Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Н. Г. Закревская дает следующее определение понятия «образ жизни»: это совокупность существенных характеристик и типичных видов жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом [4].

Э. Н. Вайнер трактует понятие «здоровый образ жизни» как «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [5].

Выделяют два основных фактора, влияющие на здоровье человека: генетическую обусловленность психофизического состояния и условия жизнедеятельности человека. В современной научной литературе можно выделить три основных направления исследования проблемы здорового образа жизни:

1 философско-социологическое;

2 психолого-педагогическое;

3 медико-биологическое.

В рамках первого направления исследователями акцентируется внимание на том, что здоровый образ жизни является глобальной социальной проблемой, составным компонентом образа жизни и одним из показателей культуры личности и общества.

Характерной особенностью второго направления ученые считают факт, что формирование здорового образа жизни человека возможно при благоприятных физиологических, социальных и психологических условиях его жизнедеятельности.

По мнению исследователей, развивающих третье направление, здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих гармоничному развитию организма, повышению общей работоспособности, сбережению и укреплению здоровья. В качестве факторов, благоприятно влияющих на здоровье человека, ими рассматриваются такие, как сбалансированное питание, регулярная двигательная активность, отдых, стрессоустойчивость, материальное благополучие.

Н. П. Абаскалова в содержании здорового образа жизни выделяет следующие компоненты: целевой – понимание поставленной цели здорового образа жизни, содержательно-операционный - наличие знаний и практических умений, необходимых для успешной реализации здоровой жизнедеятельности, мотивационно-ценностный - сформированность системы ценностей личности касательно сбережения и укрепления здоровья и отношение к здоровому образу жизни, программно-ориентировочный - проектирование и реализация программы жизнедеятельности индивида в соответствии с принципами здорового образа жизни, эмоционально-волевой - достижение поставленной цели на основе проявления волевых качеств и эмоциональная оценка результатов деятельности, деятельностный - реализация в собственной жизнедеятельности целостной системы здорового образа жизни или отдельных ее составляющих, а также пропаганда здорового образа жизни среди окружающих, оценочный - комплексная оценка результатов здорового образа жизни и на основе этого внесение изменений в организационный и содержательный аспекты здоровой жизнедеятельности.


2 Составляющие здорового образа жизни

2.1 Правильное питание

Человек издавна использовал питание в качестве од­ного из важнейших средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное пи­тание повышает умственные способности. Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо из­вестно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минераль­ные вещества. Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются струк­турной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность, Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Средняя потребность организма в белках составляет 1-1,3 грамма на килограмм массы тела. Для людей, занимающихся спортом эта потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион следует включать белки, как животного, так и растительного происхождения. [6]

Жиры - наиболее концентрированный источник энер­гии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент - жирные кислоты, они являются незаменимой составной частью пищи. [7]

Углеводы считаются основным источником снабжения организма энергией. Кроме того, они необходимы для нормального функционирования нервной системы, главным образом головного мозга. Доказано, что при ин­тенсивной умственной деятельности расходы углеводов повышаются. Углеводы также играют важную роль в обмене белков, окислении жиров, но их избыток в организме создает жировые отложения.

Углеводы поступают с пищей в виде моносахаридов, дисахаридов и полисахаридов, превращаясь в результате биохимических ре­акций в глюкозу. Излишнее употребление углеводов, особенно сахара, чрезвычайно вредно.

Ученые отмечают наличие прямой связи между коли­чеством съедаемого сахара и сердечнососудистыми болезнями. Это объясняется тем, что избыток углеводов оказывает отрицательное действие на стенки кровеносных сосудов, повышает содержание в крови сахара и холестерина - вещества, усиливающего атеросклеротические процессы в стенках сосудов. [7]



От калорийности съедаемой пищи зависит масса тела. У многих людей, она избыточна. А ведь от массы в немалой степени зависит здоровье человека. Ученые утверждают, что лишние 9 килограммов массы тела на 18 % сокращают возможную продолжительность жизни человека. Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3-4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. [8]

Теперь немного о витаминах, которые также являются необходимым компонентом питания. Витамины входят в состав ферментов, активизируют обмен веществ, повышают иммунитет человека, его умственную и физическую работоспособность. Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому в необходимом количестве они должны поступать с пищей. Немалое влияние на здоровье человека оказывает и достаточное поступление в организм минеральных веществ. Известно, что в теле человека находится до 60 химических элементов. [6]

Минеральные вещества - регуляторы обменных процессов в клетках - принимают участие в их построении, в образовании жизненно важных ферментов и гормонов. Рекомендуют ограничивать калорийность питания. Вместе с тем ученые подчеркивают необ­ходимость использования продуктов повышенной биологической ценности: овощей, фруктов, петрушки, укропа, зеленого лука и т. д. Эти продукты содержат в себе много ценных витаминов и минеральных веществ. Важным для здоровья является сохранение в организме кислотно-щелочного равновесия. Человек в своем питании, с целью поддержания кислотно-щелочного равновесия, должен использовать продукты, вызывающие как кислые, так и щелочные реакции.

2.2. Здоровый сон

Вся наша жизнь проходит в двух состояниях - бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Во время сна восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада, и т.д.

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность. Установлено, что в процессе ночного сна время от времени возникает активное состояние мозга, как при напряженной работе. Одновременно отмечаются быстрые вращения глазных яблок, движения тела - в такие периоды у человека отмечаются сновидения. Эта фаза сна полу­чила несколько названий: парадоксальный сон, быстрый сон и рема-сон. [6]


Другую фазу сна назвали медленным, или ортодок­сальным сном. Во время медленного сна уменьшается частота дыхания и сердечных сокращений, понижается температура тела, уменьшается выделение ряда гормо­нов, снижается активность работы желудочно-кишечного тракта. Сновидений в фазе медленного сна нет. Изучение физиологами особенностей парадоксального сна показало, что в этой фазе организм претерпевает глубокие изменения. Учащаются ритмы дыхания и работы сердца, повышается артериальное, давление, усиливаются мозговое кровообращение и гормональная деятельность. Одновременно фиксируется глубокое расслабление мышц шеи, лица, понижение тонуса большинства мышц. Выяснилось также, что в период парадоксального сна происходит активная нейтрализация токсических веществ в организме, интенсивный рост клеток, повышение уровня биосинтеза в нейронах. Существует мнение, согласно которому именно в этой фазе сна мозг освобождается от накопившейся за день излишней информации. [9]

Лишение человека этой фазы сна резко снижает его умственную работоспособность, приводит к значительным психическим изменениям, ухудшению самочувствия, возникновению галлюцинаций. В ряде случаев наблюдается чрезмерная возбудимость. Поэтому важной функцией парадоксального сна считается психологическая мобилизация личности, устранение тревоги невротического происхождения. Чрезмерно продолжительный сон также вреден. Излишний сон не считается полезным и в биологическом отношении, поскольку нарушаются кровообращение и работа органов пищеварения. Напряженную умственную работу следует прекратить за 1,5-2 ч до ночного сна, иначе затрудняется процесс засыпания. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 1,5-2 ч до сна. Ложиться спать рекомендуется в 23-24 ч, вставать - в 7-8 ч.[8]

Весьма полезен непродолжительный дневной пассивный отдых. Горизонтальное положение тела улучшает мозговое кровообращение, позволяет мышцам рассла­биться. Дневной сон, даже кратковременный, прекрасно восстанавливает работоспособность.

Заключение

Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Исходя из всего вышесказанного, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

- Рациональное питание;

- Соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;


- Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;

- Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления;

- Отказ от курения и злоупотребления алкоголем.

Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечит физическое, социальное, эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье.

Здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, пересмотр старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения, т.к. здоровый человек бывает, несчастен, а больной не может быть счастлив.


Список используемых источников

1 Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация М.: [б. и.], 1988. 220 с.

2 Лебедева-Несевря Н. А. Социология здоровья: учеб. пособие для студентов вузов. Пермь, 2011. 238 с.

3 Глоссарий терминов по вопросам укрепления здоровья // Всемирная организация здравоохранения. 1998. 48 с.

4 Закревская Н. Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2010. 391 с.

5 Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: учебник. М.: Альфа-М, 2003. 417 с.

6 Гурович Я.Е. Здоровый образ жизни. - М.: Просвещение, 2002. – 256с.

7 Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности 11 классов: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2001. – 257с.

8 Физическая культура: учебн. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 588с.

9 Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. - М.:Дрофа, 1994. – 167с.