Файл: Программа профессиональной переподготовки Теория и методика учебнотренировочного процесса по избранному виду спорта (футбол) (340).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Теория и методика учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта (футбол) (340)
Дисциплина: Психофизиологические основы учебно-тренировочного и соревновательного процессов
Практическое задание 2, Модуль 2. Психофизиологические основы учебно-тренировочной и соревновательной деятельности
Выполнил:
слушатель Талавира Илья Иванович
Преподаватель:
Крайнов Андрей Николаевич
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Психофизиологические основы учебно-тренировочного и соревновательного процессов
Практическое задание 2
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 15 баллов.
Задание 1. Заполните таблицу «Разновидности предстартовых состояний» на примере избранного вида спорта (любой спорт не ваше усмотрение):
Состояние | Характеристика | Приемы регуляции |
1. Боевая готовность | Оптимальный уровень напряжения, совпадает со временем старта, имеют место умеренные соматические и вегетативные реакции: повышаются возбудимость и подвижность двигательного аппарата, усиливается деятельность органов дыхания, кровообращения и ряда других физиологических систем, заинтересованных в успешном выполнении предстоящей физической нагрузки. Имеет три специфических компонента: физический; эмоциональный; мыслительный. | Сохранение имеющегося уровня активности и эмоционального тонуса. умеренная разминка, дыхательные упражнения |
2. Предстартовая лихорадка | Уровень психического напряжения усиливается, переходя в напряжённость. Резко выраженные процессы возбуждения, снижающие способность к дифференцированию раздражителей и ухудшению процессов координации и управления движениями, приводящими к необоснованному повышению вегетативных сдвигов. | Увеличение или уменьшение (в зависимости от ситуации) уровня активности. Более интенсивная, чем обычно, разминка, словесное воздействие, изменение ритма и глубины дыхания, повышение мышечного тонуса, саморегуляция |
3. Предстартовая апатия | Наихудший вид предстартового состояния, уровень психического напряжения резко падает. Преобладание тормозных процессов (как правило, имеет место у недостаточно тренированных спортсменов, объективно неподготовленных к предстоящей мышечной деятельности) переход от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор), снижение мотивации, волевой активности, чувства ответственности. | Повышение эмоционального тонуса. Интенсивная разминка, словесное воздействие (беседа с тренером, психологом), дыхательные упражнения с изменением ритма и глубины дыхания. Произвольное внимание – переключение внимания, мыслей. Упражнения на напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Самовнушение и самоприказы. |
Задание 2. Опишите 2-3 метода психологической подготовки спортсменов в избранном виде спорта: указать название методики, краткое описание, привести примеры работы со спортсменом.
Общая психологическая подготовка футболиста.
Общая психологическая подготовка стоит в одном ряду с физической, технической и тактической подготовкой и осуществляется с ними на протяжении всего периода спортивного совершенствования. Она направлена не только на подготовку футболиста к предстоящему соревнованию, но и на решение задач спортивного совершенствования.
Основные задачи общей психологической подготовки:
-
Воспитание моральных черт и качеств личности спортсмена. -
Формирование спортивного коллектива и психологического климата команды. -
Развитие процессов восприятия, в том числе формирование и совершенствование специализированных видов восприятия, таких как «чувство дистанции», «чувство партнера», «чувство футбольного поля», «чувство времени». -
Развитие внимания, в частности, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. -
Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия. -
Развитие способностей управлять своими эмоциями в процессе подготовки и в процессе самой игры.
Специальная психологическая подготовка футболиста к игре.
Специальная психологическая подготовка футболиста к предстоящему соревнованию осуществляется на базе общей психологической подготовки и связана с решением задач, встающих перед спортсменами в данном, конкретном соревновании.
Данную подготовку, условно, можно разделить на пять этапов:
-
психологическая подготовка на предсоревновательном этапе тренировки; -
психологическая подготовка к игре; -
психологическое воздействие во время игры; -
психологическое воздействие на протяжении всего матча или турнира; -
психологическое воздействие после окончания соревнования.
Волевая подготовка футболиста.
Волевая подготовка игрока связанна с такими качествами как целеустремлённость (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивостью и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность для достижения цели), выдержка и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения).
Методики волевой подготовке:
-
Регулярные и обязательные выполнения тренировочных планов (программ) и соревновательных установок (дисциплина как залог успеха). -
Системно вводить дополнительные трудности, постоянно включая усложнённые двигательные задачи (бег и контроль мяча на песке и на снегу). -
Использовать соревнования и соревновательный метод в процессе тренировки (эстафеты, спарринги один в один, два на два итп, бег с выявлением победителя).