Файл: Вопервых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История экономических учений
Группа 20Э211
Студент
Улинич Н.К
МОСКВА 2023
Практическое задание №1
Тема 4. Английская классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо)
Ответьте на один из следующих вопросов:
1.В решении каких теоретических вопросов А. Смит продвинулся дальше своих предшественников?
А. Смит создал теорию абсолютных преимуществ. Он обосновал необходимость международного разделения труда с учетом абсолютных преимуществ каждой страны (природные, климатические особенности).» И в Шотландии можно вырастить виноград, но вряд ли он будет сладок». В целом можно отметить, что Смит продвинулся в вопросах разделения труда значительно дальше своих предшественников. Что нового внес А. Смит в рассмотрение этих вопросов?
Во-первых, сделал вывод о том, что разделение труда носит универсальный характер (от простых операций до профессий, затем до классов, разделения города и села и международного разделения труда).
Во-вторых, он показал, что разделение труда может иметь различные степени, и чем больше степеней, тем труд производительнее.
В-третьих, он связал разделение труда со снижением издержек.
В-четвертых, он обратил внимание на то, что обмен возможен лишь тогда, когда люди заняты неодинаковыми делами. Так у него появляется понятие "ценность".
В рассмотрении денег он продвинулся дальше меркантилистов, так как сделал вывод, что деньги не составляют богатства общества. Они возникли стихийно, отдельный индивид не думал создавать и не создал их. Деньги -это товар, выделившийся из общей массы спонтанно. «Золото и серебро, обращающийся в стране, можно сравнить с большой дорогою, по которой развозится и провозится на рынок зерно и сено, но которая сама не производит ни одной горстки ни того, ни другого». Нет принципиального различия между металлическими и бумажными деньгами. Бумажные предпочтительнее, так как они обходятся дешевле.
2. Что такое «догма Смита»? Если подсчитать ВВП согласно догме, какой важнейший компонент не будет подсчитан?
Двойственность теории стоимости Смита выражалась в том, что в одних случаях он стоял на позициях трудовой теории стоимости и полагал, что стоимость определяется затратами труда, а в других случаях он считал, что стоимость складывается из суммы получаемых от реализации трех основных доходов – заработной платы, прибыли и земельной ренты.
Он исключил из стоимости совокупного продукта постоянный капитал.
3. Как определяется стоимость согласно теории Рикардо?
Стоимость определяется только одним фактором - трудом, затраченным на производство товаров. Величина стоимости может изменяться только по одной причине - от изменения количества труда, затраченного в производстве.
Признавая выдающееся значение машин как фактора повышения производительности труда, Рикардо отбрасывает, как ненаучные, утверждения о способности машин создавать новую стоимость.
Единственным источником стоимости товаров Рикардо считает затраты человеческого труда, поэтому как стоимости все товары, в понимании Рикардо, имеют одну общую основу - труд. Следовательно, товары обладают стоимостью только в результате затрат человеческого труда, в результате деятельности людей в процессе производства.
Практическое задание №2
Тема 5. Экономические учения периода разложения классической школы Мальтус, Сэй)
Ответьте на один из следующих вопросов:
1. Каковы основные факторы производства по теории Cэя ? Какой фактор добавился к ним в ХХ веке?
Сэй отвергает трудовую теорию стоимости. Он считает, что продукты как потребительные стоимости могут быть созданы трудом только при содействии сил природы и средств производства (которые он называет капиталом). "Эти три элемента производства необходимы для создания продуктов", которое, по учению Сэя, означает "создание полезности". А так как полезность не отличается от стоимости, то ясно, что последняя создается всеми тремя факторами производства, а не только трудом.
"Стоимости продуктов обязаны своим происхождением совместному действию труда, капиталов и сил природы; только эти три фактора создают стоимость, новое богатство".
Итак, существуют три фактора производства; труд, капитал и природа (земля). Каждый из них оказывает в процессе производства "производительную услугу", за которую (за исключением услуг, оказываемых природою безвозмездно, владелец каждого фактора производства получает вознаграждение или доход (заработную плату, процент и ренту). Вознаграждение это берется из стоимости продукта: каждый из названных владельцев получает долю стоимости, созданную принадлежащим ему фактором производства.
Труд создает заработную плату (т.е. долю стоимости продукта, равную заработной плате), капитал - процент и земля - ренту. Сумма всех этих трех доходов, сложенных вместе, определяет величину стоимости всего продукта.
Прибыль предстает в трактовке Сэя как естественное порождение капитала, а рента - естественное порождение земли. Эта концепция отрицает всякого рода эксплуатацию и изображает экономический процесс как гармоническое сотрудничество равноправных факторов производства.
Теория трех факторов производства сыграла в развитии науки большую роль:
1) были определены основные факторы производства (экономические ресурсы);
2) появилась еще одна оригинальная теория стоимости;
3) послужила основанием для развития так называемого факторного анализа.
Проблема соединения элементов природы, овеществленного и живого труда часто встречается в современных экономических исследованиях. Смысл факторного анализа - в отыскании наиболее выгодной комбинации капитала и труда (земля в расчет не принимается) для тех или иных конкретных случаев. Наиболее известным примером этого анализа является функция Кобба-Дугласа, названная по имени американских экономистов 20-х годов XX в.
2. Какие доводы Вы приведете, критикуя закон народонаселения Мальтуса? Можно ли говорить о рациональных идеях, содержащихся в нем? Если да, то в чем они выражаются?
Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы. По его мнению, как в мире животных и растений, так и в человеческом обществе существует непреложный закон природы, который «состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, распложаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи».
Применительно к человеческому обществу Мальтус утверждал, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, тогда как средства существования, по его мнению, растут в арифметической прогрессии. Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три - как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым.
Мальтус ничем не обосновывал этого выдвинутого им утверждения, он исходил из чистых предположений, не подтвержденных никаким фактическим материалом. Правда, у него приводится один факт, который, однако, не только не подтверждает его измышлений, но изобличает его недобросовестность как ученого. Он говорит об удвоении населения в Северной Америке за 25 лет и считает этот факт доказательством того, что население растет в геометрической прогрессии. На самом деле это удвоение населения имело место лишь на определенном историческом этапе развития и произошло оно за счет иммиграции, а не естественного прироста населения.
Основной вывод, какой сделал Мальтус из своего «Опыта о законе народонаселения», состоял в том, что нищета, бедность трудящихся масс - это результат неотвратимых законов природы, а не социальной организации общества, что бедные, неимущие не имеют права ничего требовать от богатых, так как последние не повинны в их бедствиях.
«Главная и непрерывная причина бедности,- писал Мальтус,- мало или вовсе не зависит от образа правления, или от неравномерного распределения имуществ; богатые не в силах доставить бедным работу и пропитание;- поэтому, бедные, по самой сущности вещей, не имеют права требовать от них работы и пропитания: вот какие важные истины вытекают из закона народонаселения».
Мальтус, таким образом, предельно ясно сам раскрыл назначение своей теории народонаселения - она направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, «доказать» беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Недаром Мальтус особо подчеркивал, что распространение его идей «между бедными» окажет «благотворное» влияние на массы, разумеется, выгодное для господствующих классов.
Прилагая все усилия к тому, чтобы лишить борьбу рабочего класса почвы, сам Мальтус, как ревностный апологет господствующих классов, открыто и цинично выступил против жизненных прав трудящихся, против элементарных требований человеческой справедливости. Он выдвинул положение о том, что в своей нищете рабочий класс виноват сам и что уменьшить свою бедность он может, только ограничив рождаемость. В качестве мер борьбы с ростом народонаселения Мальтус предлагал «нравственное обуздание» - воздержание неимущих от браков. В болезнях, изнурительном труде, голоде, эпидемии, войнах, составляющих истинное несчастье для трудящегося народа, он видел естественные средства уничтожения «лишнего» населения.
Классики марксизма дали уничтожающую критику мальтузианского «закона» народонаселения, раскрыли его реакционную роль. Маркс показал, что основное содержание этого «закона» основано на подмене специфических социально-экономических законов капитализма несуществующими «вечными» и «непреложными» законами природы.
В противоположность Мальтусу Маркс доказал, что нет закона народонаселения вообще, что каждой общественной формации присущ свой специфический закон народонаселения. Нет и не может быть абсолютного перенаселения, есть перенаселение относительное как специфическая особенность капитализма, порожденная действием всеобщего закона капиталистического накопления. Именно действием этого закона, а не законами природы, обусловливается безработица и нищета рабочего класса, Маркс и Ленин показали несостоятельность перенесения на общество законов природы. Мальтус не прав уже по одному тому, что если растения и дикие животные только потребляют, а потому их существование в какой-то мере ограничивается наличием места и пищи, то отличительной особенностью человеческого общества является его производственная деятельность. Человеческое общество само для себя создает средства существования и в этом смысле не зависит от милостей природы. Больше того, человек подчиняет себе природу.
Основным «аргументом» Мальтуса в пользу того, что рост средств существования резко отстает от роста народонаселения, был ненаучный «закон» убывающего плодородия почвы.
Классики марксизма дали резкую критику этого «закона», показав, что сторонники его оставляют в стороне самое главное, игнорируют рост производительных сил общества, рост техники производства. Критикуя «закон» убывающего плодородия почвы, В. И. Ленин доказал, что существует не вообще трудность получения пищи, а трудность получения пищи только для одной части населения - для рабочего класса, и она всецело определяется специфическими законами капитализма, а не вечными законами природы.
В связи с теорией народонаселения Мальтуса следует отметить самую характерную черту его «творчества», которая заключается в том, что у Мальтуса нет ни одной своей, оригинальной теории. Маркс охарактеризовал Мальтуса как «плагиатора по природе». Даже пошлую и циничную теорию народонаселения поп Мальтус украл у другого попа Таунсенда и со свойственным ему «научным тактом» нигде не упоминает его имени. Маркс охарактеризовал в целом работу Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» как «ученически-поверхностный и поповски-напыщенный плагиат..».