Файл: Научноисследовательская работа направление подготовки 38. 03. 01 Экономика Направленность (профиль) программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
36
Положительные суммовые разницы отражаются в учете по дебету счета
62 «Расчеты с покупателями и покупателями» в корреспонденции со счетом
90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы отражаются на тех же сче- тах с помощью сторнирующей проводки.
Курсовые разницы, возникающие при реализации товаров, продукции
(работ, услуг), отражаются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчи- ками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Указанные курсовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам и учитываются при налогообложении прибыли.
Невостребованная дебиторская задолженность возникает либо в резуль- тате резерва по сомнительным долгам (статья 63 «Резервы под сомнительные долги»), либо из-за финансовых результатов, если резерв по сомнительным долгам отсутствует.
Недоступная дебиторская задолженность, подлежащая взысканию без сомнительных кредитных резервов, отражена в статье 91 «Прочие доходы и расходы» статьи 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Расчеты с клиентами и клиентами группы аффилированных организа- ций, деятельность которых отражена в консолидированной финансовой отчет- ности, учитываются отдельно в статье 62 «Расчеты с покупателями и заказчи- ками».
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчи- ками» ведется по каждому счету, представленному покупателям или покупа- телям, а по платежам с ожидаемыми платежами - по каждому покупателю и покупателю.
Аналитический учет по дебиторской задолженности должен обеспечи- вать получение оперативной информации по следующим вопросам:
– по покупателям и заказчикам, которые приобрели товар, и срок пла- тежа которых будет позже;
– по полученным авансам;
– по счетам, которые зарезервированы в кредитных организациях;
37
– по счетам, которые не были оплачены в срок.
Ведение аналитического учета по счету 62 происходит по каждому от- дельному клиенту. Формирование аналитической информации должно позво- лять финансовым службам осуществлять мероприятия по взысканию дебитор- ской задолженности.
Если в учетной политике у организации прописана реализация продук- ции «по отгрузке», то организация осуществляет формирование резерва по со- мнительным долгам. Сумма резерва рассчитывается по каждой задолженности организации на основании данных финансового состояния организации-деби- тора, а также расчета вероятности, с которой долг будет погашен.
Для формирования резерва формируется проводка: дебет счета 90 «Про- дажи» - кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». Прибыль до налогообложения снижается на величину созданных резервов. Та задолжен- ность, которая не была востребована в срок, переносится в дебет счета 63 с кредита счета 62.
В ПБУ 10/99 прописано что сумма задолженности включается в расходы предприятия в том значении, в котором она представлена в бухгалтерском учете.
Проводка, которую делает бухгалтер при списании дебиторской задол- женности: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») – кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В том случае, если в четной политики организации прописано формиро- вание резерва, то осуществлении списания происходит по счету 63. Однако, необходимо отметить, что списание в организации задолженности дебитора по причине его неплатежеспособности, не освобождает от его уплаты. Организа- ция обязана производить отражение данной задолженности в бухгалтерских документах 5 лет. Это необходимо для того, что бы руководители могли осу- ществить отслеживание изменение в финансовом состоянии должника.
38
Данная операция отражается по дебету забалансового счета 007 «Спи- санная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Если должник осуществляет возврат дебиторской задолженности, то бухгалтерия делает проводки:
Дебет счетов учета денежных средств (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета») – кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»
(субсчет 91-1 «Прочие доходы»). На данную сумму также уменьшается задол- женность на забалансовом счете.
Предварительная оплата товаров, работ услуг осуществляется покупате- лями и заказчиками по счету, который выписывается организацией-поставщи- ком.
Рассмотрим ситуацию. Предприятие – продавец осуществляет ведение учеты на субсчете 62-1. Для расчеты по авансам полученным у организации открыт субсчет 62-2.
Сумма полученных авансов отражается проводкой кредит 62-2 «Рас- четы по авансам полученным» - дебет счета денежных средств (счета 50,51).
Данная сумма находится на субсчете 62-2 до момента отгрузки продукции по- купателю. На эту сумму рассчитывается и оплачивается НДС. В этом случае делается проводка:
Дебет 62-2 «Расчеты по авансам полученным» - Кредит субсчет 68-1
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
После того, как продукция была поставлена и были предоставлены рас- четные документы, то сумма полученных сумм авансов необходимо зачесть.
Зачет полученных авансов отражается по дебету счета 62 «Расчеты с по- купателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчи- ками» (субсчет 62-1 «Расчеты с покупателями по оплате продукции»). Одно- временно с зачетом аванса сумма НДС, ранее начисленная с полученного аванса и перечисленная в бюджет, подлежит вычету при расчетах с бюджетом.
Вычет НДС отражается записью по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями
39 и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») и дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»). Когда поставщику поступает аванс в качестве пре- доплаты за реализацию продукции, необходимо сформировать счет-фактуру.
Это требуется для того, чтобы осуществить уплату НДС в бюджет. При этом требуется отметить, что те, кто перечисляет денежные средства за будущую поставку продукции, не занимаются регистрацией счетов-фактур.
В бухгалтерском учете операции по продаже продукции при использо- вании кассового метода и предварительной оплаты продукции отражаются следующими бухгалтерскими записями (табл. 1).
Таблица 1 – Бухгалтерские записи по операциям по продаже продукции при использовании кассового метода и по предварительной оплате продукции
Содержание хозяйственных операций
Корреспондирующие счета дебет кредит
1. Получена предварительная оплата (аванс) от покупателя продукции (включая НДС)
51 62-2 2. Начислен НДС от суммы аванса
62-2 68-1 3. Перечислен в бюджет НДС
68-1 51 4. Отражена продажная стоимость отгруженной продукции согласно расчетным документам (на дату отгрузки продук- ции)
62-1 90-1 5. Отражена сумма НДС от продажной стоимости продук- ции, подлежащая уплате в бюджет
90-3 68-1 6. Списана фактическая себестоимость отгруженной про- дукции
90-2 43 7. Списаны расходы на продажу
90-2 44 8. Отражен финансовый результат (прибыль) от продажи продукции (в составе конечного финансового результата)
90-9 99 9. Зачтен аванс, полученный от покупателя в качестве пред- оплаты за поставленную продукцию
62-2 62-1 10. Предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный по полу- ченному авансу
68-1 62-2
Невостребованные авансы, ранее полученные от покупателей, счита- ются прибылью организации и списываются с дебета счета 62 «Расчеты с по- купателями и заказчиками» (субсчет 62-2 «Расчеты по авансам полученным») в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
40
2.2. Реферирование научной и учебной литературы в целях отра-
жения сущности и содержания научно- исследовательской работы в рам-
ках подготовки ВКР
Осуществление эффективного контроля дебиторской задолженности иг- рает существенную роль при поддержании высокого уровня платежеспособ- ности предприятия. Реализация функции контроля дебиторской задолженно- сти также необходима для формирования имиджа надежного заемщика.
Чем выше объем задолженности покупателей перед организацией, тем больше срок, через который она будет погашена, что приведет к снижению ее оборачиваемости. Как результат в организации будет наблюдаться рос финан- сового цикла, что приведет к снижению деловой активности. Поэтом если ру- ководство организации не уделяет существенного внимания данной составля- ющей активов организации, то это приводит к отрицательным результатам, представленным на рисунке 3.
Для того, чтобы избежать отрицательных последствий необоснованного роста дебиторской задолженности, необходима реализация мероприятий, ко- торые будут внедряться в рамках эффективной системы внутреннего кон- троля. Дадим характеристику сущности данного мероприятия.
41
Рисунок 3 – Последствия увеличения дебиторской задолженности
Внутренний контроль представляет собой определенный процесс, кото- рый дает возможность эффективного функционирования организации, кото- рый реализуется путем принятия эффективного управленческого решения и его главной целью является реализация мероприятий, которые направлены на достижение поставленной цели.
Формирование системы внутреннего контроля требуется для того, чтобы была возможность обеспечения полной информации, которая бы позво- ляла оценки реальные остатки по расчетам с дебиторами. Основные задачи контроля дебиторской задолженности представлены на рисунке 4.
42
Рисунок 4 – Задачи контроля дебиторской задолженности
Осуществлении внутреннего контроля за расчетами с покупателями осу- ществляют несколько категорий сотрудников. К ним относятся главный бух- галтер или иное лицо, которое осуществляет ведение учета, коммерческий ди- ректор, менеджеры организации.
2.3. Обработка массивов экономических данных в соответствии с
поставленными задачами ВКР, анализа, оценки, интерпретации получен-
ных результатов и обоснование выводов
Проведем оценку основных этапов организации системы внутреннего контроля в организации.
Основная задача первого этапа при организации системы контроля явля- ется оценка структуры дебиторской задолженности организации. Для реализа- ции первого этапа используется реестр старения дебиторов. Анализ прово- дится по форме таблицы 2.
43
Таблица 2 – Реестр «старения» счетов дебиторов
7
Наименование дебиторов 0-30 дней 30-60 дней 60-90 дней
Свыше 90 дней
Всего
Доля, %
1 2
3 4
5 6
7 1.
2.
…
Прочие дебиторы
Всего
Доля, %
Основная информация, которая дает возможность провести анализ деби- торов по срокам возникновения – данные бухгалтерского учета по расчетам с покупателями. Для выявление проблем по расчетам с дебиторской задолжен- ности требуется также тщательный анализ договорных обязательств.
Основные методы, которые могут быть использованы для ее востребо- вания представлены на рисунке 5.
После этого все предприятия-должники ранжируются в порядке умень- шения суммы долговых обязательств. На практике чаще всего ДЗ от первых
20-ти до 30-тикрупных контрагентов равна примерно 70-80 процентам от об- щей суммы. Данные об этих должниках должны быть перечислены в таблице
2. Данная группа дебиторов требует существенной работы с ней.
Покупатели, у которых величина задолженности является существен- ной, являются объектами работы сотрудников организации. Требуется реали- зации мероприятий по ее погашению.
7
Дронова Ю. В. Дебиторская задолженность в теплоэнергетике: причины возникновения и пути решения проблемы [Текст] / Ю. В. Дронова, О. А. Владимирова // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 2. — С. 274–280.
44
Рисунок 5 – Основные методы работы по востребованию дебиторской задол- женности
Следующим этапов контроля дебиторской задолженности является го- ризонтальный анализ и вертикальный анализ. Рассчитывается абсолютное и относительное изменение, а также доля дебиторской задолженности в оборот- ных активов. Данный коэффициент – коэффициент отвлечения оборотных ак- тивов в дебиторскую задолженность. Его вычисление проводится по формуле
(1.1).
(1)
Где KOA
дз
— коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ;
—сумма дебиторской задолженности предприятия;
OA—сумма оборотных активов/ создание целевой группы для работы с дебиторской задолженностью разработка и анализ реестра претензий по «старению»
разработка плана действий для сотрудничества с конкретными подрядчиками с указанием условий, ответственности, сметы расходов и достигнутого эффекта внесение информации о запланированных суммах долга в финансовый план компании с последующим мониторингом выполнения разработка и утверждение положения о мотивации результатов, достигнутых целевой группой
,
ОА
ДЗ
КОА
дз
ДЗ
45
После проведения горизонтального и вертикального анализа осуществ- ляется расчет среднего срока инкассации дебиторской задолженности. Рассчи- тывается также скорость оборота за анализируемый период.
Средний период инкассации ДЗ отражает ее значение в фактической длительности циклов (общего операционного и финансового) организации.
Для расчета этого показателя существует специальная формула:
,
О
ДЗ
ПИ
о дз
(2) где дз
ПИ
— средний период инкассации ДЗ;
ДЗ
— средний остаток дебиторской задолженности фирмы в изучаемом временном отрезке; о
О
— сумма оборота за один день по реализации товаров в изучаемом временном отрезке.
Количество оборотов ДЗ отражает скорость обращения инвестирован- ных в нее средств в изучаемом временном отрезке. Для расчета этого показа- теля существует специальная формула:
,
ДЗ
ОР
КО
дз
(3)
Где
KO
дз
— количество оборотов ДЗ фирмы в изучаемом временном от- резке;
OP— общая сумма оборота по реализации продукции в изучаемом вре- менном отрезке;
ДЗ
— средний остаток дебиторской задолженности фирмы в изучае- мом временном отрезке.
В ходе 4-го этапа анализа изучают состав просроченной ДЗ, выявляют сомнительную и безнадежную виды задолженностей. При этом используют такие показатели, как: коэффициент просроченности и средний «возраст» про- сроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ.
46
Для расчета коэффициента просроченности ДЗ существует специальная формула:
,
ДЗ
ДЗ
КП
пр дз
(4) где дз
КП — коэффициент просроченности ДЗ; пр
ДЗ
— сумма ДЗ, которая не была оплачена в установленный срок;
ДЗ
— общая сумма дебиторской задолженности предприятия.
Для расчета «среднего возраста» просроченной ДЗ используется ниже- приведенная формула:
,
О
ДЗ
ВП
о пр дз
(5) где дз
ВП — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадеж- ной) ДЗ; пр
ДЗ
— средний остаток дебиторской задолженности фирмы в изучае- мом временном отрезке; о
О
— сумма оборота за один день по реализации товаров в изучаемом временном отрезке.
На заключительном этапе проводится вычисление эффективности вло- жений в дебиторскую задолженность. Затраты на получения кредита для фи- нансирования деятельности сопоставляются с рентабельностью продаж.
В итоге можно сделать вывод о том, что такой анализ необходим для разработки кредитной политики фирмы в целом, и ее отдельных аспектов в частности.
После произведения оценки и анализа, на основании данных расчетов можно определить положение дел касательно дебиторской задолженности в текущий момент времени. Помимо этого, появляется возможность определе-
47 ния всех задач, закладываемых в политику управления задолженностью, ре- шение которых становится первостепенным для службы экономической без- опасности.
Современное функционирование любого хозяйствующего субъекта предполагает инновационных, постоянно совершенствующихся решений в его развитии, существовании, взаимодействии с контрагентами, в том числе и по расчетно-хозйственным операциям с ними, включающее корректное ведение учета, а также осуществлении качественной оценки дебиторской задолженно- сти, создавая основу, для решения поставленных перед службой экономиче- ской безопасности задач. Помимо всего прочего, с целью сбережения и при- умножения финансовых активов следует осуществлять непрерывный кон- троль за состоянием платежеспособности должников и контрагентов, в соот- ветствии со сроками заключенных договоров выставлять претензии по причи- тающимся обязательствам, вести активную политику предотвращения пере- хода дебиторской задолженности из нормальной в сомнительную или вовсе безнадежную.
Положительная и отрицательная динамика дебиторской задолженности в некоторых случая оцениваются неоднозначно. Это связано с существова- нием нормальной и просроченной задолженности. Нормальная дебиторская задолженность не создает больших препятствий для ведения хозяйственной деятельности, при условии ее постоянного контроля. В то время как просро- ченная создает финансовые барьеры, так как денежные средства будут выве- дены из оборота на долгосрочный период, не позволяя запустить их в повтор- ный цикл, вероятнее всего, создавая при этом: упущенную выгоду, невозмож- ность пополнения запасов для производства, задолженность перед персона- лом, другими контрагентами или бюджетом, а в крайних случаях и вовсе при- останавливая ведение хозяйственной деятельности организации. В связи с данными последствиями каждая нормальная организации проявляет большой интерес и прилагает все возможные усилия для уменьшения задолженности, а также сроков ее погашения.