средств коммуникации и в их применении. - Нарушение языковых средств общения: фонетико–фонематическое недоразвитие речи, т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; общее недоразвитие речи (1–3 уровень), объединяет не резко выраженное общее недоразвитие речи и сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к
звуковой и смысловой стороне. - Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание.
Дети с нарушениями интеллектуального развития.
Понимание существующих актуальных различий и различий перспектив развития детей этой категории принципиально для выбора их образовательного маршрута. Международная классификация болезней 10–го пересмотра (МКБ–10) опирается при дифференциации форм умственной отсталости на показатель стандартизированных текстов, определяющих коэффициент интеллектуального развития ребенка. F70 Умственная отсталость легкой степени (МКБ–10) F71 Умственная отсталость умеренная (МКБ–10) F72 Умственная отсталость тяжелая (МКБ–10) F73 Умственная отсталость глубокая (МКБ–10) F78 Другие формы умственной отсталости (МКБ–10) F79 Умственная отсталость неуточненная (МКБ–10). По отечественной классификации М.С. Певзнер различаются: неосложненная умственная отсталость; с нарушением нейродинамики; с нарушением сенсорных систем; с грубым нарушением развития личности; с психопатоподобной формой поведения. Эти подгруппы детей существенно отличны как по степени выраженности и характеру интеллектуальных проблем, так и по структуре нарушения психического развития. В силу тяжести нарушений, часть детей нуждается исключительно в индивидуальных образовательных программах, нацеленных на максимальную подготовку к взрослой и, насколько возможно, независимой самостоятельной жизни, что должен обеспечить стандарт. Дети с задержкой психического развития Международная классификации болезней 10–го пересмотра (МКБ-10) выделяет задержку психического развития, предлагая обобщённые определения этих состояний: специфическая задержка психического развития и специфическая задержка психологического развития. По классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой выделяются два варианта задержки психического развития у детей: задержка психического развития, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом; задержка психического развития, обусловленная длительной церебрастенией.
39
Дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата
По классической классификации, предложенной К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной, детский церебральный паралич может быть представлен как: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма. Международная классификация болезней 10–го пересмотра выделяет следующие заболевания опорно-двигательного аппарата: G80.0 Спастический церебральный паралич; G80.1 Спастическая диплегия; G80.2
Детская гемиплегия; G80.3 Дискинетический церебральный паралич; G80.4 Атаксический церебральный паралич; G80.8 Другой вид детского церебрального паралича; G80.9 Детский церебральный паралич неуточненный. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются: полиомиелит, врожденный вывих
бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника, артрогрипоз, травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Диапазон клинических различий представлен в международной классификации болезней 10–го пересмотра (МКБ–10), различия же психического развития детей с РАС охватываются психологической классификацией раннего детского аутизма, разработанной О.С. Никольской. Медики выделяют: F84.0 Детский аутизм (МКБ–10) F84.1 Атипичный аутизм (МКБ–10) F84.2 Синдром Ретта (МКБ–10) F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (МКБ–10) F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (МКБ–10) F84.5 Синдром Аспергера (МКБ–10) Для выбора образовательного маршрута более адекватна классификация О.С. Никольской, где выделяются четыре основные группы аутичных детей с совершенно разными типами поведения. Каждый из вариантов отличается от другого тяжестью и характером аутизма, степенью дезадаптации ребенка и возможностями его социализации. Эти группы представляют собой ориентиры не только для оценки глубины дезадаптации ребенка с аутизмом, но и динамики нормализации развития взаимодействия ребенка со средой. Выделение этих четырех групп позволяет дифференцированно подходить к организации обучения детей с РАС. Представим более развернутую характеристику этих детей, в сравнении с предшествующими категориями, поскольку дети с РАС до сих пор остаются недостаточно понимаемыми для значительного числа людей, вовлеченных в процесс образования. В первой группе, объединяющей самые тяжелые случаи дезадаптации, аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего. Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический дискомфорт. Тем не менее, мало сосредотачиваясь и пользуясь
в основном периферическим зрением, они редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют. Педагогическое обследование интеллекта часто
приписывает им состояние пограничное между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Оценивая полученные данные, необходимо учитывать, что дети четвертой группы находятся в невыгодном положении в сравнении с третьей группой детей: они в меньшей степени используют готовые стереотипы - пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих прогрессивных попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость. Стремление отвечать правильно, мешает им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Эти дети также наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего. Однако при адекватном коррекционном подходе именно они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации. У этих детей мы также встречаемся с парциальной одаренностью, которая имеет перспективы плодотворной реализации.