Файл: Природные ресурсы и природные условия региона (на примере региона ).docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание:
ПОДГОТОВИТЬ АНАЛИТИЧЕСКУЮ ЗАПИСКУ/РЕФЕРАТ на тему:
«Природные ресурсы и природные условия региона (на примере региона…..)
Студент должен рассмотреть данный вопрос на примере того региона (область, край, республика), в котором он проживает/работает. Аналитика (данные статистики) представляются за последние 3 - 5 лет (в динамике). Необходимо сделать вывод о тенденциях социально-экономического развития региона с учетом имеющихся природных ресурсов и природных условий.
Ответ:
Актуальность темы исследования. Проблема сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является актуальной как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. При этом охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности
рассматриваются как жизненно необходимая мера, в то время когда
нарастают проявления глобального экологического кризиса.
Экономические преобразования последних десяти лет, характерные
практически для всех стран, определили скорость и содержание
трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и
неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой
страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования
затронули институты государственного регулирования. К последним
относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество,
финансы, информация и информационные технологии, национальные
традиции, наука и образование.
Практика показала, что стабильность и эффективность процессов
природопользования, скорость и соответствие трансформации
природопользования содержанию процессов рыночных реформ были
неоднозначны. В сложившейся ситуации необходимость переосмысления
многих подходов к регулированию процессов природопользования очевидна.
В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы
государственного регулирования природопользования связано с
возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования.
Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении
устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение
дефицитности природных ресурсов. Объект исследования – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды.
Предмет исследования – возможности улучшения государственного
управления природопользованием и охраной окружающей среды на
региональном уровне.
Цель аналитической записки - исследование систем управления в области экологической политики и охраны окружающей среды, а также выявление проблем в управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Состояние окружающей среды и здоровья человека, условия его жизни и деятельности находятся в зависимости от функционирования общественного производства. Развитие рыночной экономики, процессов интеграции и глобализации отнюдь не способствует улучшению экологической ситуации в мире. В частности, выявлено, что человеческая цивилизация за время своего существования разрушила более 60% естественных экосистем на суше. В настоящее время, по справедливому мнению многих зарубежных и российских ученых, во взаимодействии общества и природы происходит постепенный переход от анти экологической по своему характеру эпохи к эпохе экологической, когда рост общественного производства в странах мира согласуется с его природными основами и возможностями, а также С каждым годом состояние окружающей среды становится хуже, вследствие чего возникает потребность в более эффективном регулировании области охраны окружающей среды с помощью различных государственных институтов. Появляется необходимость в создании новых нормативных актов, регулирующих охрану окружающей среды, природопользование и экологию. Так же становится необходимым усиление контроля, за исполнением всех нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу. ближайшими и отдаленными целями социально-экономического, демографического и экологического развития страны и ее регионов. Россия – одна из первых стран, которая начала применять на практике платежи за загрязнение окружающей среды. Такие платежи нужны для того, чтобы компенсировать экономический ущерб, который наносится в процессе деятельности предприятий окружающей среде.
Таким образом, платежи призваны стимулировать предприятия, чтобы
те сокращали выбросы вредных веществ. А также платежи могут являться
источником для последующего аккумулирования денежных средств, которые
предназначены для ликвидации негативных экологических последствий,
которые возникают в процессе производства.
Всего применяются 3 вида платежей:
1. за размещение отходов;
2. за сброс в водные объекты загрязняющих веществ;
3. за загрязнение атмосферы.
Система государственных субсидий ориентируется на стимулирование
экологосбалансированной деятельности. Примером может служить
возможность предоставления некоторых субсидий местным органам власти,
для того, чтобы они производили постройку очистных сооружений.
У экологических налогов есть несколько задач: 1) способствование
тому, чтобы наносимый экологический ущерб компенсировал сам объект
загрязнения – загрязнитель, а не все общество в целом, 2) необходимость
сделать стоимость продукции более адекватной по отношению к ущербу и
затратам, наносимым по окружающей среде.
Такой вид налога может выполнять стимулирующую роль для развития
экологосбалансированных производств и видов деятельности и «подавлять»
природоемкую деятельность. Также следует отнести создание рынков
окружающей среды к мере экономического регулирования.
Предприятие может само решать, что для него является наиболее приемлемым и выгодным – приобретение права на использование окружающей среды или трата денег на мероприятия, направленные на
предотвращение вредных выбросов.
Государством осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, чтобы оно могло регулировать воздействие хозяйственной и другой деятельности на окружающую среду, гарантируя при этом обеспечение экологически безопасной обстановки и сохранение благоприятной окружающей среды.
Правовое регулирование нормирования в сфере охраны окружающей среды осуществляется по трем направлениям:
1. Установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
2. Установление нормативов допустимого изъятия природных ресурсов;
3. Установление нормативов качества окружающей среды.
На сегодняшний день официально признан тот факт, что
существующая в Российской Федерации система нормирования воздействий на окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются
к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к
тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития. При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.
Государственное управление сферой природопользования и охраны окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического
законодательства. На окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития.
При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в
хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление
всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны
окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской
Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.
Государственное управление сферой природопользования и охраны
окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического
законодательства. На окружающую среду не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к таким системам в странах, в которых существует высокий уровень социально-экономического развития. Такая система значительно проигрывает им по таким факторам, как эффективность и прозрачность и, к тому же, не имеет внутренних ресурсов для дальнейшего развития. При этом главным инструментом для сохранения окружающей среды в хорошем состоянии, является обязательное законодательное закрепление всех основных гарантий, принципов, критериев и механизмов охраны окружающей среды, которые заложены в Конституции Российской
Федерации, а также осуществления оценки качества окружающей среды.
Государственное управление сферой природопользования и охраны
окружающей среды должно обеспечивать реализацию экологического
законодательства.
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Область располагает достаточными ресурсами почти всех видов полезных ископаемых, позволяющими удовлетворить как собственные потребности, так и обеспечивать вывоз некоторых строительных материалов (щебень, цемент и др.) за её пределы.
Область производит 1,8% всей добываемой нефти Поволжья, 17% природного газа, свыше 30% цемента, около 20% минеральных удобрений.
Важнейшее значение в топливно-энергетическом комплексе области имеет нефтегазовое минеральное сырьё. Длительное время сохраняется уровень добычи нефти 1,2-1,3 млн т в год.
Потенциальные ресурсы нефти и газа в области достаточно велики и составляют около 700 млн т нефти и 1 трл м3 газа.
Твёрдые полезные ископаемые. В области известно 569 месторождений твёрдых полезных ископаемых, 420 проявлений, 340 участков и 53 перспективные площади; разведано до промышленных категорий и учтено Госбалансом запасов - 244 месторождения.
По видам минерального сырья: горючие сланцы; глины - кирпичные и керамзитовые; пески - стекольные, формовочные, строительные; песчано-гравийные смеси; мел для строительной извести; цементное сырьё; строительные камни; известняк; песчаники; минеральные краски; опоки на термолит; ракушник; минеральные соли; цеолиты; глаукониты; лечебные грязи; торф.
Размещение разведанных месторождений отличается крайней неравномерностью, обусловленной не столько особенностями геологического строения территории, сколько существующей в прошлые годы необходимостью подготовки разведанных запасов, в первую очередь вблизи крупных промышленных центров, где сосредоточена значительная часть предприятий по производству строительных материалов (Саратов, Балаково, Балашов, Вольск и Энгельс).
В районных центрах и малых населённых пунктах области предприятия стройиндустрии представлены, в основном, маломощными кирпичными заводами и притрассовыми карьерами по добыче песков и песчаников, используемых в дорожном строительстве. Географическое положение и природные ресурсы. Энгельсский муниципальный район расположен в центральной левобережной части Саратовской области и граничит с Ровенским, Марксовским, Советским, Саратовским, Красноармейским и Краснокутским муниципальными районами. Соседство крупного регионального центра позволяет Энгельсскому району существенно повысить потенциал инфраструктуры. Для Энгельса доступны сконцентрированные в областном центре транспортные, научные, образовательные, финансовые ресурсы и возможности.
В состав Энгельсского муниципального района входят 22 поселка и 29 сел.
Расстояние от районного центра до Москвы – 870 км., до Саратова – 3 км.
Энгельсский муниципальный район расположен на территории 3,2 тыс. кв. км, богатой природными ресурсами. Речь идет и о полезных ископаемых, водных ресурсах, о сельскохозяйственных угодьях, о природно-климатических условиях.
Район обладает достаточно развитой минерально-сырьевой базой, которая представлена углеводородным, минерально-строительным сырьем, богатыми водными ресурсами (река Волга), подземными водами, в том числе содержащими гидроминеральное сырье. Запасы минерально-строительного сырья представлены в виде полезных ископаемых: пески строительные и силикатные, кирпичные и керамзитовые глины; углеводородное сырье – нефть, газ, конденсат.