ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Группа 21П179в
Студент Зияннурова О.А.
МОСКВА, 2023
Практическое задание № 9
Задание № 2 подготовьте небольшое сообщение по каждой из тем. Представьте краткую характеристику одного из видов эмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс).
Аффект- это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, порыва. При этом изменяются основные характ-ики внимания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.
Аффекты отрицательно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. Обладая свойствами доминанта, аффект тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.
Дайте краткую характеристику одного из видов высших чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальны.
Основанием для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Критерии того, что является прекрасным, производились в процессе развития общества и его культуры.
В самых явлениях, предметах, людях могут быть признаки, которые предоставляют им рис прекрасного, позволяют воспринимать все эти явления как прекрасны. Эстетические переживания характеризуются большим разнообразием и могут иметь меньшую или большую сложность; они градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и заканчивая глубокой взволнованностью увиденным. Осложнения эстетических чувств, появление в них новых моментов определяется, во-первых, характером объекта восприятия, богатством его граней и сторон, глубиной запечатленного в нем содержания, который удалось постичь; во-вторых, характером эстетического познания, которое может быть более или менее глубоким.
Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности: природа, общественная жизнь, человек, произведения искусства.
Задание № Кратко раскройте суть теории эмоций (выбрать и выполнить письменно одно из заданий.
Теория когнитивного диссонанса-социально-психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Практическое задание № 4 Прочтите нижеприведенный отрывок из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» и определите, какие чувства проявились в описанном примере. С какими свойствами личности они связаны?
Раневская и Гаев, герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» разорены. Имение продано с торгов. После торгов возвращается Лопахин. Гаев в слезах. Любовь Андреевна угнетена, а Лопахин ликует: «Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу…Вишневый сад теперь мой! Мой! Боже мой, господи, вишневый сад теперь мой!.. Музыка, играй отчетливо! Пусть будет все, как я желаю! Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!
Ермолай Лопахин олицетворяет новое время, он предприниматель. Лопахин покупает вишневый сад. Для него это момент высшего торжества. Теперь Лопахин - владелец имения, в котором были рабами его дед и отец. Его пьянит сознание собственной удачливости и силы. Гордость и радость звучат в его словах.Став владельцем имения Раневской, новый хозяин мечтает о новой жизни.Новый хозяин, Лопахин, принимает правила современной жизни, он олицетворяет новое время.
Практическое занятие № 10 Воля
Задание № 1 Подготовьте небольшое сообщение по одной из тем
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции — побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозящую. Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляете* в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.
Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде — это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.
Прочтите главы 7,8 «Волевые качества личности», «Характеристика отдельных волевых качеств» в работе Е.П. Ильина «Психология воли», составьте краткий конспект по одной из групп волевых качеств (на выбор студента).
Волевые качества, характеризующие самообладание.
Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит от соотношения между аффектом и интеллектом.
Выдержка,смелость,трусость,решительность,самостоятельности и инициативность,дисциплинированность и организованность,старательность и энергичность,принципиальность.
Таким образом, все перечисленные так называемые волевые качества служат по существу обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления, с одной стороны, различных волевых качеств, а с другой стороны, волевых и нравственных качеств. Это характеристики, синтезирующие и то и другое.
Практическое задание № 11
Задание № 1
Н.Д. Левитова «О психических состояниях человека» , тезисы из 1 главы.
1. Для полного и всестороннего понимания психической деятельности как отражения предметов и явлений объективного мира в мозгу человека следует рассматривать эту деятельность не только как непрерывно изменяющиеся психические процессы и устойчивые особенности личности, но и как временные и вместе с тем целостные психические состояния.
2. Психическое состояние педагога – один из факторов, от которого зависит успех педагогического воздействия.
3. Критикуя взгляд на структуру души как на гармонию, Аристотель различает понятия:
«психическое состояние» и «психическая деятельность».
4. Джемс, вслед за Лэддом, определяет психологию как науку о состоянии сознания, выделяя при этом четыре существенные стороны: личностный характер, изменчивость, непрерывность и избирательность. Психические процессы, по Джемсу, всегда личные. Поэтому, подчеркивая их личностный или целостный характер, Джемс заменяет термин «процесс» термином «состояние».
5. Джемс рассматривал психические состояния исключительно в интроспективном плане, основываясь на внутреннем опыте, на субъективных данных сознания.
6. Рибо подчеркивает роль аффективных состояний в непроизвольном и произвольном внимании и само внимание называет «исключительным, ненормальным состоянием», которое противоречит постоянной изменчивости психики.
7. Специальная глава посвящена Ушинским переходу чувствований в чувственные состояния душ и (термин «чувственный» у Ушинского равнозначен термину «эмоциональный»).
8. Н.Н. Ланге в своих «Психологических исследованиях» довольно широко пользовался термином «состояние». Он называет состояниями эмоции, влечения, аффекты и волевые акты, «те психические явления, которых элементы обусловлены физиологическим возбуждением не высших органов чувств, а внутренних органов тела, как-то: мускулов, сочленений, сухожилий, кровеносных сосудов органов внутренних полостей»
9. А. Ф. Лазурский не выделял психическое состояние в качестве особой психологической категории, но" эпизодически употреблял этот термин для временной и целостной характеристики психики.
10. С.Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей психологии» словно преднамеренно избегает этого термина, резко различая психические процессы и свойства личности, и, как видно, без достаточных оснований считает, что переживания и действия человека всегда выражают его личность. Лишь в главе об эмоциях Рубинштейн употребляет слово «состояние», не придавая значения этому термину. Так, аффекты он называет и процессами, и состояниями.
11. Большие требования к психическому состоянию человека предъявляют производительный труд, работа в любой области искусства, спортивная деятельность. Различные психические состояния переживаются человеком и вовремя отдыха, досуга.
12. Постановкой проблем ы психических состояний привлекается внимание к существенным фактам психической жизни и вносится большая ясность в понимание человеческой психики в целом. Изучение психических состояний должно привести к необходимости рассматривать психические процессы в их течении и результатах не сами по себе, а в теснейшей связи с тем или иным психическим состоянием, на фоне которого протекают эти процессы.
13. Трудное внутреннее состояние— исходный факт, который требует физиологической интерпретации и соответствующей врачебной диагностики.
14. Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
15. Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Общее заключается в том, что психические состояния и индивидуальные особенности дают индивидуальную и синтетическую характеристику психической деятельности, а не просто характеристику ее отдельных элементов, функций или сторон.
16. В области психических процессов по традиции сохраняется классификация на процессы познавательные, эмоциональные и волевые. Но даже эта общепринятая классификация недостаточна: неизвестно, например, к каким процессам отнести внимание и интерес. Кроме того, в ней смешиваются психические процессы и функции, например процесс мышления стоит в одном ряду с функцией памяти.
17. В возникновении психических состояний очень велика роль общественных условий.
18. Начало заболевания часто связано с ухудшением психического состояния, сигнализирующего какие-то непорядки в организме. Зависимость психического состояния от физического хорошо иллюстрируется тем, как сильно влияет на психическое состояние человека недостаток сна, — человека невыспавшегося, как говорится, тянет ко сну, и он проявляет или вялость и пассивность, или раздражительность, нервозность, или то и другое.