Файл: Обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЧП №7
-
Коллизионные вопросы наследования
Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании коллизионной нормы право (закон страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, к основной их части.
Статут наследования определяет решение как общих вопросов - об основаниях перехода имущества по наследству (закон, завещание, наследственный договор, дарение на случай смерти и др.), о составе наследства (видах имущества, которое можно наследовать), условиях (времени и месте) открытия наследства, круге лиц, которые могут быть наследниками (включая решение вопроса о «недостойных» наследниках), так и специальных вопросов, касающихся наследования по определенным основаниям, - непосредственно на основании закона (по закону), по завещанию, в порядке наследственного договора и т.д.
Этим статутом определяются как общие правила о наследовании любого имущества, так и специальные правила о наследовании отдельных видов имущества - земли, банковских вкладов, исключительных прав и др.
В коллизионном праве большинства стран единственным, или основным, статутом наследования является личный закон наследодателя - закон страны его гражданства, или домицилия.
Для ряда государств исходным коллизионным принципом в области наследования является принцип домицилия, под которым обычно понимается постоянное место жительства наследодателя (Швейцария, Франция, Великобритания, США).
При определении домицилия проводится различие между домицилием происхождения, или домицилием по месту рождения, и домицилием, приобретенным или избранным.
Если статут наследования определяет регулирование всей совокупности наследственных отношений гражданско-правового характера, имеет место единство статута. Чаще, однако, из единого статута делаются изъятия относительно наследования определенных объектов. Иногда эти исключения бывают настолько существенны, что позволяют, говорить о двойственности статутов наследования в праве одного государства.
Лицо может в завещании или в договоре о наследовании определить, что к его наследству применяется право государства его гражданской принадлежности. Такое определение утрачивает силу, если лицо утратило к моменту своей смерти гражданство соответствующего государства.
Кроме обычно устанавливаемых в законах правил о применении права к форме и способности к составлению и отмене завещаний этот Закон устанавливает также особые правила о праве, подлежащем применению к договорам о наследовании и к взаимным завещаниям.
К договору о наследовании применяется право государства местожительства наследодателя на момент заключения договора, а в случае, указанном в ст. 25 Закона, - право государства гражданской принадлежности лица.
Применимое право определяет допустимость, действительность, содержание и обязательность для исполнения договора о наследовании, а также наследственно-правовые последствия.
Взаимное завещание должно в момент его составления соответствовать праву государств местожительства обоих завещателей или праву совместно ими выбранного государства местожительства одного из супругов.
В российском законодательстве право, подлежащее применению к отношениям по наследованию, иными словами, статут наследования определен ст. 1224 ГК РФ.
Приведем п. 1 ст. 1224:
«1. Отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву».
Из приведенного текста могут быть сделаны следующие выводы:
- по российскому праву статутом наследования признается право страны последнего места жительства наследодателя;
- российское право исходит из двух статутов наследования: к наследованию движимого имущества должно применяться право последнего места жительства наследодателя, а к наследованию недвижимого имущества - право страны места нахождения этого имущества (lex rei sitae). Эти коллизионные нормы носят двусторонний характер. В то же время в отношении недвижимого имущества, внесенного в государственный реестр в Российской Федерации, установлена односторонняя коллизионная норма, поскольку в ней содержится отсылка к российскому праву.
-
Регулирование наследственных отношений международными договорами
Наследование — один из старейших институтов гражданского права; с обращением к этому институту связана и история становления международного частного права: одна из ее ранних страниц напоминает о договоре князя Олега с греками (911 г.), содержавшем положение о наследовании имущества русских, находившихся на службе в Греции.
Подверженное влиянию национальных традиций, религиозных и иных воззрений, законодательство, регламентирующее отношения по наследованию, особенно его материально-правовые предписания, — далеко не самый «удобный» материал для международно-договорной унификации. Тем не менее ознаменовавший последние десятилетия минувшего века «всплеск» унификационных работ в области международного частного права принес ощутимые результаты и в сфере наследственных отношений, выразившиеся прежде всего в подписании ряда многосторонних международных договоров универсального характера.
К таким договорам относятся Гаагские конвенции:
-
о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоряжений, 1961 г.; -
относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 г.*(275); -
о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании 1985 г.; -
о праве, применимом к наследованию имущества умерших лиц, 1989 г.; -
а также Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания 1973 г.*(276).
Региональными международными договорами, решающими, в частности, вопросы наследования, являются
-
Конвенция о международном частном праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте); -
Конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция).
Российской Федерацией и большинством других стран СНГ 7 октября 2002 г. подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишиневская конвенция). Эта Конвенция не внесла существенных изменений по сравнению с положениями Минской конвенции в регулирование отношений по наследованию. Как и Минская конвенция, Кишиневская конвенция не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются или могут стать. Это означает, что в случае расхождения норм названных конвенций с нормами двусторонних международных договоров, действующих в отношениях между одними и теми же странами, применяются нормы двусторонних договоров.
Российская Федерация участвует в двусторонних международных договорах, регулирующих и наследственные отношения (о правовой помощи, консульские конвенции и др.).
Наиболее широкий круг вопросов, касающихся отношений по наследованию, предусматривают продолжающие действовать для России договоры о правовой помощи, заключенные в прошлом СССР с рядом стран Восточной Европы, КНДР, Кубой, Монголией, а также договоры о правовой помощи между Российской Федерацией и странами — бывшими союзными республиками, договоры о правовой помощи с Египтом, Ираном, Польшей.
-
Наследование права иностранцев в Российской федерации
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется как правом страны, гражданином которой является иностранец, так и законодательством Российской Федерации, прежде всего Конституцией России, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции России).
Статья 2 ГК РФ специально закрепляет положение о том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с российским законодательством иностранные граждане могут иметь на праве собственности имущество и соответственно могут его завещать и наследовать на равных основаниях с гражданами Российской Федерации.
В отношении наследования иностранцами в России никаких ограничений не установлено; им предоставляется право наследования независимо от того, проживают они в России или нет.
Предоставляя иностранным гражданам право наследования, российское законодательство никогда не предусматривало условия о взаимности.
И хотя ст. 1232 ГК РФ предусматривает возможность установления Правительством РФ ответных ограничений (реторсий) в отношении прав граждан государств, в которых имеются специальные ограничения прав российских граждан и юридических лиц, представляется, что эти ограничения не должны применяться к отношениям в области наследования и носят декларативный характер, поскольку нельзя признать справедливым ущемление прав частных лиц за действия государства.
Вместе с тем имеются прямые законодательные ограничения в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства), установленные российским законодательством.
Например, иностранцы не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ (ст. 15 Земельного кодекса РФ).
Поэтому, если в результате наследования наследником будет являться иностранный гражданин или лицо без гражданства, соответствующие земельные участки подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности.
Те же последствия возникают для иностранных граждан и лиц без гражданства при наследовании ими земельных участков сельскохозяйственного назначения (ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Гражданский кодекс РФ (раздел VI «Международное частное право») предусматривает, что применимое национальное право определяется в соответствии с международными конвенциями, в которых участвует Российская Федерация, а также в соответствии с двухсторонними соглашениями о правовой помощи, заключенными Российской Федерацией с рядом иностранных государств.
В тех случаях, когда такие международные договоры Россией с соответствующими странами не заключены, применяются нормы законов, и прежде всего Гражданского кодекса РФ. В этом случае если не удается установить применимое право, то последнее устанавливается по обычаям делового оборота, признаваемым в России (ст. 1186 ГК РФ).
Международные договоры признаются не только полноправными источниками российского права, но им отдается приоритет.
В международном частном праве при регулировании отношений с участием граждан часто встречаются ссылки на закон гражданства лица, закон места жительства лица. Эти ссылки нашли отражение в законодательстве РФ.
Теперь в ГК РФ впервые четко определен так называемый личный закон физического лица. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Встречаются ситуации, когда лицо имеет два гражданства (России и другой страны), а порой и несколько гражданств. В этих случаях приходится решать вопрос о том, какой закон применять к правоотношениям с участием этого гражданина.
Согласно ст. 1195 ГК РФ, если у человека несколько гражданств и одно из них российское, то применяться будет российское право. Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.