Файл: Реферат по дисциплине Основы государственной культурной политики Российской Федерации.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра проектной деятельности в кинематографии и телевидении
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы государственной культурной политики Российской Федерации»
на тему: «Внешняя культурная политика России»
Выполнил:
студент гр.3235
Румянцева Д.А.
Проверил:
преподаватель
Лавров В.В.
Баллы______________
«___»_________2023г.
Санкт-Петербург
2023
Содержание
1.Введение 3
2.Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества 5
2.1Цели политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. 5
2.2Приоритетные задачи в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. 8
3.Формировaние и реaлизaция политики Российской Федерaции в сфере междунaродного культурно-гумaнитaрного сотрудничествa 17
4.Зaключение 21
-
Введение
Культурная политика-это явление сложной структуры, многослойное. Его сложность определяется его разнообразными связями с различными культурными, социальными и политическими процессами. Различные внутренние подсистемы культурной политики отражают формирование поведения субъектов политики, этапы формирования культурного целого, наличие множества различных культурных образований и т. д. То есть некоторые элементы отражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие этапы формирования культурной политики в конкретной стране, третьи ценности, которыми руководят элитные и субкультурные группы, этносы, жители определенных регионов и т. д.
Важным моментом в понимании феномена культурной политики является ее междисциплинарный принцип:"ответ на вопросы о том, какая культурная политика реализуется, чьи интересы реализуются, чьи потребности удовлетворяются". В связи с этим возникает вопрос о целостности и необходимости реализации единой государственной культурной политики. Сомнения, возникающие в этой ситуации, по-видимому, лежат в основе смешения терминов "один"и " тоталитарный". При этом понятия "единство", "сплоченность" никоим образом не противоречат понятиям "многообразие", в то время как значение понятий "тоталитарный", "тоталитаризм" действительно содержит идеи о том, как бороться с любым разнообразием.
Уникальная государственная культурная политика необходима для координации разнонаправленных усилий различных участников культурной жизни в общественных интересах как субъекта особого типа, устойчивость и развитие которого является условием удовлетворения интересов и потребностей всех социальных групп и каждого отдельного человека.
Главной целью нашей общей государственной политики является развитие и реализация человеческой свободы, что делает культуру крупнейшим стратегическим резервом общества.
Президентом Российской Федерации описана формулировка принципов внешней политики Российской Федерации, утвержденная в июле 2008 года, которая включает содержание, принципы и основные ориентиры деятельности России в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Международное культурно-гуманитарное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского дела, музеев, библиотек и архивов, спорта и туризма.
Нижеследующая система взглядов на содержание, принципы и основные ориентиры российского движения в области международного культурного сотрудничества является принципом политики Российской Федерации в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
-
Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества
-
Цели политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
Культура играет особую роль в реализации внешнеполитической стратегии России. Положение и авторитет Российской Федерации в мире - это не только ее военно-политическое значение и экономические ресурсы, но и культурное наследие народа Российской Федерации. Символизируя духовную самобытность страны, российская культура в совокупности символизирует универсальные ценности мирового сообщества и является частью мирового культурного и исторического наследия человечества. В то же время богатое духовное и культурное влияние России, накопленное на протяжении веков, определяет ее уникальное место в мировой культурной сфере. В то же время в силу особенностей исторического развития русской культуре свойственна открытость и чуткость к культуре других стран и народов.
Политика международного культурного и гуманитарного сотрудничества является важным элементом политики российского государства на международном уровне. Взаимное культурное и гуманитарное сотрудничество может сыграть важную роль в достижении основных целей и повышении эффективности внешней политики России.
Новые вызовы и основные работы начала XXI века в области международных отношений в условиях глобализации придают все большее значение российским культурным и гуманитарным связям. Это связано с многополярностью в мире. Всегда очевидно, что глобальная конкуренция приобретает, помимо прочего, культурные и цивилизационные аспекты. Борьба за культурные влияния усиливается среди ключевых игроков на международном уровне, и с ней в значительной степени связаны возникающие новые центры силы по всему миру. Глобализация не только подразумевает интеграцию и развитие национальной культуры, но и часто угрожает идентичности страны и народа. Перед лицом угрозы межцивилизационного разлома коллективные усилия по налаживанию межкультурного диалога приобретают особое значение. Возрастает потенциал культуры как эффективного инструмента сглаживания разногласий между государствами.
Такое направление внешнеполитической деятельности в современных условиях требует инновационных подходов. Политика международного культурного и гуманитарного сотрудничества должна способствовать решению проблемы модернизации страны.
В последнее время характер международного культурного и гуманитарного сотрудничества претерпел серьезные изменения. Культура все чаще становится своего рода товаром, и многие страны стараются сделать как можно больше для ее сбыта на мировом рынке, и соперничество в этой области значительно усиливается.
Культура стала важным фактором экономического развития страны. Государству следует сосредоточить значительные материальные и финансовые ресурсы на решении текущих задач, активном поддержании конкурентоспособности отраслей отечественной культуры и борьбе за рынки сбыта продукции в сфере культуры.
В условиях глобализации и с учетом усиливающихся попыток разделить мир путем признания цивилизации разностороннее и эффективное использование духовного и культурного потенциала Российской Федерации может способствовать формированию объективного и благоприятного образа нашей страны. Эффективная деятельность в этом направлении соответствует интересам увеличения числа русских друзей, борьбы с новыми разделительными линиями, нейтрализации антироссийских настроений политического и идеологического происхождения.
На современном переломном этапе развития мира, и особенно в контексте усилий по активному противодействию пропагандистским кампаниям под лозунгом "сдерживания" России, культурная дипломатия приобретает все большее значение. Используя специфические формы и методы воздействия на общественное мнение, культурная дипломатия, как никакое другое средство "мягкой силы", способна укрепить международный авторитет страны, послужив убедительным доказательством восстановления Российской Федерации как свободного и демократического государства.Стержневая задача политики России на данном направлении состоит в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества, интеграции России в мировое культурное пространство. Российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России должны способствовать утверждению за нашей страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене.
Политику в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества следует планировать и строить таким образом, чтобы за рубежом формировалось наиболее полное представление о России как о стране, где бережно сохраняются богатые исторические традиции отечественной культуры и одновременно развивается динамичная культурная жизнь в условиях многообразия и свободы творчества, плюрализма мнений, отсутствия цензурных ограничений. Культурные связи должны отражать федеративное устройство российского государства, в котором признается равное достоинство культур всех населяющих его народов. Проведение эффективной политики в этой области требует согласованности интересов центра и регионов при соблюдении суверенитета и государственной целостности Российской Федерации.
Культурные обмены призваны способствовать установлению и поддержанию устойчивых и долговременных связей между государствами, общественными организациями и людьми. Такие контакты должны вносить вклад в налаживание межгосударственного взаимодействия не только в сфере культуры, но и других областях, включая экономику.
Международное культурно-гуманитарное сотрудничество призвано способствовать реализации государственной культурной политики Российской Федерации в сфере культуры. Оно должно быть нацелено на укрепление духовности российского общества, наращивание его интеллектуального потенциала, сохранение культурно-нравственных ценностей и духовного единства народов России.
-
Приоритетные задачи в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.
Основой культурного общения является художественный обмен в традиционных формах гастрономических мероприятий и концертов. Богатые исторические традиции, высокий авторитет и самобытность отечественной художественной школы удовлетворяют стабильный международный спрос на продукцию русских мастеров. Необходимо постараться представить за рубежом лучшие достижения российской культуры в музыке, театральном искусстве всех видов и жанров, включая оперу, балет, драматический театр, певческую и танцевальную деятельность народов Российской Федерации, цирк и театр. При этом речь идет о классическом и современном искусстве, профессиональных художниках и художниках-любителях, актерах с мировым именем, художественных коллективах, молодых творцах, представителях всех регионов и национальностей Российской Федерации.
Увековечивание памяти об исторических связях Российской Федерации с зарубежными странами, открытие, сохранение и популяризация памятников культуры, связанных с историческим прошлым России, жизнью и деятельностью выдающихся представителей зарубежья и других объектов культурного наследия, находящихся за рубежом, должны способствовать стать важным вопросом для государства. Особое внимание следует уделить организации мероприятий, связанных с памятными датами истории Отечества, содействию возвращению исторических памятников в Россию. Важным аспектом этой работы являются усилия по благоустройству воинских и гражданских захоронений, сохранению мощей погибших защитников Отечества в достойном виде на территории зарубежных стран, принятию надлежащих и эффективных мер в отношении них и других сооружений, символизирующих воинскую славу Отечества.
На практике вспомогательная роль русской культуры за рубежом может решаться искусственно, на долгосрочной основе, а также отдельными мероприятиями. Прочной основой для этого плана является практика обмена национальными годами Российской Федерации с зарубежными странами, культурная составляющая которых занимает важное, а иногда и доминирующее положение. Также необходимо проводить Дни российской культуры и другие масштабные мероприятия за рубежом, организовывать взаимные поездки деятелей культуры для развития творческих связей, обмена опытом, поощрения участия в конференциях, семинарах и других тематических мероприятиях.