Файл: 3. Невербальная коммуникация Тема Вербальная коммуникация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы теории коммуникации (1/1)



Группа
Студент

МОСКВА 2023
Практическое занятие 1.

по темам 3, 4: Тема 3. Невербальная коммуникация; Тема 4. Вербальная коммуникация
Задание 1. Проанализируйте предложенные ситуации, указав, какие психологические барьеры используются для описания реакций: 1 «Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее наконец выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить!»
Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.

Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

  • усилить или изменить то, что было сказано словами;

  • передать информацию о своем эмоциональном состоянии;

  • определить или укрепить отношения между людьми;

  • предоставить обратную связь;

  • регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.


Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.

Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?



У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Прикосновения

Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.

Голос

Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

  • тон;

  • темп;

  • тембр и высота голоса;

  • интонация;

  • звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Практическое занятие 2

По темам 5, 6: Тема 5. Межличностная коммуникация; Тема 6. Массовая коммуникация

Задание 1. Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными»

Групповая коммуникация - это такой тип коммуникационного процесса, при котором общение происходит между небольшим количеством людей (от 3 до 30 чел.) определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Совокупность коммуникационных взаимодействий может способствовать динамизму структуры, сплоченности группы, ее срабатываемости или, напротив, приводить к возникновению и возрастанию конфликтной напряженности между членами данной группы, подталкивать к внутригрупповому конфликту.

Задание 2. В предложенных ситуациях переформулируйте описанные реакции в терминах открытого выражения чувств и желаний. 1 «Мать убирает в комнате, а сын развлекается тем, что выдергивает вилку пылесоса из розетки и радостно смеется. Мать говорит: «Сынок, ты же уже вырос, а ведешь себя как маленький ребенок. Как тебе не стыдно?»

Открытое выражение желаний и чувств — это, пожалуй, наиболее трудная тема тренинга уверенности в межличностных отношениях. Трудности здесь возникают по нескольким причинам.

К глубокому сожалению, в нашей стране пока нет особых традиций ценить и уважать чувства и желания отдельного человека. Скорее наоборот, чувствами пренебрегают и выражение чувств игнорируется.

Многие люди не имеют элементарных навыков распознавания чувств в самих себе и в других людях, используемые ими формы словесного выражения чувств часто ограничиваются десятком слов. Другие упорно цепляются за самые агрессивные и неэффективные способы межличностного общения — за «барьеры общения ».

Практическое занятие 3
по темам 7, 8: Тема 7. Понятия образа мира и языковой картины мира; Тема 8. Международные информационные потоки.
Задание 1. Ценность и качественность массовой информации основываются на таких принципах, как востребованность, польза, интересность (общая и практическая), эмоциональная окрашенность. Проанализируйте, как потребитель информации (зритель, слушатель, читатель) ощущает дефицит или избыток информации в СМИ при освещении трагических событий в нашей стране и за рубежом.

 

Избыток, а не бедность – вот социальная характеристика, способная свергнуть капитализм и учредить коммунизм. Нынешнее устройство общества возникло в буквальном смысле в эпоху голода. С тех пор и поныне социальные иерархии и экономические системы были основаны на распределении дефицита. Авторитарные режимы управляют дефицитом, демократические режимы управляют его насыщением; но все они нуждаются в дефиците. В этих обществах статус человека или организации зависит от способности организовать дефицит или его насыщение. Строго говоря, этот миропорядок заинтересован в наличии дефицита.

 Однако в условиях избытка дефицит утрачивает ценность. Включается противоположный механизм – sharing, умение эффективно и красиво делиться (в русском языке подходящего слова пока нет, видимо, шэринг и приживется). Возникает совершенно другая экономика, где люди оплачивают не право пользования чужим товаром, а собственную эмоцию участия. Возникает другое общество, где политические бонусы приносит создание социальных сервисов, делающих sharing более удобным и заметным, престижным.


 Фактор престижа, очевидно связанный с желанием статуса, играет в шэринге важную роль. Шэринг, как ни странно, вырастает из престижного потребления. Престижное потребление – высшая форма потребления, потому что оно не связано с материальными нуждами. Престижное потребление отделяет социальную ценность потребления от материальной потребности. В условия избытка статусное потребление неизбежно превращается в статусный шэринг. В результате, скажем, знаменитости, то есть люди, профессионально зарабатывающие на своем социальном статусе, уже не могут не участвовать в благотворительности. Чем ближе общество к избытку, тем выше в нем роль контрибуции, а не консумации.

 Однако избыток довольно трудно достижим в материальном мире. Поэтому черты будущего общества избытка проступают в благополучных группах немногих благополучных странах. Но избыток - а именно избыток контента - уже достигнут в Интернете.  Поэтому любое государство - противник Интернета. У любого институционального режима, основанного на дефиците, возникают непримиримые, причем даже не идеологические, а морфологические разногласия с сетевой средой, самостоятельно производящей избыток своего основного продукта. Создавать ценность путем ее раздачи – это неслыханно; это даже не очень понятно в парадигме дефицита.

 У информации есть очень важная черта, отличающая ее от ценностей материального мира: тот, кто делится информацией, не лишается ее. Информация остается с ним и поступает к другому, обрастая отношением. В результате каждый акт шэринга умножает количество информации. Больше того: тот, кто делится, не только ничего не лишается, но еще приобретает – статус. В этом процессе срабатывает эффект позитивной обратной связи: избыток контента вызывает конкуренцию шэринга (кто больше делится, тот и молодец), а шэринг приводит к избытку. Все общественные и экономические практики, основанные раннее на дефиците, в сетевой среде обречены.

Первой социальной практикой, столкнувшейся с этим феноменом избытка, стала журналистика. Все старые бизнес-модели медиа в Интернете обречены, потому что они были построены, как выясняется, вовсе не на информации, а на отсутствии информации у публики, - то есть на дефиците. Теперь нет дефицита ни информации, ни площади, ни каналов доставки. Нет также дефицита качества, потому что в интернете представлена информация любого качества, какое только может быть выработано человечеством, включая, кстати, качество информации, вырабатываемое журналистами, которые в числе наиболее активных авторов Сети сами подрывают былую монополию СМИ. А далее уже вирусный редакторы отбирают и распространяют лучшее, обеспечивая каждому пользователю персональную настройку релевантного качества доставляемой информации.