Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине политология группа 22ГУ172в Студент Тимохин Егор Владимирович.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочно/очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ

Группа 22ГУ172в

Студент Тимохин Егор Владимирович

Москва 2022год.




  1. Н. Макиавелли в свое книге «Государь» руководствуется концепцией политического реализма. Он дает практические советы для того чтобы добиться и удержать власть в различных условиях.
    Раскройте соотношение этики и политики в работе Н. Макиавелли.

    Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции. Род его был старинный, дворянский. У него имелся свой герб: голубой крест на серебряном фоне с четырьмя голубыми гвоздями (clavelli) по краям. Но голубой кровью Макиавелли никогда не кичились. Уже в середине XIII века, когда Флоренцию раздирали распри между гвельфами и гибеллинами, они встали на сторону народа и с тех пор всегда считались «добрыми пополанами». Многие из них были гонфалоньерами и входили в правительство в те годы, когда городом правили богатые купцы и сукноделы, которых именовали тогда «жирный народ». Однако никто из предков Никколо ничем особенным себя не прославил.

На рубеже XV и XVI столетий Возрождение достигло зенита. Никогда в Западной Европе не рождалось столько гениальных художников и великих поэтов. Даже в Италии. Это было время Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэля, Браманте и Микеланджело.






В произведениях Никколо Макиавелли нравственно-эстетический идеал эпохи Возрождения обрел политическую реальность.

Так же как большинство гуманистов, Макиавелли был моралистом. Но, продолжая и развивая этико-политическую традицию флорентийского гуманизма, являясь ее наиболее ярким носителем, он поднял эту традицию на качественно новую ступень.

Самым великим поэтическим произведением Макиавелли стал «Государь». Музой Макиавелли была политика.

Нередко говорят, что он отделил политику от нравственности, сделав ее — прежде всего именно в «Государе» — «чистой наукой». На этом особенно настаивал сперва Карл Маркс, а затем Бенедетто Кроче.

«Основная черта „Государя“, — писал один из самых оригинальных мыслителей нашего столетия, — состоит в том, что он является не систематизированным трактатом, а „живой“ книгой, в которой политическая идеология и политическая наука сплетаются воедино в драматической форме „мифа“». В отличие от утопии и схоластического трактата, то есть тех форм, в которые политическая наука облекалась вплоть до Макиавелли, такой характер изложения придает его концепции форму художественного вымысла, благодаря чему теоретические и рационалистические положения воплощаются в образ кондотьера, являющийся пластическим и «антропоморфным» символом «коллективной воли».

Именно «Государь» принес Макиавелли всемирно-историческую славу. Она не всегда была справедливой. Книгу эту поняли далеко не все и отнюдь не сразу. Но вовсе не потому, что она написана трудно.









Макиавелли считал, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Политическая наука, по его мнению, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политическую науку Макиавелли, окончательно освобождает ее от религии. Задачу политической науки он видел в том, чтобы выявить:
• закономерности развития различных форм государства;

• факторы их устойчивости;

• их связь с расстановкой политических сил;

• обусловленность политики экономическими, военными, географическими, психологическими факторами.


Макиавелли отделял политику и право от морали на том основании, что мораль – это сфера вечного, а политика и право-область повседневных интересов. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали "макиавеллизм".

По его мнению, политика не должна опираться на моральные принципы, ей надлежит исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства – с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике. "Государь, – отмечал мыслитель, – если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Ученив несколько расправ , он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государством, страдают лишь отдельные лица".

Однако использование коварства и насилия является, по Макиавелли, не самоцелью, а неизбежным злом, направленным против еще большего зла.

Учение о государстве и круговороте его форм. В центре исследования Макиавелли находится государство. Он создает принципиально новую концепцию государства.

Одним из первых он различал понятия "государство" и "общество". Для обозначения государства он ввел универсальный термин "stato", которым отныне обозначаются все государственные образования. Государство, по Макиавелли, это политическое состояние общества, выражающее отношения господства и подчинения, которые складываются между правителями и подданными. Отношения властвующих и подвластных основаны на двух ресурсах – любви и страхе подданных. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение.

Причины возникновения государства Макиавелли выводит из природы человека, из естественной потребности в безопасности и гарантии частной собственности, которые он назвал благами свободы. В лучшей степени эти блага гарантированы в республике: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане соревнуясь друг с другом , заботятся как о частных, так и об общественных интересах и что общее их благосостояние на диво растет".

Будучи знатоком человеческой психики, Макиавелли предостерегал правителей посягать на имущество подданных, поскольку это неизбежно порождает ненависть. Он дает практический совет правителю: "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро. Люди быстрее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества и соотношение борющихся сил, главным образом народа и знати. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимо обращения добра и зла.


  1. Раскройте особенности взаимосвязи тоталитаризма, национализма и капитализма. Дайте характеристику взаимоотношения тоталитаризма и империализма.



В современном политическом лексиконе слова «фашизм», «нацизм», «национализм», «национал-социализм», к сожалению, стали синонимами вопреки тому, что каждое из них именует своеобразное явление в жизни общества.

Путаница возникла вследствие того, что нацистская Германия в первой половине XX века взяла на знамя понятие «нацизм», превратив его в “синоним” слова «фашизм». А народы, находящиеся до сих пор под огромным впечатлением кровопролитной Второй Мировой войны XX века — бессмысленно продолжают отождествлять национализм с нацизмом, а нацизм с фашизмом.

Национальное самосознание — осознание своеобразия (уникальности) культуры своего народа и отличий её от культур других народов, также обладающих своеобразием и значимостью в общей всем народам истории человечества.

Национализм это — осознание уникальности собственной культуры в сочетании с отрицанием уникальности и значимости для человечества иных национальных культур. Развитием национализма является идеология расизма- учение о превосходстве одних рас над другими.

Нацизм— сознательное уничтожение иных культур и/либо народов, их создавших.

То есть национализм и нацизм могут существовать в обществе и при монархии, и при республике, и при рабовладельческом строе, и при феодализме, и при капитализме, и при социализме.

Социализм это — уклад общественной жизни, при котором многие потребности всякой личности, а также всякой семьи гарантированно удовлетворяются за счёт прямого и косвенного покрытия соответствующих расходов государством, выступающим в качестве представителя общества в целом. Для обеспечения этого в системе общественного производства в каких-то видах деятельности частное предпринимательство и частная собственность на средства производства ограничиваются или запрещаются; могут запрещаться какие-то виды деятельности в целом, а также вводятся ограничения на максимальный уровень доходов членов общества, что мотивируется необходимостью защиты общественного строя и каждого из лояльных ему граждан от злоупотреблений со стороны предпринимателей-индивидуалистов и лиц, чьи высокие доходы избыточны по отношению к уровню расходов, мотивированному жизненными потребностями личности и семьи в этом обществе. Такого рода ограничения с течением времени ведут к тому, что государственный сектор экономики становится доминирующим.

Капитализм в его изначальном виде это — уклад общественной жизни, в котором господствует буржуазно-индивидуалистический (возможно корпоративный) способ организации производства и распределения на основе права частной собственности и формального равенства всех граждан перед законом, а решение жизненных проблем личности и семьи большей частью возлагается на саму личность, семью, и на разнородные негосударственные фонды и общественные организации. Даже при действии прогрессивного налогообложения при капитализме практически нет ограничений на доходы и накопления, остающиеся после уплаты предусмотренных законодательством налогов, а государственный сектор экономики является обслуживающим по отношению к сектору, действующему на основе частной собственности на средства производства, в результате чего в ведении государства оказываются малорентабельные и убыточные при сложившемся законе стоимости отрасли и производства, без которых, однако, общество обойтись не может.

Исторически так сложилось (во многом под влиянием марксизма с его объяснением общественной жизни как вторичных последствий производственно-потребительской деятельности), что различия социализма и капитализма понимаются, прежде всего, как различия организационно-экономического характера, которым подчинены политический и идеологический строй каждой из «общественно-экономических формаций». В действительности во всём этом находит своё выражение нравственность власти, фактически осуществляющей управление жизнью общества.

Империализм есть высшая (последняя) стадия капитализма является одним из постулатов компартий, занимающих догматические позиции в марксизме-ленинизме. Однако, правильнее будет называть это просто ленинизмом, так как в работах классиков марксизма нет ничего о теории империализма и термин «империализм» не используется. Капитализм кончает свое развитие гигантским ростовщическим капиталом, который и при застое населения, промышленности и торговли монополии богатеет. И во время промышленного подъема огромны прибыли финансового капитала, и во время упадка, когда гибнут слабые предприятия, финансовая олигархии богатеет, скупая их задешево или участвуя в прибыльных «оздоровлениях» и «реорганизациях» ... Монополия с неизбежностью пронизывает всю общественную жизнь, независимо от политического устройства.

Империализм или господство финансового капитала есть такая высшая и последняя ступень капитализма, когда господство финансового капитала над остальными формами капитала означает не только господство в государстве рантье и финансовой олигархии, но и выделение немногих государств, обладающих финансовой «мощью».




  1. Т. Гоббс говорит, что в без государственном состоянии человек находится в перманентном состоянии «войны всех против всех». С чем связанно это состояние? Какой выход предлагает Т. Гоббс.



Главный в процессе изучения политико-правового учения Т. Гоббса. Общественно-политические взгляды Гоббса, содержащиеся в произведениях «О Гражданине», «Левиафан». Сердце его философской системы Т. Гоббс имеет определенное представление о природе человека. Отправной точкой его размышлений о социальном порядке и государстве является «естественное состояние человека». Это состояние природы характеризуется «естественной склонностью людей причинять вред друг другу, которая проистекает из их страстей, но особенно из тщеславия любви к самому себе, права всех на всех».

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными по своим физическим и умственным способностям, и каждый из них имеет такое же «право на все», как и другие, человек также является глубоко эгоистичным существом, отягощенным жадностью, страхом и амбициями. Он окружен завистливыми людьми, соперниками и врагами.

Поэтому философ считает, что в природе человека есть причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на уничтожение или порабощение других. Кроме того, существует жадность к славе и разногласиям, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда и роковая неизбежность в обществе «…войны всех против всех, в которой каждый управляется по своему разумению и нет ничего, что он не мог бы использовать как средство побега от своих врагов».

Иметь «право на все» в такой войне — это иметь «…право на все, даже на жизнь каждого другого человека». В этой войне, по мнению Гоббса, не может быть победителей, выражающих ситуацию, в которой каждому угрожает все — «…пока поддерживается право каждого на все, ни один человек (каким бы сильным и мудрым он ни был) не может быть уверен в том, что он будет жить все время, которое природа обычно обеспечивает для человеческой жизни». В ходе этой войны люди применяют изощренное насилие для порабощения других людей или в целях самообороны.

Однако «…люди по своей природе подвержены жадности, страху, гневу и другим животным страстям», ищут «чести и преимущества», действуют «ради выгоды или славы, то есть ради любви к себе, а не к другим», так что каждый является врагом другого, полагаясь в жизни только на собственные силы и ловкость, находчивость и гениальность. Таким образом, эгоизм объявляется главным стимулом человеческой деятельности.

Естественному состоянию противопоставляется государство (гражданское состояние), переход к которому обусловлен инстинктом самосохранения и разумным стремлением к миру. Стремление к миру, по мнению Гоббса, является главным естественным законом.

Превратить естественные законы в императив может только сила, т.е. государство. Государство возникает двумя путями: вследствие насилия и вследствие общественного договора. Гоббс отдаёт предпочтение договорному происхождению государства, называя такие государства политическими. Заключая общественный договор между собой, люди отчуждают все свои естественные права в пользу суверена. Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство — это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», обладающее необычайной и страшной силой: оно может защитить интересы человека, интересы партий и большой общественной группы. Гоббс разработал и представил «договорную» теорию происхождения государства. Философ выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс отвергал, поскольку, по его мнению, в демократии появлялись различные общественные объединения, что зачастую приводило к гражданской войне. Аристократия казалась ему более предпочтительным вариантом, но только если она была по организации близка к монархии. Самым же предпочтительным вариантом для Гоббса является монархия. Государство, по его мнению, представляет собой результат договора между людьми, который останавливает естественное состояние «войны всех против всех».

Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Гоббс считал, что от деятельности государства зависят сама жизнь человека, его благосостояние, сила, разумность политической жизни общества, общее благо людей, их согласие, которое составляет условие и «здоровье государства»; его отсутствие приводит к «болезни государства», гражданским войнам или даже смерти государства. Отсюда Гоббс делает вывод, что все люди заинтересованы в совершенном государстве.


  1. Аристотель выделяет правильные(монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания , олигархия , демократия)формы государственного устройства. В чем их отличие ? Почему демократия отнесена к неправильным формам государственного устройства.














Аристотель делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и цель (моральная значимость) правления. С точки зрения последней, формы государственного устройства делятся на «правильные», при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. По количеству правящих - один правитель, правление богатого меньшинства и правление бедного большинства.

Правильными формами государственного устройства Аристотель считает те, при которых целью политики является общее благо (монархия, аристократия, политая), а неправильными те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих (тирания, олигархия, демократия).

Правильный строй - строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. Monarchia - единовластие)-- форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. Aristokratia - власть лучших)-- форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития - Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» .

Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия - соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.



Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, отклонение от политии - демократию, отклонение от демократии -охлократию .

В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное - удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права» .

Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

Аристотель дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политики, смешанного строя, укрепление среднего класса.

Аристотель достаточно четко проводит идею о том, что политики это, прежде всего, государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений («государственного общения», общения между «политическими людьми» по поводу ведения общественных дел) и государственного управления. Взгляды Аристотеля во многом были связаны с неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще сложность и разветвленность современной политической системы, включающей и систему разделения властей, и сложную партийную и избирательную системы, наднациональные структуры

Нельзя не сказать, что социально-политическая концепция Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом существующие общественные отношения, была крайне ограниченной.

Под демократией он понимал то, что мы именуем охлократией, т. е. власть толпы, а не закона. Причем Аристотель отнюдь не против демократии как таковой. Он только против ее деформированной формы, когда народ не подчиняется закону. Если первые правильные преследуют общее благо, то вторые — лишь собственные цели или интересы власть имущих. Из неправильных форм наихудшая — тирания. Все неправильные формы, по его мнению, ориентированы лишь на обеспечение личных амбиций правителей.