Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине физическая культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Физическая культура
Группа ПМ22УП171в
Студент
А.А. Никитина
МОСКВА 2022
Содержание
Теоретическо-методические основы здорового образа жизни. Ведение | 3 |
1 Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» | 4 |
2 Составляющие здорового образа жизни | 10 |
2.1 Правильное питание | 10 |
2.2. Здоровый сон | 12 |
Заключение | 15 |
Список используемых источников | 16 |
| |
Теоретическо-методические основы здорового образа жизни
Ведение
Фундаментальными понятиями являются «образ жизни» (как, каким образом человек думает, ведет себя, действует) и «условия жизни» что или кто человека окружает, в каких условиях (демографических, материальных, природных, социально-экономических, политических, здравоохранительных и др.) он живет, работает, действует, т.е. формируется образ жизни.
Следовательно, образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип деятельности человека в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни. А условия жизни - опосредованные и обусловливающие образ жизни факторы, определяющие его или сопутствующие ему. Образ жизни включает три категории:
1. Уровень жизни - количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей.
2. Качество жизни - сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющее достичь физического, психического и социального благополучия.
3. Стиль жизни - особенности поведения конкретного человека или группы людей. Важно помнить, что первые две категории (уровень и качество жизни) носят общественный характер.
Современная концепция изучения качества жизни, связанного со здоровьем, базируется на трех составляющих:
1. Многомерность. Качество жизни, связанное со здоровьем, оценивается характеристиками, как ассоциированными, так и не ассоциированными с заболеванием. Что позволяет определить влияние болезни на состояние больного.
2. Изменяемость во времени. Качество жизни, связанное со здоровьем, меняется во времени в зависимости от состояния больного.
3. Участие больного в оценке состояния своего здоровья.
1 Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Ретроспективный анализ литературы показал, что понятие «здоровье» имеет большое количество определений. Сложность однозначной трактовки этой дефиниции, на наш взгляд, вызвана тем, что различные научные дисциплины (философия, медицина, педагогика, психология, социология и др.) выделяют специфические цели и задачи, а также содержание этого феномена. Существительное «здоровье», согласно «Этимологическому словарю русского языка» А. Г. Преображенского, образовано от корня «дорв». От этого же корня происходит существительное «дерево», которое, в свою очередь, означало «быть крепким и сильным». Одним из первых дал определение понятию «здоровье» Алкмеон: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил» [4]. П. И. Калью были проанализированы около 80 определений понятия «здоровье». Приведем те из них, которые, по мнению ученого, содержат наиболее распространенные признаки, используемые при характеристике 10 понятия «здоровье»:
1 нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение физических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;
2 динамическое равновесие организма и его функций и факторов окружающей среды;
3 способность к полноценному выполнению основных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде;
4 способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде
, поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность;
5 отсутствие болезни, болезненных состояний либо болезненных изменений;
6 полное физическое и духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармонического взаимодействия всех органов» [1].
Данный перечень, как справедливо отмечает П. И. Калью, является отнюдь не полным и не исчерпывает всего разнообразия признаков здоровья, используемых разными авторами при характеристике этого понятия. Н. А. Лебедева-Несевря предлагает авторскую классификацию подходов к определению понятия «здоровье». Классификация подходов к определению понятия «здоровье»:
1 Комплексный - здоровье, сложный феномен, сочетающий в себе гетерохронные компоненты;
2 Нормоцентрический - здоровье, совокупность типичных норм восприятия человека в сочетании с эмоциональным реагированием и с нормальными показателями соматического состояния здоровья;
3 Патоцентрический - здоровье, некая абстракция, подразумевающая умеренную выраженность патологических черт личности;
4 Эволюционистский - любое проявление человеческой природы оценивается как здоровое или больное в зависимости от того, насколько оно целесообразно для общевидовой адаптации;
5 Феноменологический - болезнь и здоровье - специфические способы индивидуального бытия в мире, несводимые к каким-либо схемам и объяснительным моделям и постигаемые только в контексте субъективной картины мира;
6 Холистический - здоровье, обретаемая в процессе онтогенеза целостность, предполагающая личную зрелость, интеграцию (ассимиляцию) жизненного опыта и применение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования;
7 Акмеологический - здоровье, основное и необходимое условие актуализации высших возможностей человеческой природы;
8 Аксиологический - здоровье, универсальная человеческая ценность;
9 Социокультурный - характеристики здоровья рассматриваются в качестве переменных, обусловленных социокультурным контекстом, национальным образом жизни;
10 Дискурсивный (диспозитивный) – здоровье, социальный феномен, являющийся проекцией и объективацией сложной системы дискурсов (т. е. выступающий как продукт субъективной картины мира, представление определенного дискурса, обладающего своей внутренней логикой конструирования или же концептуализации социальной действительности) [2].
В приведенной классификации рассмотренно здоровье в основном с социальной и медицинской точки зрения. В связи с этим данный феномен определяется проявлением противоположных состояний: «здоровье» (норма) и «болезнь» (патология). Хотя, по мнению большинства авторов, здоровье считается абстракцией. Например, Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и возможность полноценно трудиться, отдыхать, т. е. в полном объеме выполнять основные человеческие функции.
Классическое определение понятия «здоровье», являющееся общепринятым в мировом масштабе, предложено в 1948 г. Организацией Объединенных Наций и поддержано Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3].
Несколько иначе здоровье понимается педагогами, которые акцентируют свое внимание не столько на биосоциальном, сколько на социокультурном аспекте этого феномена. При этом большое значение в понимании этого феномена имеет смысл, который вкладывают в понятие «здоровье» носители той или иной педагогической культуры.
С позиции социокультурного аспекта сочетание стабильного позитивного самоощущения человека со способностью реализовывать свои потребности в развитии и самовыражении, соответствие психофизиологического состояния общественным нормам являются необходимыми условиями здоровья. Сущность понятия «здоровье» в науке и прикладной деятельности представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. Обобщенную характеристику этого понятия можно представить в виде некой системы, включающей в себя совокупность параметров, соотносимых с составляющими общей культуры человечества.
Рассмотрим критерии выражения здоровья и обозначим обобщенное его представление в отношении этих критериев. Физический критерий раскрывает смысл здоровья в полноценном функционировании отдельных органов, систем и организма в целом; психологический критерий - в нормальном протекании психических процессов, сформированности познавательных качеств, что обеспечивает гармоничность сознания личности, ее психическое благополучие; медико-биологический критерий - в отсутствии болезней и повреждений, в нормальном протекании психических и физиологических процессов в организме
; экологический критерий - во взаимодействии человека с другими людьми, с окружающей средой; экономический критерий - в гармоничном развитии человека в условиях стабильного уровня жизни и достойной материальной обеспеченности; социальный критерий - в общественной активности человека, включая его профессиональное и семейное благополучие; духовно-нравственный критерий - в интеллектуальном, моральнонравственном, эмоционально-ценностном развитии человека; культурологический критерий - в усвоении опыта по организации собственной здоровой жизнедеятельности на основе осознания принадлежности индивида к определенной культуре, принятия ее ценностей и выработки индивидуальной стратегии здорового образа жизни.
Выделенные критерии совпадают с теми функциями, которые выполняют человек и общество. По нашему мнению, эти критерии можно рассматривать как смыслообразующие составляющие определения понятия «здоровье».
Основываясь на результатах сравнительного анализа различных подходов к определению понятия «здоровье», можно заключить, что оно представляет собой многокомпонентную характеристику конкретного индивида, являющуюся основой для полноценной реализации его функций в нескольких аспектах:
- физическом: индивидуальное развитие морфологических и функциональных характеристик организма человека, его способность адаптироваться к различным условиям окружающей среды;
- психическом: качества личности, обеспечивающие ей гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, позволяющие успешно адаптироваться в той или иной социальной среде;
- социальном: умение выстраивать позитивные межличностные отношения в семье, обществе;
- духовно-нравственном: сформированность системы моральных, нравственных, этических, духовных ценностей, умение проявлять эмпатию, быть терпимым и снисходительным по отношению к другим людям, воспитанность и культура поведения в обществе.
Для того чтобы человек мог пребывать в состоянии физического, психического, социального, духовно-нравственного благополучия, ему необходимо уметь влиять на факторы, от которых зависит его здоровая жизнедеятельность. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья человека, традиционно выделяемых Всемирной организацией здравоохранения, особое место занимает образ жизни. Доля влияния этого фактора составляет 50-55 %. Понятие «здоровый образ жизни» активно разрабатывалось около полувека назад представителями медицины, которые рассматривали данный феномен как поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья, достижение активного долголетия и обеспечение высокого уровня работоспособности на основе научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов.