Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины оп 08. Безопасность жизнедеятельности По профессии спо 43. 01. 09 Повар, кондитер.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГАПОУ «Зеленодольский механический колледж»
Методические рекомендации
по выполнению
внеаудиторной самостоятельной работы
учебной дисциплины
ОП 08. Безопасность жизнедеятельности
По профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер
Автор: педагог-организатор БЖ Ярмухамедов И.М.
Рассмотрена на заседании цикловой | | |
комиссии по общепрофессиональному и | | |
профессиональному циклам | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Протокол №____ от «___»__________20____г. | | «УТВЕРЖДАЮ» |
Председатель цикловой комиссии по | | Заместитель директора отделения ПКРС |
общепрофессиональному и профессиональному | | _________________ Э.Т. Шайхутдинов |
циклам ____________________ Р.Р. Пулатова | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самостоятельная работа по безопасности жизнедеятельности – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
-
работа с учебником; -
работа со справочной литературой; -
подготовка рефератов по темам; -
использование Интернета.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
-
систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов; -
углубления и расширения теоретических и практических знаний; -
формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет; -
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; -
развития исследовательских знаний.
Время на внеаудиторную самостоятельную работу студентов берется в расчете 50% от всего учебного времени, отведенного на изучение дисциплины.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
-
уровень освоения студентом учебного материала; -
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических работ; -
умение студента использовать теоретические знания на зачёте;
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия и является обязательной для каждого студента.
Задачами, реализуемыми в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в образовательной среде колледжа являются:
-
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов; -
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -
формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; -
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит свое отражение:
-
в рабочем учебном плане; -
в рабочих программах учебной дисциплины с ориентировочным распределением по разделам и темам.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением изделия или продукта творческой деятельности.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
-
уровень освоения учебного материала; -
умение использовать теоретические знания и умения на практических занятиях.
Методические рекомендации по проработке учебной литературы.
Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодики является наиболее эффективным методом получения знаний по изучаемому предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас собственное отношение к конкретному вопросу или проблеме.
Самостоятельная работа с литературой – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Данная работа способствует уяснению конкретных терминов и понятий, введенных в курс учебной дисциплины, пониманию и закреплению пройденного лекционного материала, подготовке к практическим занятиям.
Алгоритм самостоятельного изучения рекомендованной литературы:
Составьте перечень источников, с которыми Вам следует познакомиться.
-
Правильный подбор литературы рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических рекомендациях по конкретной учебной теме дисциплины. Перечень должен быть систематизированным. Обязательно выписывайте все выходные данные по каждому источнику. -
Определите для себя, какие источники (отдельные главы, разделы, статьи) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
Выделяют четыре основные установки в чтении текста:
-
информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию); -
усваивающая (задача - как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений); -
аналитико-критическая (задача - критически осмыслить прочитанный материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему); -
творческая (задача - использовать для своих рассуждений или как образ для действия по аналогии суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к тексту связано существование и нескольких видов чтения:
-
библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за определенный период и т.п.; -
просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе; -
ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала; -
изучающее – предполагает доскональное освоение материала. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала; -
аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второй – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Основным видом чтения для студентов является изучающее чтение – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.
-
Если в тексте встретилось незнакомое слово, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно узнайте его значение. -
Сделайте необходимые записи по прочитанному материалу с учетом рекомендаций преподавателя по оформлению работы.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
-
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; -
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; -
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; -
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; -
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Методические указания по подготовке к зачетам
Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к
которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены.
Требования к организации подготовки к зачётам те же, что и при занятиях в
течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачёту
у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по
указанию преподавателя в течение семестра.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить
для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз
целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты
лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать
время по подготовке к зачёту для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала
у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него
разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он
испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует
обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы
самопроверки.
Методические рекомендации к написанию реферата
Реферат необходимо сдать в печатном виде на листе формата А4, выполненном шрифтом Times New Roman 14 пунктов.
Требования, предъявляемые к реферату:
Реферат (доклад) должен быть оформлен в MS Word, шрифт текста Times New Roman, 14 пт., интервал 1.
-
Титульный лист (см. приложение 1) -
Содержание (см. приложение 2) -
Введение -
Основная часть реферата -
Заключение -
Список используемой литературы (см. приложение 3)
Если возникнут затруднения в процессе работы, обратитесь к преподавателю.
Критерии оценки:
-
Вы правильно выполнили задание. Работа выполнена аккуратно – 5(отлично). -
Вы не смогли выполнить 2-3 элемента. Работа выполнена аккуратно- 4(хорошо). -
Работа выполнена неаккуратно, технологически неправильно – 3(удовлетворительно).