Файл: В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ



Группа
Студент

МОСКВА 2022

Часть 1.

Вопрос 3. В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда?

Рабовладельческий способ производства сложился на рубеже четвертого и третьего тысячелетия до н.э.. В наиболее развитых в то время странах Азии, Европы и Африки он просуществовал до III–V вв. н.э.. Рабство имело место у многих народов, но наибольшего развития оно достигло в странах Древнего Востока, в Древней Греции, а затем и в Риме.

Возникновение и развитие рабовладельческих отношений в различных странах происходило по-разному, но вместе с тем имелись общие для всех стран и народов основные экономические условия: становится возможным создание не только необходимого, но и прибавочного продукта; появление индивидуального хозяйства и частной собственности на средства производства; развитие имущественного неравенства.  Отсюда складывается сущность рабовладельческого общества - труд самого рабовладельца и членов его семьи утрачивает своё значение. Производство осуществляется исключительно силами рабов. Рабовладелец живёт за счёт эксплуатации рабов и присвоения результатов их труда. Складывается и развёртывается процесс своеобразного первоначального накопления различного рода богатства у зарождающегося класса рабовладельцев в виде денег, рабочего скота, земли, орудий труда и рабочей силы рабов. Главным средством присвоения и концентрации богатств и рабочей силы рабов были захватнические, грабительские войны. Они стали своеобразным промыслом, который обеспечивал получение пленников и материальных ценностей.


Эксплуатация человека человеком принимает всё более жёсткие формы. Рабы принуждаются к труду под страхом смерти и физического наказания. Возрастают масштабы рабовладельческих хозяйств и количество применяемой рабочей силы. Рабовладельческие хозяйства завоёвывают господствующее экономическое положение. Благодаря более высокой производительности труда новые формы хозяйства, основанные на применении труда рабов, побеждают старые формы. Под «более высокой производительностью труда» здесь понимается реальное увеличение объемов выработки, производства, обработки за счет вовлечения большего количества людей в эти процессы.

В рабовладельческой экономике основными отраслями производства были земледелие, скотоводство и ремесло. Эти отрасли, возникшие ещё в первобытном обществе, сделали определённый шаг вперёд в своем развитии при рабовладении. Главную роль в этом поступательном движении играло совершенствование орудий труда, появление некоторых новых видов орудий труда. Однако этот процесс совершенствования шёл медленно. В течение всей эпохи рабовладения основными орудиями труда в сельском хозяйстве были соха, борона, кирка, вилы, серп, а обработка земли велась примитивными способами. Отсюда можно сделать вывод, что основной специфической чертой рабского труда все же является его низкая эффективность, поэтому здесь потеря качественного компенсировалось количественным . Подтверждение тому, мы можем увидеть в последующих эпохах, где один земледелец с плугом способен заменить пятьдесят человек с сохой.

Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона: «Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других». Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?

Солон -  афинский политик, законодатель и поэт. Солон провёл ряд реформ, которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.

Для того, чтобы дать ответ действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах, необходимо рассмотреть реформы которые он произвел. Он считал, что каждый свободный мужчина-афинянин должен иметь право голоса в народном собрании и возможность публично защищать свои права и интересы. Но управлять государством, по мнению Солона, успешно могут только зажиточные люди, у которых достаточно для этого средств и влияния. Эти его взгляды нашли отражение в изданном им своде законов. Согласно законодательству Солона, все свободные мужчины, независимо от имущественного положения, могли принимать участие в народном собрании и высказывать свою точку зрения на общественные и государственные вопросы.



Был учрежден законодательный орган — «Совет четырехсот», который разрабатывал законопроекты, вступавшие в силу после обсуждения и утверждения в народном собрании. Подвластная Афинам территория была разделена на четыре филы — административно-территориальные единицы, каждая из которых была населена объединением родов, направлявшим в Совет четырехсот по сто человек. Филы находились под управлением родоплеменной знати. Исполнительная власть находилась в руках Ареопага — совета высших должностных лиц. В Совет четырехсот и на другие высшие государственные области избирались только афиняне, обладавшие имуществом не менее определенного размера. Помимо народного собрания, бедняки получали также право участия в учрежденном Солоном суде присяжных.

Таким образом, государственный строй Афин, установленный при Солоне, стал прототипом впоследствии установившейся афинской демократии. Но сам он еще не был демократией: хотя реформы Солона ограничили произвол олигархии и предоставили простому народу право высказывать свою точку зрения, в законодательных и исполнительных органах власти из-за установленного имущественного ценза по-прежнему преобладали олигархи и аристократы, и направление государственной политики по-прежнему определялось ими.
Задача 2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г…. В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое что другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь
, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых». Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964. О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?
Данный отрывок повествует нам о археологических исследованиях в поисках Трои. Раскопками руководил  немецкий предприниматель и археолог-самоучка – Генрих Шлиман. Что примечательно в поисках Трои, Шлиман, руководствовался не столько исследования современных ученых и археологов, сколько древними трудами Гомера – «Одиссея» и «Илиада». Географические описания, данные в «Илиаде», заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, заручившись разрешением османских властей, начинает раскопки под холмом Гиссарлык. Наконец 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. До открытия Генриха Шлимана, общество считало Древнюю Трою вымышленным городом и просто легендой. Это дало огромный толчок для изучения эллинской цивилизации.