Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Ручное практическое задание до, СпДО.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Ручное практическое задание ДО, СпДО
Выполнил:
Обучающийся Нугуманова Гузель Фанисовна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
Цель занятия: получить практический опыт поведения в решении проблемных и конфликтных ситуаций, происходящих в педагогическом дошкольном процессе, получить навыки построения эффективного взаимодействия со всеми участниками процесса, получить навыки использования процессов саморегуляции поведения в межличностном общении.
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов – 3
Решите предложенные ситуационные задачи:
Ситуационная задача 1. Вы – воспитатель в дошкольной образовательной организации. В рамках своей педагогической деятельности, организовали творческий открытый проект для воспитанников средней группы «Дружба нас сближает». Участниками проекта были созданы коллажи из фотографий своих друзей и близких с применением продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка). По итогам конкурса, одна из родительниц сказала вам, что очень недовольна результатами проекта, поскольку считает, что их совместный проект с дочерью достоин лучшей оценки, чем была получена.
Подумайте, при помощи каких компонентов конфликтоустойчивости педагога можно решить подобную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Ответ необходимо представить в таблице, представленной ниже. Необходимо указать компонент конфликтоустойчивости, раскрыть содержание компонента, рассмотреть применение компонента в решении конфликтной ситуации, представленной выше в задании.
Таблица 1 – Компоненты конфликтоустойчивости
№ п/п | Компонент конфликтоустойчивости | Содержание компонента конфликтоустойчивости | Способы применения компонента конфликтоустойчивости |
1 | позновательный компонент конфликтоустойчивости | Умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации и,способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора. | Предоставить родительнице аргументы данной оценки,на примере проектов с более высоким баллом. |
2 | Мотивационный | Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации,их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречий | Предложить родительнице участие в следующем проекте,замотивировать на хороший результат. |
Ситуационная задача 2. Проанализируйте содержание открытого творческого проекта «Дружба нас сближает» для воспитанников средней группы (4 – 5 лет). Опишите собственные действия по организации проекта с детьми и отразите его обязательные элементы:
-
цель проекта:
Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.
-
актуальность проекта:
Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. задачи и гипотеза проекта:
-
задачи и гипотеза проекта;
Образовательные:
-
формировать представления детей о дружбе между людьми; -
учить детей дружеским формам взаимодействия; -
учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания; расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
-
развивать социально-коммуникативные качества; -
развивать эмоциональную сторону детской личности; -
развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
-
воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь; -
воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
-
условия реализации открытого творческого проекта (в том числе, взаимодействие с воспитателями других групп):
Данный проект осуществляется в рамках средней группы, в совместной деятельности педагога, музыкального руководителя и детей.
-
содержание проекта:
1.Беседа: «Умеете ли Вы дорожить дружбой».
2. Конспект НОД в средней группе «С чего начинается дружба».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», русская народная сказка «Лиса и журавль».
4. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
5. Пословицы и поговорки о дружбе.
6. Заучивание стихотворений о дружбе.
7. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Теремок».
8. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
9. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
10. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
-
этапы проекта:
Беседа, конспект, дидактические игры, подвижные игры, результаты фотовыставки, консультация для родителей.
-
планируемые результаты проекта:
Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Решите предложенную ситуационную педагогическую задачу:
Вы – воспитатель средней группы детей 4-5 лет в ДОУ. К Вам обратилась мама мальчика и говорит о том, что ребёнок не хочет ходить в детский сад. Ребёнок рассказывает маме о том, что его постоянно обзывают, смеются над ним, отбирают игрушки, ребята не играют с ним. Мальчик достаточно крепкого телосложения, высокий, но при этом застенчивый, спокойный. Родительница уведомила вас о том, что работа не проводится в группе, и она будет обращаться в вышестоящие органы по решению данного вопроса.
Оформите письменный ответ на все вопросы в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Вопросы:
-
Определите, какое явление описывается в ситуации.
В ситуации описывается педагогический конфликт между родителем и воспитателем по причине того, что ее сына обижают и отвергают в группе, но воспитатель по мнению родительницы не предпринимает никаких действий. Плюс в данной ситуации показано такое явление как буллинг. Мальчика обижают его сверстники, смеются над ним и обзывают.
-
Предложите варианты решения ситуаций со стороны воспитателя для гармонизации отношений в коллективе, в том числе с детьми и родителями.
Нужно помочь мальчику войти в детское общество:
-
выявить способности мальчика, значимые для других детей; -
подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети. -
поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику: подобрать поручения для этого ребенка от выполнения которых зависят другие дети: научить ребенка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчеркивать стремления мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. Надо активнее вовлекать такого ребенка во все события группы, акцентировать внимание на нем, но не навязчиво чтоб не смущать, чтобы дети почувствовали какой достойный человек есть в их группе. Можно попробовать найти у мальчика какую-нибудь положительную особенность и показать ее детям, изюминка может быть и во внешности, например, данный мальчик высокий и достаточно крепкого телосложения, что можно преподнести детям как некоторое превосходство. Чаще вовлекать ребенка в совместные игры, уступая по возможности ему доминирующую роль.
Нужно почаще читать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми и о доброте.
Так же необходимо работать с родителями, так как в данной ситуации отношения родителей и ребенка играют очень важную роль.
Посоветовать родителям взять за правило интересоваться успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать.
Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.
Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности. Родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
3. Заполните таблицу, которая отражает характеристику отверженных, предпочитаемых и изолированных детей, опишите методы и игры со стороны воспитателя, способствующие гармонизации отношений в группе.
Таблица 2 – Методы гармонизации в коллективе
№ п/п | Тип детей в группе | Характеристика | Методы и игры, направленные на гармонизацию в коллективе |
1 | Пассивные дети | Тихо и мало говорят, им очень сложно проявить инициативу в игре или на занятиях, в поведении чувствуется скованность и напряженность, у них наблюдается сниженный эмоциональный отклик. Таким детям не легко завести себе друзей. | Игра «Дракон». Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях. |
2 | Импульсивные дети | Дети очень эмоциональны и подвижны, для них характерна повышенная активность и неорганизованность, постоянно отвлекаются и не могут дослушать ничего до конца, могут отлично знать правила поведения, но не соблюдать их | «Свечи» Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом. |
3 | Ребенок изгой | Не находит общего языка со сверстниками, является объектом насмешек со стороны детского коллектива, не вступает в конфликты | «Пирамида любви». Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные возможности. Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами. |
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов – 3
Предлагается к решению следующая педагогическая задача. В старшую группу (возраст детей 5-6 лет) поступил мальчик из другого детского сада. Ребёнок из многодетной семьи, ведет себя агрессивно, на просьбы воспитателя не реагирует, на занятиях ведёт себя пассивно и отвлекает детей, привлекая к себе внимание.
Вопросы:
1. Объясните причины сложившегося поведения ребенка.
2. Опишите действия воспитателя в возникшей ситуации.
3. Предложите рекомендации воспитателю для выстраивания общения с родителями ребёнка.
1) Дети из многодетных семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость. Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении, также обладают более высокими оценками организованности. Основными психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей.
Психолого-педагогическая проблема - одна из самых серьезных проблем, которая характеризуется дефицитом времени, недостаточностью знаний по воспитанию детей; это невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей.
Практически во всех многодетных семьях возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Как правило, старшие дети быстро взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Необходимо отметить то, что в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, личных любимых игрушек, т.е. Автономности каждого, что приводит к длительным конфликтам между детьми. Это в свою очередь сказывается на поведении мальчика.
2) Можно выделить семь ключевых направлений работы с такими детьми:
1. Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом и эмоциям.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.